Светлана Кутилкина
Проект «Моя семья» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя семья»
Подготовила воспитатель: Кутилкина С. П.
«Семья- это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро.»
В. А. Сухомлинский.
Человеку важно знать свои корни- отдельному человеку, семье, народу- тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
В. М. Песков
Тип проекта : долгосрочный, творческий.
Публикация «Проект „Моя семья“ в младшей группе» размещена в разделах
Цель проекта. Формирование у детей первоначальных представлений о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи проекта :
* Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность).
* Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия».
* Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
* Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
*Использовать средства фольклора и художественной литературы для формирования представления детей о семье.
*Развивать коммуникативные навыки детей.
*Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Разработка проекта
*Донести до участников проекта важность данной темы.
* Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, Иллюстрационный материал, художественную литературу по теме «Семья».
Предполагаемые результаты реализации проекта :
*Владение детьми знаний о составе семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя)
*Знание детьми имени своих близких.
*Осуществление роли членов семьи и семейных отношений средством с/р игры.
*Проявления внимания, любви ко всем членам семьи.
*Проведение с/р игр с детьми «Семья», «Магазин», «День рожденье Домового».
* Совместное творчество детей и родителей «Мастерская Домовенка».
*Проведение выставки для детей с фотографиями их семей.
*Драматизация сказки «Теремок» с участием детей.
Целевая группа : Воспитатель. Дети первой младшей группы. Родители.
Сроки проведения: с сентября по апрель Пояснительная записка.
Трудно переоценить роль семьи в воспитании детей. Именно в семье дети преображают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. С каждым годом возрастает количество неблагополучных семей: незаинтересованность родителей в воспитании ребёнка, жестокое обращение с детьми, конфликты между членами семьи. Дошкольным учреждением накоплен значительный опыт в организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей.
Актуальность:
Современное общество нуждается в воспитании у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Знание своей фамилии, имени и отчества своих родителей, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.
Цель: Продолжать формировать у детей понятие «семья» через организацию различных видов деятельность. Обогащать отношения родителей и детей опытом совместной, творческо-познавательной деятельности. Повысить активность участия родителей в жизни группы.
Актуальность темы: В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Образовательные области:
Социально – коммуникативное развитие:
Социализация:
• Развитие игровой деятельности.
• Приобщение к элементарным к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
• Формирование гендерной, семейной принадлежности.
Коммуникация:
• Формировать у детей доброе отношение к своим родителям.
• Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
• Формировать у детей моральные и нравственные ценности.
• Развивать социальный и эмоциональный интеллект.
Труд:
• Развитие трудовой деятельности.
• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
• Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Безопасность:
• Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Познавательное развитие:
Познание (Целостная картина мира) :
• Понимать роль взрослых и детей в семье.
• Взывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.
• Формировать умение называть членов соей семьи.
• Воспитывать культуру поведения.
• Обогатить знания о своей семье.
• Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям.
Познание (Конструктивная деятельность) :
• Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
• Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка - дома - улица и тд.
• Сооружать новые постройки, используя раннее полученные знания.
• Совершенствовать конструктивные умения.
Речевое развитие:
• Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
• Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
• Объяснить поступки персонажей и последствие этих поступков.
• Продолжать работу над развитием связной речи.
• Формировать умение отвечать на вопросы.
• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
• Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
• Формировать умение детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.
Художественно – эстетическое развитие:
Художественное творчество:
• Формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке.
• Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
• Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
• Развивать чувство форм и композиции.
• Вызывать радость от созданного детьми изображения.
• Формировать навыки аккуратной работы.
Музыка:
• Приобщать детей к народной и классической музыке.
• Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения.
• Приучать слушать музыкальное произведение до конца и понимать характер музыки.
• Формировать умение развитию навыков выразительной и эмоциональной передаче игровых и сказочных образов.
Физическое развитие:
Здоровье:
• Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
• Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.
• Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.
• Приучать детей следить за своим внешним видом.
• Формировать элементарные навыки поведения за столом.
Физическая культура
• Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
• Вводить в игры более сложные правила со сменой движений.
• Приучать действовать совместно.
• Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения.
• Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
План по реализации проекта :
I этап – подготовительный
До участников проекта была донесена важность данной темы; создавалась развивающая среда: были подобраны материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественная литература по теме «Семья».
II этап – практический.
Беседа с детьми о членах семьи (о братьях и сёстрах) ;
Д/и «Назови ласково»;
Беседа «Я и мой папа», познакомить с профессией папы;
Фотовыставка «Мой папа – самый лучший»;
Продуктивная деятельность: подарок для папы аппликация «Самолет»;
С/р игра «Помощники»; «Водитель», «Пожарные», «Строители»;
Беседа «Моя мама», познакомить детей с трудом мамы;
С/р игра «Семья», «Мама варит обед», «День рождения», «Магазин», «Больница».
Д/и «Как тебя зовут?», «Отгадай, кто тебя позвал?»
Игра «Наше настроение».
Чтение стихотворений о маме;
Пальчиковая игра «Моя семья».
Фотовыставка «Мамины помощники», «Мама, мамочка мамуля».
Продуктивная деятельность: подарок для мамы аппликация «Красивый цветочек»;
Изготовление родителями атрибутов для театра по мотивам русских народных сказок (Теремок, курочка Ряба, репка) ;
Беседа с детьми о бабушках и дедушках;
Чтение рассказов и стихотворений о бабушке, дедушке;
Разучивание музыкальных произведений: «Маме песенку пою», «Я пеку, пеку, пеку», «Мамочка моя», «Мы матрешки», «Мамины помощники».
Пальчиковые игры по теме «Семья».
«Просмотр альбома «Наша группа».
Продуктивная деятельность: рисование поролоном «Мимоза для бабушки».
«Что такое хорошо и что такое плохо?» (игры с сюжетными картинками).
Различные лото, домино по теме «Семья».
Игра в настольный театр «Репка», «Теремок».
Чтение художественной литературы на тему «Семья» :
«Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь» и т. д.
III этап – заключительный.
Выставка «Генеалогическое древо».
Рассматривание генеалогического древа.
Конкурс – выставка «Семейное хобби»
Праздник, посвященный 8 марта.
Заключение.
Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивалось яркое сообщение.
За время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка. А главное – родители поверили в успех своих детей, поверили в то, что и их дети могут многое.
Приложение 1
Пальчиковые игры
«Оладушки»
Когда мама месит тесто,
Всем так интересно
(одна рука сжата в кулачок, как будто держит кастрюльку, другой делаем движения, словно месим).
Ладушки, ладушки!
(дружно хлопаем в ладоши) .
Что пекли? Оладушки.
(одной рукой как-будто держим сковородку, другой словно льем на нее тесто) .
Раз – оладушек для папы.
(как бы раскладываем оладушки по воображаемым тарелкам).
Два – оладушек для мамы.
Три — … .
Четыре — … .
(называем имена членов семьи).
А Миша-дружок
Получает пирожок!
(сцепляем кисти рук)
Очень вкусно!
«Большая стирка»
С мамой мы белье стирали,
В речке вместе полоскали. (Ребенок трет один кулачок о другой. Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья.)
Выжали, повесили – (Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья.)
То-то стало весело (Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.)
«Оладушки»
Ладушки, ладушки,
Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала,
Детишкам раздавала. (Ребенок хлопает в ладоши, ладони при этом следует держать горизонтально, меняя постоянно их положение: сначала сверху правая ладонь, потом – левая. Ребенок держит правую ладонь горизонтально и стучит по ней собранными щепотью пальцами правой руки.).
Маше – два, (Ребенок вытягивает перед собой обе руки. Ребенок показывает указательные пальцы на обеих руках. И т. д.) .
И Саше – два,
Ванне – два,
И Тане – два.
Всем детишкам раздала.
Ладушки, ладушки
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки. (Дети хлопают в ладоши.)
Мамины помощники.
Всех помощников опять
Надо быстро сосчитать:
Этот брат дрова рубил,
Этот братец щи варил,
Этот брат готовил кашу
На семью большую нашу.
Этот веником махал,
Чисто-чисто подметал,
Ну а этот маленький
Спал у нашей маменьки.