татьяна шафоростова
Проект «Моя семья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Моя семья»
Работу выполнила: Шафоростова Т. В.
ст. Зольская, 2018г.
Вид проекта : Познавательно-речевой, творческий. Участники: дети старшей группы, родители, воспитатель – Шафоростова Т. В, Длительность: среднесрочный (март - май).
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе
О. В. Токмакова
Введение
Публикация «Проект „Моя семья“ в старшей группе» размещена в разделах
Для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей объединяет одна и та же цель - воспитание развитой личности. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.
Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Успешная социализация дошкольника - проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня.
Для результата проектной деятельности было принято решении о разработке и реализации проекта по социализации «Моя семья»
Актуальность:
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Данная тема позволит поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.
Цель проекта : Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях, увлечениях в семье и профессиях родителей.
Задачи проекта :
формировать у детей представления о семье;
формировать представления о родственных отношениях;
закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи. Ожидаемые результаты:
1. Расширить знания детей о семье и значимости семьи в жизни каждого человека.
2. Дети должны называть слова, обозначающие родство, и разбираются в родственных отношениях, иметь более четкие представления о том, что такое род, родословная.
3. Повысить интерес детей к семейным традициям и реликвиям.
4. Дети должны уверенно называть имена и отчества своих родных.
5. Дети должны проявлять интерес к профессиональной деятельности своих родителей, расширить представления о труде взрослых.
6. Дети должны знать о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Знать, что нужно помогать взрослым.
7. Уметь организовать сюжетно - ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
8. Развить творческие способности детей в ходе продуктивной деятельности.
9. Гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников группы.
Методы проекта :
• исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения; самостоятельное наблюдение;
• наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий;
• словесные: беседы, чтение литературы, составление рассказов, консультации для родителей; слушание музыки.
Материальное обеспечение проекта :
1. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».
2. Наглядный материал:
• иллюстрации с изображением различных профессий, книги о профессиях;
• иллюстрации с изображением сюжетов из жизни семьи;
• настольно-печатные игры: «Мамины помощники», «Наведи порядок»;
• дидактические игры;
• фотографии из семейных альбомов.
Этапы проекта :
1 этап: Подготовительный
• Беседа о том, что дети уже знают о семье.
• Подбор иллюстративного материала, литературных произведений, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и строительных игр.
• Подбор материала для родителей (консультации на стенд).
• Привлечение родителей к участию в проекте.
• Рекомендации:
-рассматривать с ребенком фотографии родственников, помогать находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, цвет глаз,
-рассказывать о своей работе, объяснять, где работают члены семьи, как важен их труд для всех людей,
-знакомить ребенка с семейными традициями, привлекать к посильному участию в подготовке семейных праздников).
2 этап: Основной
Работа с детьми:
1. Опираясь на наглядные материалы (иллюстрации, репродукции картин, фотографии, постараться ответить на вопрос : «Что такое семья?»
2. Беседа о том, чем разные семьи похожи, а чем отличаются друг от друга.
3. С помощью фотографий из семейного альбома рассказать о членах своей семьи, назвать имена и отчества взрослых, братьев, сестер.
4. Используя дидактические наглядные материалы (карточки, на которых изображены члены отвлеченной, идеальной семьи, называть слова, обозначающие родство, объяснять родственные отношения.
5. Рассматривание иллюстраций на тему «Семья». Ответы на вопросы по данным иллюстрациям, составление рассказов.
6. Разыгрывание ситуации «Дома вечером в кругу семьи».
7. Проведение дидактических («Кто старше?», «Кто младше?», «Подскажи словечко», «Родственные отношения», сюжетно-ролевых и строительных игр.
8. Рассматривание картинок с изображением людей разных профессий, рассказывание о профессиях своих родителей и родственников.
9. Чтение стихов, сказок, рассказов о семье : Е. Благинина «Посидим в тишине», С. Михалков «А что у вас?», А. Барто «Разлука», сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная шапочка», рассказы: Н. Артюхова «Трудный вечер», В. Осеева «Бабушка и внучка», «Девочка с куклой», «Папа-тракторист», «Злая мать и добрая тётя», «Пуговица», «Своими руками», «Печенье», «Жадная мать», «Чего нельзя, того нельзя», В. Белов «Даня», Б. Емельянов «Мамины руки», Толстой «Рассказы для детей». Обсуждение прочитанного.
10. Прослушивание и разучивание песен о семье : «Антошка», «Если добрый ты», «Кто справляется с делами?», «Лучше папы друга нет», «Папа может», «Я и мама», «Все на свете можешь ты».
11. Заучивание пословиц о семье, беседа по их содержанию.
12. Беседы о семейных традициях и увлечениях.
13. Еженедельные беседы «Как я провел выходные».
15. Рисование, «Милой мамочки портрет», «Мой папа».
16. Ситуации для обсуждения: Чем ты можешь порадовать своих родных в обычные дни, в праздники? Что ты можешь сделать, когда кому-нибудь из твоих родных нездоровится или он чем-то расстроен (грустит, сердится?
17. Аппликация «Открытка для папы»; «Букетик для мамы».
Игровая деятельность:
Дидактические и речевые игры.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин».
Цели:
Развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым (маме, папе, бабушке, дедушке).
Воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим.
Учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу. Воспитывать любовь к труду.
Закреплять и активизировать в речи слова, обозначающие родство.
Работа с родителями:
1. Консультация:«Роль матери и отца в воспитании детей».
2. Консультация: «Во что поиграть с ребенком дома» (игры для всей семьи).
3. Создание творческих работ совместно со своими детьми: «Мой род (генеалогическое древо)».
4. Фотоколлаж «Наш досуг».
5. Родительское собрание: «Семейные традиции».
Реализация содержания проекта в интеграции :
• ОО «Социально-коммуникативное развитие» - направлено на формирование представления о роли членов семьи в жизни ребенка; на развитие интереса к различным профессиям; на закрепление знаний о труде взрослых дома и на работе; на формирование позитивных установок при посильной трудовой деятельности дома (заправить постель, протереть пыль, пропылесосить, поддержать порядок в своей комнате и т. д.) и на формирование основ безопасности во время помощи родителям по дому.
• ОО «Познавательное развитие» - направлено на развитие любознательности и познавательной мотивации детей - узнать больше о своей семье, о ее родословной, о семейных традициях; на развитие воображения и творческой активности;
• ОО «Речевое развитие» - направлено на развитие связной, диалогической речи в ходе активного обсуждения проекта; на знакомство с детской литературой при изучении новых пословиц и стихов; на обогащение активного словаря.
• ОО «Художественно-эстетическое развитие» - направлено на реализацию творческой деятельности детей при изготовлении рисунков; на развитие игровых и музыкальных способностей в творчестве детей.
• ОО «Физическое развитие, здоровье» - направлено на формирование дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь, сопереживать успехам и неудачам других, быть заботливыми и внимательными друг к другу).
3 этап: Заключительный
2. Оформление выставки родословных.
3. Фотоколлаж «Наш досуг».
4. Выставка творческих работ «Милой мамочки портрет», «Мой папа».
5. Родительское собрание: «Семейные традиции».
Критерии оценивания проекта :
1. Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами.
2. Активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.
Выводы:
В ходе совместного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
Литература:
1. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет».
2. О. Р. Меремьянина «Развитие социальных навыков детей 5-7 лет».
3. Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова «Играем и учимся дружить».
4. Е. В. Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».
5. Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева «Детский сад и семья. Методика работы с родителями».