Лилия Егорова
Проект «Моя Родина — Марий Эл»
▼ Скачать + Заказать документы
МОЯ РОДИНА – МАРИЙ ЭЛ (проект по краеведению)
Егорова Лилия Георгиевна,
воспитатель
МДОБУ «Знаменский детский сад «Василёк»
Краткая аннотация проекта
Проект создан с целью благоприятного развития образовательного процесса ДОУ посредством приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, используя разные виды деятельности.
Публикация «Проект „Моя Родина — Марий Эл“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Темочки
При разработке проекта было важно сформировать у детей представления о родном крае, познакомить с национальной культурой и бытом, используя разнообразные методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному восприятию новых знаний о республике, сформировать интерес к истории, жизни и деятельности людей, воспитать любовь к родному краю.
Реализация проекта по ознакомлению дошкольников с малой родиной нацелена на подготовку детей к усвоению истории своего края, на формирование патриотизма.
Суть проекта состоит в её реальности, в способности непосредственно влиять на организацию и обеспечение образовательного процесса, взаимодействию с родителями.
Ключевые слова: национальная культура; проект; малая родина; воспитание; история; патриотизм.
Обоснование необходимости проекта
Важнейшей составляющей патриотического воспитания является воспитание любви и уважения к родному краю. Чтобы воспитать патриотов своей республики, надо его знать. Воспитание чувства патриотизма – очень сложный и длительный процесс. Любовь к близким людям, родному городу, детскому саду играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним
из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного города с Родиной в целом. Для того чтобы организовать процесс краеведческого образования, педагогу необходимо реализовать ряд задач, готовность к решению которых определяет его профессиональную компетентность. Успешность работы возможна в том случае, если он понимает, каким должен быть результат данного процесса. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника.
Цель и задачи
Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, уважения к своему народу, его традициям.
Задачи:
- Знакомство с Республикой Марий Эл, ее историей, достопримечательностями;
- Знакомство с городом Йошкар-Ола – столицей Республики Марий Эл;
- Воспитание любви и уважения к марийскому народу, чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
- Знакомство детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн;
- Знакомство с марийской культурой, языком, традициями.
Ресурсное обеспечение проекта :
- презентации «Театры в г. Йошкар-Ола», «Марийский орнамент»; «Марийская национальная одежда»; «Марийские музыкальные инструменты»; «Символы Республики Марий Эл»;
- сюжетные картинки, иллюстрации «Мой старый город», «Старый город»;
- дидактические игры: лото «Сказки», «Собери герб»;
- раскраски «Животные РМЭ»;
- марийские сказки.
Партнё ры: родители воспитанников МДОБУ «Знаменский детский сад «Василёк».
Аудитория: дети дошкольного возраста, родители.
Этапы проекта ( срок реализации: 1 месяц) :
I этап – подготовительный
1) Консультация для родителей «С чего начинается Родина». Цель: сформировать интересы у родителей по созданию условий для реализации проекта;
2) Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий. Цель: создать условия для демонстрации по изучению данной темы;
3) Оформление родительского уголка : размещение консультаций, рекомендаций по теме проекта. Цель: просвещать родителей.
II этап – основной
Первая неделя
1) Занятие «Моя малая родина». Цель: формировать понятие «Малая родина» и Родина;
2) Беседа «Из прошлого нашего края». Цель: познакомить с историей марийского края, города Йошкар-Олы;
3) Рассматривание фотографий, иллюстраций о марийском крае («Старый город», «Мой старый город»). Цель: познакомить с историей города Йошкар-Олы.
Вторая неделя
1) Экскурсия в национальный музей РМЭ им. Т. Евсеева: «Понятие «народный костюм». Цель: познакомить с костюмами различных
этнографических групп мари. Показать, какие есть обереговые функции элементов костюма в традиционной культуре;
2) «В гости к марийским богатырям». Цель: познакомить со сказками марийского народа, воспитывать любовь к устному народному творчеству);
3) Занятие «Марий Эл, марийская культура, традиции». Цель: воспитывать любовь к своей «малой родине»;
4) Дидактические игры по составлению элементов марийского орнамента «Составь узор», «Что изменилось» и др. Цель: познакомить с элементами марийского орнамента;
5) Музыкально-поэтическое путешествие «Край марийский сердцу дорог». Цель: воспитывать любовь к родному краю, к народам совместного проживания.
Третья неделя
1) Чтение стихотворений марийских писателей о РМЭ, родном крае. Цель: воспитывать любовь и уважения к марийскому языку и литературе;
2) Беседа «Города Республики Марий Эл». Цель: научить детей ориентироваться, сколько городов в РМЭ и где они находятся; познакомить с их историями;
3) Рассматривание иллюстраций достопримечательных мест марийского края. Цель: познакомить с достопримечательными местами родного края.
Четвертая неделя
1) Дидактическая игра «Собери герб». Цель: познакомить с символикой РМЭ – гербом, флагом и гимном;
2) Рисование «Мой край, в котором хотел бы я жить»;
3) Викторина «Что я знаю о марийском крае»;
4)Лепка «Марийские богатыри».
III этап – заключительный
1) Выставка детских рисунков
Перспективы проекта
- Продолжать работу по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Продолжать посещать тематические выставки и мастер-классы в национальном музее им. Т. Евсеева.
Заключение
В ходе реализации проекта были получены такие результаты:
- у детей сформированы представления о Республике Марий Эл, её истории, достопримечательностях;
- углубили знания о столице Республики Марий Эл - Йошкар-Оле;
- познакомились с марийской культурой, языком, традициями, с государственной символикой: флаг, герб, гимн;
- у детей появилось толерантное отношение к представителям других национальностей.
Литература:
1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. М. : «Просвещение», 1998.
2. Соловьева Г. И., Л. Е. Майкова Изучаем родной край: Детям о городе Йошкар-Оле (примерная программа по краеведению) Йошкар-Ола: Марийский институтт образования, 2011.
3. Мой родной дом. Под общей редакцией Т. И. Оверчук. М., «Просвещение», 2004.
4. Колесникова Т. А. «Познаем, развиваемся, моделируем». Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 1996.
5. Софронова Г. И., Шабалкина В. А. В мир национального искусства: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007.
6. Экология города Йошкар-Олы, научное издание Мар. Гос. Универ. Отв. Ред. О. А. Воскресенская Й-Ола, 2007 г.