Ольга Токарева
Проект «Мой город — Борисоглебск»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект, посвящённый дню города
Проект «МОЙ ГОРОД – Борисоглебск»
Проект : краткосрочный, групповой, творчески-поисковый.
Актуальность темы: воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания.
Публикация «Проект „Мой город — Борисоглебск“» размещена в разделах
Гипотеза: проживая в определённом городе, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получают знания о прекрасных местах. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цели: дать детям знания о родном городе; развивать чувство гордости за регион проживания, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи: дать знания о родном городе (история, символика, достопримечательности); расширить знания о флоре и фауне города, с явлениями, происходящими в окружающей среде, реками, расположенными на карте, уникальностью; с творчеством местных поэтов; воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им; формировать экологическую культуру у детей.
Реализация проекта
Образовательные области, направление развития
Виды детской деятельности
1 2
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы; речь и речевое развитие 1. Познавательные занятия: «Мой город», «По улицам города», «Мой край родной», «Растительный мир родного края», «Животный мир», «Реки нашего края».
2. Творческие рассказы: «Город, в котором я живу», «Я - хозяин города».
3. Чтение художественной литературы.
4. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
5. Заучивание стихов.
Социализация, коммуникация, художественное творчество, познание 1. Оформление игротеки дидактических игр:
«С какого дерева лист?», «Назови друзей леса», «Найди животных нашего края», «Что перепутал художник?», «Когда это бывает?».
2. Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «Защитники Родины».
Труд, трудовая 1.«Трудовой десант» детей и воспитателя (уборка мусора на участке, уход за цветочной клумбой)
2. Ручной труд: изготовление макетов зданий города.
Художественное творчество; изобразительная 1. Рисование: животные, птицы, растения области; «Где я отдыхал»
2. Лепка животных, птиц.
Здоровье; физическая культура 1. Игры народов родного края
2. Беседы «Полезные привычки», «Точечный массаж», «Полезный чай»
Экологическое воспитание 1. Беседа о климатических условиях города, области.
2. Составление экосказки о родном городе.
3. Мероприятия по охране окружающей среды.
Музыкальная деятельность 1. Разучивание стихов, песен о родном городе.
2. Прослушивание песен о родном крае.
Итоговое мероприятие Участие в городском видео конкурсе, посвящённому Дню города, где мы заняли 1-е место.
Приложение 1
Конспект занятия
"Мой родной город"
Программное содержание: Закрепить и расширить знания детей о родном городе, его улицах, достопримечательностях, детском саде. Воспитывать у детей гордость за свою маленькую Родину.
Предварительная работа: Чтение художественных произведений о родном городе, рассматривание иллюстраций, фото о городе, игры по данной теме.
Оборудование и материалы: Ширма о родном городе, макет улицы, карточки с изображением автомашин.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побеседуем, немного попутешествуем и обязательно поиграем.
Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.
Вам понравилось, как я вас пригласила на беседу? Так в старину говорили наши дедушки и бабушки. А беседовать мы будем о нашем городе.
Вопросы к детям:
-Как называется наш город?
-Как называются люди, живущие в нашем городе?
-Какая река протекает в нашем городе?
Воспитатель: В нашем городе Пролетарске есть детский сад, куда вы любите ходить. Как называется наш детский сад?
Ответы детей: Детский сад "Берёзка".
Воспитатель: Правильно, - "Берёзка". А что такое берёзка?
Ответы детей: Это дерево.
Воспитатель: Ребята, подойдите к доске и найдите берёзу. Давайте рассмотрим её.
Дети: ( дети описывают дерево: резные листочки, белый ствол, красивые серёжки).
Воспитатель: Ребята, а раз вы ходите в детский сад с таким названием, значит вы все маленькие берёзки.
Давайте представим, какие вы маленькие деревца - берёзки.
Как вы растёте? (дети поднимаются на носочках, руки вверх)
Тянитесь к солнышку, качает вас ветерок, (качаются из стороны в сторону)
листочки шелестят на ветру, поливает вас дождик. (дети опускают руки)
Снова выглянуло солнышко, берёзка распрямила свои веточки, они опять потянулись к солнышку, радуются ему.
Вот какие мы деревца - берёзки
Воспитатель: Ребята, вспомните, какими словами я вас пригласила на беседу?
Ответы детей: Сядем рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель: Скажите, на какой улице находится наш детский сад? (ответы детей)
Воспитатель: Вспомните, на какой улице вы живёте? (ответы детей)
Молодцы! Много улиц знаете.
Воспитатель: Ребята, а знаете почему " улица" называется " улица"? Давайте вслушаемся - "у-ли-ца". Не догадались? Я вам сейчас расскажу. Давайте встанем в две шеренги друг напротив друга, покажите друг другу свои лица, улыбнитесь. Вот так и дома стоят, лицом друг другу. А я пройдусь между вами.
Сколько лиц? У - лица- какие! Вот и получилась улица! Поняли? Теперь вы будете знать и родителям расскажите, почему улицу назвали улицей.
Воспитатель: По нашим улицам ездит много разных машин. Какие вы знаете автомобили? (ответы детей)
Вы будете автомобилями и мы поиграем. (Детям раздаются карточки обговаривается, какие у них автомобили). Проводится подвижная игра "Автомобили".
Воспитатель: Остановку мы совершим на центральной площади нашего города. Выходите из машин и подойдите ко мне. Давайте посмотрим на центральную площадь на макете и фото.
Вот какой наш город большой и красивый. А чтобы он оставался таким красивым, по городу разъезжают поливальные машины. Они подметают и очищают улицы. Дворники подметают улицы. Строители строят новые красивые дома. А что можем сделать мы?
Ответы детей: Мы не будем разбрасывать мусор, не будем ломать веточки деревьев, кустов, рвать цветы и др.
Воспитатель: Хоть мы и маленькие, но мы можем потренироваться и построить свой город и улицу.
Проводится аппликация "Наш город".
Воспитатель: Вот ребята, какой красивый город у нас получился, мы все сегодня очень хорошо потрудились.
Приложение 2
Тема: «Растительный мир родного края»
Цель:
Закрепить знания детей о растительном мире родного края.
Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Материал: Карта области, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.
Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов.
Ход занятия:
Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?
Игра с мячом «Назови дерево»
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, она украшает городские парки. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
И стоит берёза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)
- Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)
Рассматривание изделий из дерева.
Игра «Встань у дерева».
- А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Ромашки
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала умать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.
Выглянул цветочек
В полутьме лесной
Маленький разведчик
Посланный весной
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Красивых. Осторожных
Но мне приятней всех
Обычный подорожник
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
- Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.
Приложение 3
Тема: «Животный мир»
Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе и родному краю. Сформировать убеждение о бесценности природы, подвести к выводу о необходимости её оберегать. Обогащать словарь новыми словами: Красная книга, заповедник.
Предварительная работа: Просмотр видео «животные и растения Воронежской области», «Дикие животные леса, степи», «Обитатели рек и морей», «Насекомые»; беседы о нашей планете Земля;
Д\и. «Что было бы, если.», «Четвёртый лишний»; чтение худ. литературы о природе и животном мире.
Материал: видео материал о Красной книге и заповедниках нашей области