Елена Синюта
Конспект занятия по краеведению в старшей группе детского сада «Моя малая Родина. Адыгея»
▼ Скачать + Заказать документы
«Моя малая Родина. Адыгея»
Конспект занятия по краеведению в старшей группе детского сада
Автор:
Воспитатель первой категории
МБДОО №7 «Радуга»
Синюта Елена Владимировна.
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; закрепить знания детей о нашей стране; продолжить формировать представления о том, что в нашей стране много городов и сёл; систематизировать знания детей о символике государства; учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания.
Публикация «Конспект занятия по краеведению в старшей группе детского сада „Моя малая Родина, Адыгея“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика Адыгея
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Программное содержание: закреплять у детей представление о России как о родной стране; формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства; формировать представление о малой Родине.
Интегрируемые области: познание; коммуникации; социализация; художественная литература; физическая культура.
Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родословная, родня, родич, Родень, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, карта, водопад, легенда.
Предварительная работа: разучивание стихов русских и адыгейских поэтов о Родине, природе; народных игр; рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов: страны, края, района, города; беседы; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера.
Материалы: карта мира, куклы в русских и адыгейских национальных костюмах, изображения гербов и флагов, фотографии с видами местности, стихотворения, аудиозаписи гимнов.
Ход:
В. Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие! (сук в дверь, входит незнайка)
Н. здравствуйте, ребята!
В. Здравствуй, Незнайка! Что случилось?
Н. я пришёл к вам из сказочной страны, из Солнечного города, и хочу узнать про вашу страну. Какая она?
В. Очень хорошо. Как раз сегодня мы будем говорить о нашей стране. о нашей малой Родине. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живёт. У всех людей есть самое дорогое – это родная страна. Родная страна – это место, где нам всё дорого и близко, где всё для нас родное, такое место по-другому ещё называют – «Родина» - произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединённых кровным родством.
Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».
Родень – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.
Родить – значит появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
Родословная – перечень поколений одного рода. Послушайте песню (воспитатель включает запись песни «С чего начинается Родина»).
Ребята, давайте вспомним, какие мы с вами учили пословицы о Родине?
Д. Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой стороне Родина милее вдвойне.
Родину-мать учись защищать.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить.
Береги Родину, как зеницу ока
Родная земля и в горсти мила.
В. Хорошо, молодцы. (Показывает карту мира) что это? (ответы детей). Правильно, это карта мира. (Показывает границу России) – это наша страна. Как она называется?
Д. Россия.
В. Молодцы. Давайте послушаем стихотворения о России.
Д. «Необъятная страна!» :
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
«Россия, Россия, Россия» :
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу млей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, -
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережем мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим.
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
- Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, - одна!
В. Действительно, ребята, наша страна огромна, есть здесь и океаны и моря, реки и озера, горы и леса. Какие символы России мы знаем?
Д. Герб, флаг, гимн (воспитатель показывает фотографии).
В. Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)
Стихотворение:
Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
В. А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных - герб России.)
Стихотворение:
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. А что же такое гимн? (Гимн – это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т. д.)
Правильно! У каждой страны есть свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.
(Прослушивание отрывка гимна.)
В. В России много городов, республик. В одной из таких республик живем мы с вами. Наша республика называется Адыгея.
Физ-миинутка. Давайте теперь поиграем в адыгейскую народную игру «Слепой медведь» (Мышъэ нэшъу).
Цель игры: развитие слухового восприятия, ловкости, интуиции.
Подготовка: играющие свободно размещаются на площадке.
Описание игры: игроки выбирают водящего – медведя, которому завязывают глаза. Остальные хлопают в ладоши, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь поймать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь поймает, становится водящим.
Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Игрокам не разрешается убегать за линию площадки. Если медведь долгое время не может никого поймать, надо его заменить.
В. В Адыгее тоже есть символы. (Показывает герб, флаг, республики). Герб Республики Адыгея представляют собой круг, сверху обрамленный лентой с надписью «Республика Адыгея» на адыгейском и русском языках. В середине ленты – большая звезда, с боковых сторон – листья дуба, клена (слева, золотистые колосья пшеницы, початки кукурузы (справа). Круг замыкается аббревиатурой слов «Российская Федерация» - буквами РФ, над которыми изображен национальный стол – анэ с хлебом и солью. В середина круга – главный герой нартского эпоса Саусэрыкъо на огненном летящем коне. в руке всадника – пылающий факел, который богатырь похитил у богов для блага людей. Лучи от этого огня как бы рассыпаются по небосводу двенадцатью звездочками. Полет всадника на коне символизирует полет молодой республики в будущее, к прогрессу. Вспаханное поле, стол с хлебом-солью вместе с находящимися в гирлянде герба колосьями пшеницы и проса, початком кукурузы, голова быка символизируют богатство республики, созданное трудом ее народа. Изображения гор, пашни, листьев клена и дуба характеризуют географические и природные особенности республики, что расположена она на живописных северных склонах Кавказского хребта и долинах рек Кубани и Лабы и плодородной Прикубанской равнине, говорят о лесных богатствах края. Изображенная в верхней части герба большая пятиконечная звезда олицетворяет единение и богатство многонационального населения Адыгеи.
Государственный флаг Республики Адыгея представляет собой прямоугольное полотнище зеленого цвета, на котором изображены двенадцать золотых звезд и три золотые перекрещенные стрелы, направленные наконечниками вверх.
Давайте послушаем стихотворение Киримизе Жанэ
Д. «Так в Адыгеи говорят» :
Будь щедрым как сад.
Будь добрым как дом,
И на добро ответь добром.
Но глуп кто любит всех подряд,
Так в Адыгее говорят.
В беде любому помоги,
Врагу не лги, себе не лги.
Ложь не спасение, а яд,
Так в Адыгее говорят.
Свой след оставь в чужой судьбе,
Пускай на память о тебе деревья весело шумят,
Так в Адыгее говорят.
В. Вам понравилось? А теперь я вам расскажу о нашей малой родине.
В нашей республике проживает много народов (русские, адыгейцы, грузины, армяне и др.). Кто знает, как называется столица нашей республики? (Ответы) Майкоп, в переводе с адыгейского языка означает «долина яблонь». Наша республика очень красивая. Как и у любого другого народа, у адыгов есть свои предания, легенды, сказки, которые тесно переплетаются с устным народным творчеством других кавказских народов: «Легенда Лаго-Наки», «Легенда о Девичьем камне», «Руфабго», «Легенда горы Монах», «Окаменевший Дракон», «Белла», «Золотой кувшин», «Скала Стариков» и др. (показ фото) Сами легенды мы с вами прочитаем позже.
Ребята, кто был в Майкопе? (ответы) Что вы там видели?
Да, там есть большой городской парк (фото). Там есть бассейн, карусели, есть театры. Я показываю Драматический театр, а сейчас он называется Филармония (фото). Расскажите, для чего нужен театр? Что там делают?
Д. Там ставят спектакли, сказки артисты. Туда приходят люди, чтобы отдыхать и смотреть постановки.
В. В Майкопе есть много фабрик, заводов. Позже мы с вами рассмотрим эти фотографии, и вы мне расскажите, люди каких профессий там работают (показ фото). Также есть музеи (фото). Вам понравилось, ребята? Что нового вы сегодня узнали?
А тебе, Незнайка, понравилось? Что мы должны делать, чтобы наша малая Родина процветала?
Д. Любить, ценить и т. д.
Н. Да, мне очень понравилось. Я хочу подарить вам книгу о моем городе, она называется «Незнайка в Солнечном городе». А сейчас мне пора, до свидания!
Д. До свидания.
В. Спасибо за такой замечательный подарок! На этом наше занятие окончено, мы еще не раз будем изучать наш край.