Надежда Кашина
Проект «Моя Родина — Югра»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого –
с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно
расширяясь, эта любовь к родному переходит
в любовь к своему государству, к его истории,
его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д. С. Лихачёв
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Моя Родина — Югра“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.
Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а также, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, осуществление конструктивного взаимодействия образовательной организации с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОО.
Согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка. Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании социально - нравственного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка, родителей и социума.
Внедрение проекта по формированию элементарных историко - географических представлений старших дошкольников «Моя Родина - Югра» способствует интеграции и координации деятельности педагогов учреждения; предоставляет для воспитанников и родителей возможность реализовать их права на гарантию качества получаемых услуг, а так же делает образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.
Проект «Моя Родина - Югра» направлен, во - первых, на формирование нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к природе, традициям, культуре и быту родного края, во - вторых, на организацию взаимодействия педагогов, родителей и детей в ходе реализации проекта, в - третьих, на улучшение психологического климата в группе. Это повлияет на повышение качества образовательного процесса в целом, адаптацию и социализацию детей на этапе завершения ими дошкольного образования.
Основная часть
Актуальность
Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость получения детьми знаний для усвоения опыта предшествующих поколений, а главное для приобретения умений пользоваться ими в различных ситуациях.
Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к Родине имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала, так как эти сведения более близки и понятны дошкольникам и вызывают у них познавательный интерес. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родине.
История Ханты – Мансийского автономного округа - Югры, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая их знаниями по истории и географии родного края, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.
Проект поможет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре края. Таким образом, организованная работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в социуме, а также воспитанию любви к малой родине, к своей стране.
Цель: воспитание интереса и любви к малой родине на основе овладения элементарными историко – географическими представлениями о ХМАО - Югра.
Задачи:
1. Выявить и повысить уровень сформированности нравственно – патриотических чувств у всех участников образовательного процесса.
2. Создать в группе предметно - пространственную среду, способствующую формированию историко – географических представлений о Югре.
3. Познакомить воспитанников группы с традициями, культурой людей, населяющих Ханты – Мансийский автономный округ.
4. Развивать способности к исследовательской и проектной образовательной деятельности, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых воспитанники научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать собственные возможности.
5. Подготовить совместными усилиями родителей и воспитанников праздник, посвященный дню рождения Югры.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Тип проекта: краткосрочный (2 недели, познавательно – творческий.
Возраст детей: 6 - 7 лет
По количеству участников: коллективный.
Продукты проекта: выставка кукол в национальной одежде ханты и манси; выставка работ, выполненных совместно с родителями «Моё путешествие по Югре», «Мой любимый край»; тематические альбомы и презентации «Наш город», «Наша столица», «Промыслы коренных народов Югры», «Путешествие в прошлое одежды», картотека подвижных национальных игр народов Севера; совместный праздник «Путешествие по Югре».
Ресурсы: персональный компьютер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, мультимедийный проектор, музыкальный центр, дополнительная и справочная литература, программно - методические материалы, дидактические игры, дидактический материал, нормативные документы, интернет - ресурсы.
Этапы реализации
Мотивационный этап направлен на активизацию стремления ребенка узнать о прошлом и настоящем родного края, побуждение к поиску информации об истории и природе окружающего мира, используя различные источники, в проектной деятельности.
Данный этап предусматривал решение следующих задач:
1. Обогащение эмоционально - чувственной сферы ребенка яркими впечатлениями об историко – географических сведениях родног7о края.
2. Расширение представления о целесообразности создания и преобразования окружающего мира.
3. Стимулирование проявления стремления к участию в проектной деятельности.
4. Показ способов решения проблемы и планирования последовательности их использования.
5. Показ способов оформления и презентации продукта проекта.
Обучающий этап направлен на совместное участие ребенка со взрослым в организации проектной деятельности.
Данный этап предусматривал решение следующих задач:
1. Стимулирование потребности в самостоятельном познании историко – географических сведений о Ханты – Мансийском автономном округе и осуществлении с ними действий практического и мыслительного характера.
2. Побуждение к проектной деятельности, направленной на познание истории создания предметного мира.
3. Развитие умения понимать проблемную ситуацию в проектной деятельности.
4. Развитие умения самостоятельно осуществлять выбор способов решения проблемных ситуаций из числа предложенных взрослым и планировать последовательность их использования.
Деятельностно - реализующий этап направлен на организацию самостоятельной деятельности детей в рамках реализации проекта.
Данный этап предусматривает решение следующих задач:
1. Поощрение активности детей в проявлении познавательного интереса в самостоятельной деятельности.
2. Оказание помощи при выделении и формулировке проблемы проекта.
3. Координация самостоятельной деятельности детей в рамках реализации проекта.
4. Оказание помощи в оформлении и презентации продукта проекта.
Ожидаемые результаты
1. В группе будет создана развивающая предметно - пространственная среда, способствующая формированию историко – географических представлений о ХМАО - Югра.
2. Воспитанники группы расширят представления о многонациональном составе Ханты – Мансийского автономного округа, познакомятся с культурой и традициями некоторых из них.
3. Дошкольники научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать собственные возможности.
4. У детей старшего дошкольного возраста сформируются нравственно – патриотические качества как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира, потребности совершать добрые дела и поступки, находчивость, любознательность.
5. Повысится уровень компетенций в области социально – нравственного воспитания.
Практическая значимость мероприятия
Данный проект был разработан для участников образовательного процесса в ДОУ (дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, с целью создания условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотических чувств.
Продукты, полученные в ходе реализации проекта, были использованы в процессе образовательной работы группы и МАДОУ. Материал проекта представлен на педагогическом совете и общем родительском собрании МАДОУ.
Результаты работы
1. Повышение правовой и педагогической культуры родителей в вопросах формирования нравственно – патриотических чувств.
2. Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов детского сада, их коммуникативных качеств.
3. Укрепление отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
4. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию историко – географических представлений о ХМАО – Югра у детей старшего дошкольного возраста.
5. Повышение уровня компетенций в области социально – нравственного воспитания у всех участников проекта.
Литература
1. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», М., 2004 г.
2. А. Г. Асмолов «На пути к толерантному сознанию». М., 2000. С. 7.
3. Л. С. Выгодский, Педагогическая психология / Л. С. Выгодский ; под. ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.
4. Г. Н. Данилина «Дошкольникам об истории и культуре России», С-Пб, 1999
5. Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Родной край», М., 1990 г
6. «Занимательная педагогика народов России». Т. Ф. Кузин. Г. И. Батурина. – М. : Школьная пресса, 2001.
7. «Как научить детей любить Родину». Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2005.
8. Л. В. Коломийченко «Организация предметно развивающей среды по программе социального развития», Пермь, 2002.
9. «Конвенция о правах ребенка». 1989 г.
10. «Мы живем в России». Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : «Издательство Скрипторий 2003». 2010.
11. «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников». М. Д. Маханева. – М. : ТЦ «Сфера», 2010.
12. Н. А. Виноградова Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айриспресс, 2008.
13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
16. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
17. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»