Краснова Вера
Проект «Мы дети Атомграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Мы – дети Атомграда».
Тип проекта : творческий, познавательно-исследовательский.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Период проведения проекта : сентябрь 2019г – май 2020 года.
Участники проекта : дети старшей логопедической группы (5 - 6 лет, воспитатели, учитель-логопед, родители.
Актуальность.
Публикация «Проект „Мы дети Атомграда“» размещена в разделах
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
В «Стратегии развития воспитания граждан РФ» особое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформированы Президентом РФ В. В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Много ли дети знают о своем городе? Часто ли гуляют по улицам родного города? Знают ли их названия и почему они так названы? Знают ли основные достопримечательности города?
Результаты мониторинга позволили сделать вывод о том, что у детей не сформировано представление о малой Родине, как о неотъемлемой части большой страны. Дети не знают происхождение названия города, не знакомы с историческими зданиями и многими достопримечательностями города.
В ходе бесед выяснилось, что дети проявляют большой интерес к родному городу, знают о существовании и местонахождении некоторых памятников, но не знают, кому они посвящены.
Опросы с родителями показало, что они мало уделяют внимания патриотическому воспитанию своих детей. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о родном крае. Да и сами родители располагают недостаточной информацией, чтобы рассказать детям о родном городе, о его достопримечательностях, названиях улиц, не посещают музеи, выставки. Поэтому не могут в полной мере расширить у детей представлений о родном городе, воспитать у них патриотические чувства.
Таким образом была определена проблема проекта.
Проблема проекта : какими педагогическими методами и приёмами сфор-мировать познавательную активность у детей по данной теме и расширить у них представления о родном городе, его улицах через организацию совместной деятельности с родителями.
Цель: воспитание у детей любви к Родине, родному краю, городу и форми-рование чувства гордости к малой Родине через изучение улиц Курчатова.
Задачи проекта для воспитателя :
• максимально пополнить предметно-развивающую среду по данной теме;
• разработать такой учебно-методический комплект по познавательному и нравственно-патриотическому развитию, который позволил бы создать индивидуальный темп работы для каждого ребёнка по теме проекта и обеспечил бы выход каждого ребёнка на свой уровень;
• организовать такое взаимодействие с семьёй, которое поддерживало бы творческую готовность родителей пополнять проект новыми идеями, материалами и ресурсами;
• создать картотеку дидактических игр по теме проекта.
Задачи проекта для детей :
Образовательные:
• сформировать познавательные интересы ребёнка, любознательность, ак-тивность;
• сформировать представления детей о родном городе, об истории и названии улиц родного города;
• расширить кругозор детей на основе методического материала, доступ-ного их пониманию;
• сформировать интерес к культурным ценностям города;
Развивающие:
• выработать у детей умение рассуждать, высказывать своё мнение, нахо-дить способы решения проблемных ситуаций;
• развить память, словесно-логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие;
• развить связную речь, обогатить и активизировать словарь;
• повысить уровень социально-личностной компетенции детей;
Воспитательные:
• воспитать у детей любовь, привязанность и бережное отношение к род-ному краю;
• воспитать уважительное отношение к историческому прошлому своего города;
• воспитать чувство патриотизма.
Задачи проекта для родителей :
• способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятель-ность с детьми через формирование представлений о родном городе;
• привлечь родителей к совместно-творческой деятельности;
• учить родителей совместно с детьми находить и отбирать необходимый материал по заданной теме.
Модель трех вопросов
Что я знаю о Курчато-ве, его улицах? Что хочу узнать? Как узнать?
Это город в котором мы живем.
Название только своей улицы.
В городе есть фонтан и детские площадки. Много ли в городе улиц?
Почему они так назы-ваются?
Почему город называ-ется так?
Спросить у взрослых.
Посмотреть в интерне-те.
Сходить в библиотеку.
Почитать в энциклопе-дии.
Спросить у воспитателя и специалистов.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
1. Мониторинг детей.
2. Создаём проблемную ситуацию для включения детей в проектную деятель-ность. («Бывает ли у города День рождения?»)
3. Уточняем с детьми тему проекта. (Заполняем модель трёх вопросов).
4. Информируем родителей о теме предстоящего проекта, о её актуальности.
5. Совместно с детьми заполняем системную паутинку.
6. Изучаем методическую литературу по краеведению, сбор и систематизация материалов.
7. Составляем перспективный план мероприятий.
II этап. Реализация проекта.
Содержательный этап.
Образова-тельная об-ласть Совместная де-ятельность взрослых и де-тей Самостоятельная деятельность де-тей Взаимодействие с семьёй
«Познава-тельное раз-витие» Познавательные беседы «Улицы нашего города», «Любимый го-род Курчатов», «Гордимся то-бой, наш город родной», «Сим-волы нашего города», «Чем славен наш го-род» и др.
Экскурсия по ближайшим к д/ с улицам: по-ход в краеведче-ский музей, при-гласить работ-ников музея, знакомство с музеем под от-крытым небом, прогулка по набережной, в «Парк птиц»
Экскурсия на стадион. Д/И «С чего начинается Роди-на»
Рассматривание карты-схемы го-рода.
Д/и «Собери кар-тинку»
Д/и «Узнай объ-ект»
Д/и «Найди пару"
Игра «Путешествие по улицам Курчатова» Подобрать иллю-страции с видами и достопримечательностями родного города.
Принести фотографии детей для со-здания фотоальбо-ма.
Предложить роди-телям помочь найти детям информацию о людях, в чью честь названы неко-торые улицы города.
«Речевое раз-витие» Чтение художественных произведений о род-ном городе.
Разучивание стихотворений о Курчатове.
Словесные игры: «Мой ад-рес», «Скажи наоборот», «Назови ласко-во» и др. Составление творческий рас-сказов «А из нашего окна», «Мой дом», «Любимое место в го-роде». Помощь в создании альбома «Наш го-род любимый»,
«Заметки о нашем городе»
«Физическое развитие» П/и «Мой го-род», «Едем по городу» и др. Самостоятельная двигательная ак-тивность Экскурсии на стади-он, спорткомплекс.
«Художе-ственно-эстетическое развитие» Рисование «Мой дом», «Улица на которой я жи-ву»; аппликация «Весна в горо-де», «Флаг Рос-сии» Конструирование «Дом для дру-зей», «Парк меч-ты моей», «Наш детский сад»
Раскраски, трафа-реты Помощь в органи-зации выставки творческих работ «А из нашего окна»; Фотовыставки «Я и мой город»
«Социально-коммуника-тивное разви-тие» Беседа «Без-опасность на улицах города»
Проблемная си-туация «Что де-лать, если ты потерялся в го-роде?» Сюжетно-ролевые игры «Путеше-ствие по улицам города», «Экс-курсовод»
Трудовая дея-тельность «Сдела-ем город чище» (уборка на терри-тории сада, груп-пы) Беседа с родителями о необходимости заучивания домаш-него адреса.
III этап. Итоговый.
Выставка творческих работ.
Презентация проекта «Мы – дети Атомграда».
Обобщение опыта работы на методическом совете. Отзывы.
Ожидаемые результаты:
1. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению дан-ной проблемы.
2. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
3. Формирование и обогащение словарного запаса детей.
Продукты проекта :
• разработан учебно-методический комплект по данной теме
(иллюстрации, фотографии улиц и достопримечательностей
города, художественная литература по данной тематике,
музыкальные произведения);
• создан мини-альбома «Я и мой родной город»;
• создана картотека дидактических игр на закрепление полученных
знаний: «Путешествие по улицам города», «Угадай объект», «Найди пару», «Собери картинку»
• организована выставка творческих работ «А из нашего окна», «Дом на моей улице»,
• создан альбом «Наш город любимый».
Литература:
1. https://www.kurchatov.info Официальный сайт МО Курчатов
2. https://kurchatovskoevremya.ru Газета города Курчатов
3. https://www.слово-курчатов. рф/
4. Занятие по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской М., 2010
5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
6. Лыкова И. А. «Конструирование в детском саду» (старшая группа) -Москва 2017
7. «мы живем в России». Под ред. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова -
М. 2012