Ирина Василевская
Проект «Моя Родина — Республика Адыгея»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя Родина — Республика Адыгея
Одним из принципов государственной политики в области образования является защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Современный человек, как своеобразный продукт системы образования, должен быть не только гармонически развитым, знающим историю, культуру своего народа, но и уважающим традиции, обычаи, национальные культурные особенности другого этноса.
Публикация «Проект „Моя Родина — Республика Адыгея“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Адыгея
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В условиях нашего многонационального региона важно сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к представителям других этнических групп, приобщить дошкольников к культурным ценностям народов, населяющих Республику Адыгею. Так было решено реализовать проект с воспитанниками старшего дошкольного возраста, направленный на углубление знаний о малой Родине, достопримечательностях нашей Республики, народах, обычаях, истории, культуре.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Место проведения:
МБДОУ № 55 «Дельфиненок»
Вид проекта : духовно-нравственный, познавательный.
Сроки реализации проекта : 17 – 28 сентября 2018 г.
Участники проекта : дети подготовительных к школе групп, ученики 1 класса МБУ СШ № 3, студенты 4 курса дошкольного отделения АГУ, воспитатели, учителя, музыкальные руководители, родители.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель проекта :
Формировать чувство гордости за свою малую Родину - Республику Адыгея, развить познавательные и творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Способствовать расширению знаний и представлений о истории Республики Адыгея, ее истории, людях, традициях.
Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Адыгеи, к истории народов.
Учить детей бережному отношению к природе, достопримечательностям города Майкопа и республики Адыгея.
Воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать.
Ожидаемый (предполагаемый) результат по проекту :
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет способствовать обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о родном городе, Республике, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения.
Основные формы реализации проекта :
Беседы
НОД
Чтение художественной литературы адыгских писателей (разучивание стихотворений адыгских поэтов, чтение народных сказок и притч). Обновление и пополнение мини-библиотек в группах
Игры (дидактические, игры-викторины, развивающие, сюжетно-ролевые, национальные подвижные игры)
Конкурсы: рисунков (для обучающихся, лэпбуков и краеведческих уголков (для педагогов)
Слушание национальной музыки, разучивание адыгских танцев
Выставки: оформление фотоальбомов с достопримечательностями города и Республики, книжные выставки об Адыгее (легенды, пословицы, народные сказки и т. д.)
Работа с родителями (консультации, стенды, папки – передвижки, фотографии, анкетирование родителей с целью определения уровня знаний детей о городе, Республике)
Развлечение, посвященное Дню Республики Адыгея
Пополнение экспонатами Краеведческого музея ДОУ
Пополнение библиотеки методической литературы
Пополнение банка конспектов НОД, музыкальных сценариев по региональному компоненту Основной образовательной программы МБДОУ № 55
Утверждение Программы по формированию основ патриотизма и гражданственности старших дошкольников в условиях логопедической группы «Наша Родина»
Продукт проектной деятельности :
Выставка рисунков по теме: «Моя Родина - Республика Адыгея»
Фото-выставка «Моя любимая Адыгея»
Краеведческие уголки
Дидактические игры
Лэпбуки по теме проекта
Папки - передвижки «Моя Республика Адыгея», «Мой город Майкоп»
Анкеты для родителей
Тематические альбомы «Иллюстрации о родном городе»
ЭОР - Презентация «Моя Республика Адыгея»
Конспекты занятий и сценарии развлечений
Программа по формированию основ патриотизма и гражданственности старших дошкольников в условиях логопедической группы «Наша Родина»
Реализация проекта
Подготовительный этап:
1. Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
2. Создание банка идей и предложений.
3. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
4. Разработан паспорт проекта, определена его цель и основные задачи. Определены участники проекта и его содержание. Разработано перспективное планирование работы с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.
5. Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подобраны материалы, игрушки и атрибуты для игровой деятельности, музыкальные произведения, создан наглядный материал с использованием ИКТ – технологий.
6. Создана (обогащена) развивающая предметно-пространственная среда по теме проекта.
Основной этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителей :
1. Определение задач воспитательно - образовательной работы.
2. Планирование деятельности педагога.
3. Объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла.
С детьми проводились следующие виды деятельности, предусмотренные планом проекта :
1. Образовательная деятельность в режимных моментах.
Беседы в утренние и вечерние часы: «Моя Адыгея» - беседа о флаге, гербе, гимне республики; «Имена, прославившие республику» - беседа о знаменитых людях Республики и ее героях; «Традиции и обычаи народа Адыгеи»; «Природа Республики Адыгея»; «Как мы встречаем гостей»; «Мой родной город – Майкоп!»
Чтение адыгейских сказок, стихотворений адыгейских поэтов и притч, разучивание песен о родном крае.
Рассказы детей о городе Майкопе, составленные с родителями.
Народные подвижные игры на прогулке.
Рассматривание фотографий с достопримечательностями родного города.
Рассматривание иллюстрационных альбомов «Моя Республика – Адыгея».
Рассматривание куклы в национальном костюме.
Рассматривание адыгских орнаментов.
2. Непосредственно образовательная деятельность
ОД познавательного цикла
"Лучше нет родного края" Познакомить детей с историей нашей республики, ее людьми, природой.
Экскурсия в Краеведческий музей ДОУ
Комплексное занятие «Знакомство с флорой и фауной Адыгеи»
«Моя Адыгея»
Цель: познакомить детей с историей Адыгеи, упражнять в умении составлять рассказ по нарисованным картинкам;
- вспомнить стихи, пословицы и поговорки;
- учить сравнивать описывать, делать выводы.
«Адыги на земле моей живут»
Цель:
-познакомить детей с названием Адыгея, рассказать о людях разных национальностей, проживающих в нашей Республике; выделить столицу Адыгеи г. Майкоп;
-закрепить в речи новые слова;
- вызвать интерес к адыгейской сказке;
-воспитывать любовь к родному краю. Показать в рисунке цветовую гамму чувств.
«Знакомство с адыгейским национальным костюмом»
Цель: воспитывать у детей желание сохранять и продолжать традиции адыгейского народа; закрепить название и назначение отдельных частей костюма.
«Знакомство с адыгейской утварью»
«Жилище адыгов»
Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища адыгов, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту адыгов, познакомить из чего строили дома, что находилось во дворе, внутри дома. Развивать чувство симметрии, умение красиво и правильно оформлять постройку, создавать ее по схеме, воспитывать чувство коллективизма.
Тематическое занятие по ознакомлению с национальными традициями и бытом «Бабушкин сундучок»
Развитие речи
Заучивание стих-я "Горная речка" Д. Чуяко Учить запоминать текст, добиваться выразительности в чтении
ОД художественно-эстетического цикла
Лепка "Посуда" Показать особенности лепки адыгейской посуды (узкое вытянутое горло у кувшина)
Комплексное (музыка, аппликация) Знакомство с народными танцами, костюмами. «Национальный костюм»
Рисование "Наши горы" Развивать у детей умение передавать свои впечатления от красоты гор на бумагу.
Конструирование "Дом, в котором я живу" Упражнять в сооружении построек с перекрытиями, передавать конструкции своего дома.
Рисование "Кукла в адыгейском костюме" Учить рисовать с натуры куклу в костюме, подчеркивая особенности наряда.
Конструирование «Мой любимый детский сад».
Аппликация «Адыгейский флаг»
Цель: познакомить детей с символикой РА., учить ровно разрезать по сгибу; работать сообща; находить взаимопонимание.
Рисование «Роспись пояса» (по мотивам адыгейского узора).
Цель: учить детей рисовать карандашом элементы адыгейского орнамента, состоящего из завитков. Воспитывать интерес к адыгейскому орнаменту.
Лепка «Кувшин»
Цель: учить применять разные приёмы лепки из удлиненного цилиндра, ленты; познакомить с различными средствами выразительности при передаче образа.
Рисование «Природа нашей Республики»
Цель: учить детей с любовью относиться к своей земле, на которой они живут, знакомить детей, учить закреплять приемы рисования гуашью, краской, учить готовить оттенки.
3. Игровая деятельность
Развивающие игры «Доскажи словечко!», игра-викторина «Станция Историческая», «Станция Литературная»
Дидактические игры «Отгадай и назови», «Продолжи народные пословицы», «Животные наших лесов»
Адыгейские народные подвижные игры «Прятки», «Моток шерсти», «Подбрось шапку», «Катание колеса», «Скачки»
Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке».
Заключительный этап.
1. Анализ проделанной работы
2. Обобщение результатов полученных детьми знаний.
3. Выставка детского творчества на тему «Моя Республика, мой город»
4. Праздник - развлечение совместно с 1 «Б» классом МБУ СШ № 3 и студентами 4 курса дошкольного отделения АГУ, посвященный Дню Республики Адыгея
Формы и методы работы с родителями :
• Беседы с родителями о важности данной проблемы
• Оформление папок-передвижек «Люби и знай свой край родной»
• Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения