Папки-передвижки

Проект модернизации предметно-развивающей среды в ДОУ для развития художественно-творческих способностей дошкольников

симонова евгения
Проект модернизации предметно-развивающей среды в ДОУ для развития художественно-творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Проект раскрывает задачи и содержание работы по приобщению педагогов к воспитанию ребенка-дошкольника посредством художественного творчества с учетом индивидуальных особенностей и направлено на организацию предметно-развивающей среды. Особое внимание уделяется эстетико-педагогическим условиям формирования дизайнерских навыков у дошкольников в совместной деятельности, определяется сущность и выделяются основные структурные компоненты дизайн - культуры, характеризуется их специфика применительно к детям дошкольного возраста. Организация образовательной деятельности дизайном с детьми с участием педагогов и родителей позволит приблизить детей к требованиям времени, сформирует у них творческие созидательные качества личности, эмоционально-оценочное отношение к окружающей предметной среде, а также вызовет чувство причастности к общему делу, укрепит взаимопонимание в группе.

Публикация «Проект модернизации предметно-развивающей среды в ДОУ для развития художественно-творческих способностей дошкольников» размещена в разделах

Актуальность

Актуальность проекта обусловлено необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания ребенка, его духовного развития посредством приобщения педагогов и родителей к этим процессам.

Рассматривая человека в диалектическом единстве с окружающей средой, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и миром вещей, который он сам для себя создал.

В свете современных требований к дошкольному образованию преимущественная установка на обучение детей некоторым унифицированным практическим умениям, которые с возрастом совершенствуются, уже недостаточна. Художественное творчество служит средством развития чувств, эстетического вкуса, мышления, творческих сил и общего развития ребенка. Поэтому целесообразно подготовить к той сфере деятельности, к которой относится разработка гармоничной окружающей предметной среды.

Традиционно так сложилось в художественном воспитании детей дошкольного возраста, что им даются основы изобразительной и музыкальной деятельности. Дизайн же включает и рисование, и конструирование, и проектирование предметной среды. Многие боятся слова «дизайн», хотя все дети стихийно занимаются дизайном, оформляя свою жизнь. Дизайн – символ современной цивилизации, а его принципы созвучны синтетическому мышлению дошкольника. Экспериментируя, они чувствуют себя хозяевами своего предметного пространства, активно и результативно осваивающими его.

Введение элементов дизайна в продуктивную деятельность детей позволит также реализовать единую образовательную от ДОУ до начальной школы.

Предметно-развивающая среда

для развития художественно-творческих способностей дошкольников

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования ставят в центр внимания ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Одним из пяти направлений развития детей является художественно - эстетическое.

Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, а так же формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому важным моментом в работе педагогов является создание развивающей среды, которая обеспечит единство различных форм организации изобразительной деятельности в ДОУ.

Обстановка в группах создаётся таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно сделать выбор, чем он будет заниматься. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования, продуктивной деятельности и игры.

Центр художественного творчества способствует формированию творческой личности, развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Основная цель создания Центров творчества заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). Материалы для развития изобразительной деятельности располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Здесь воспитатель в свободное время вместе с детьми рисуют, лепят, создают аппликацию.

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации предметно - развивающей среды пространственной среды ДОО в условиях подготовки к введению ФГОСДО материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами :

-материалами для изобразительной деятельности и конструирования;

-оборудование общего назначения.

Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

В группах предусмотрен стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре искусства по мере необходимости.

Дидактические игры, наглядный материал могут находится в тумбах, выдвижных шкафах. Детские работы (рисунки, поделки, коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Цветная палитра", "Стена успеха" и др., к которым есть свободный доступ. В некоторых группах воспитатели на таких стендах организуют выставку работ того или иного ребёнка.

Для развития художественно-эстетического восприятия Центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки, репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы, что важно в среднем дошкольном возрасте.

Важным для детей дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры "Чудесный мешочек". Есть игры, способствующие развитию точности и дифференцированности восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста.

Обогащение развивающей среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создаёт образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром, предоставляет ему свободу выбора, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

При проектировании педагогического процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными особенностями для успешной реализации целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования обеспечивается интегративный подход к организации развивающих центров активности детей. Такая интеграция обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающие целостность познавательно - речевого, физического, художественно - эстетического и социально - личностного направлений развития ребёнка.

Центр художественного творчества взаимодействует с другими центрами :

-Центром прикладного искусства, где дошкольников знакомят с самобытностью национальной культуры русского народа. Здесь размещены методические и наглядные материалы по народно - прикладному творчеству, куклы в национальных костюмах и т. п. ;

-Центром книги. Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала - эффективные методы развития художественных и литературно - творческих способностей;

-Центр драматизации. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами, в том числе и через изобразительное искусство. Дети совместно с взрослым придумывают декорации, костюмы к спектаклям;

-Центр Музыки. Дети рисуют настроение, которое они почувствовали, прослушав музыкальное произведение, песню.

Содержание предметно - развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.

Цель: Реализовать при грамотном руководстве педагогов на базе доступного освоения детьми основ дизайна и создание для ребенка комфортной материальной среды.

Задачи:

- приобщить детей к дизайн-культуре посредством коллективного творчества с последующим использованием результатов в оформлении их жизненного пространства;

- развить у ребенка оценочные суждения и способы творческой деятельности как результат последовательного осуществления конструкторского замысла в процессе рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты, креативных способностей, конструктивно-архитектурных навыков;

- формировать яркие положительные эмоции в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения ребенка со взрослыми;

- воспитывать у дошкольников художественное восприятие предметного мира и эстетическое отношение к нему.

Основные условия педагогической работы (деятельности) :

- профессиональный дизайн, направленный на благоустройство пространства, окружающего ребенка, создаваемого взрослыми;

- детский дизайн, т. е. непосредственное участие детей в эстетизации своего быта.

Предлагаемые формы работы с детьми по дизайну:

- Плоскостной (аппликативно-графический). Рисунки, аппликации, панно, коллажи, украшение одежды кукол, групповых комнат.

- Объемный (предметно-декоративный). Изготовление игрушек-сувениров из природных материалов, бумажной пластики «оригами», икебаны, аранжировка букетов, различных украшений.

- Пространственный (архитектурно-декоративный). Декоративное оформление внешнего вида зданий, эстетизация кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, других помещений.

Воздействие педагога и коллектива в целом на ребенка:

- наблюдение

- экскурсии

- организация предметной среды

- обогащение полезной информацией

- обеспечение природными и искусственными материалами, приборами, инструментарием для поделок, игрушками и конструкторами.

Педагог видит, что интересует ребенка, придумывает для него занятия, окружает его «домашней» мебелью, создавая уют. Помещения оборудуются современными и безопасной для детей техникой, специальным освещением, крупноблочными сборными игровыми элементами. В групповых комнатах размещаются детские работы, имеющие разный формат, размеры и выполненные в разных техниках и стилистиках, из различных материалов. По сути, это близкое ребенку философия убранства детского интерьера, отличная от принятых, нередко формальных требований к общественному учреждению, каким является детский сад. Это отражает демократические принципы воспитания детей: не запрещается играть, экспериментировать; они чувствуют хозяевами своего предметного пространства, активно и результативно его осваивающими.

Приобщение дошкольников к дизайн-деятельности происходит в разных формах организации: на НОД; играх; досугах.

В итоге детское изделие должно быть ориентировано на полезное использование в жизни ребенка, детского сада и семьи. Успешность таких форм работы для приобщения их к основам дизайна во многом зависит от компетентности педагога в вопросах психологии и педагогики дошкольного детства.

Учитывая интересы и возможности детей группы, педагог:

-знакомит со способами плоскостного и объемно-пространственного оформления: моделированием, макетированием (фасоны, декоративные орнаменты для одежды, изготовление аксессуаров);

-показывает, как планировать свою работу по этапам: замысел, эскиз, макет, воплощение;

-организует участие в создании композиций к утренникам и развлечениям (панно, коллажи, панорамы)

-учит использовать современное оборудование (лекала, трафареты, степлеры). Естественные – дерево, камень, ткани; искусственные – различные упаковки, бижутерия, пленка.

В основе построения предметно-развивающей среды лежит зонирование детских помещений – метод, создающий условия для оптимизации детского творчества. Можно выделить центры по интересам: «Центр успеха», «Гостиная», «», «Салон красоты», «Науки и экспериментирования» «Уголок настроения», «Здоровья», «Познания», «Игрушек», «Кукольный театр» и т. д. В группах желательно создать в перспективе условия для популярных у современных дошкольников «Салон красоты», «Супермаркет», «Банкомат», «Интернет-сервис», «Евросеть», «Автозаправка», «Фотосалон» и т. п.

Основные принципы создания предметно-развивающей среды :

- комфортность, принцип «одомашнивания»;

- полифункциональность;

- доступность;

- самостоятельность;

- эстетичность;

- открытость.

В процессе дизайнерской деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

В связи с тем, что речь идет о творческом развитии, наряду с традиционными формами и методами учебно-воспитательной работы используются методы, объединяющие инновационный опыт педагогов:

-объяснительно-иллюстрированный или рецензивный (рассказ, лекция, объяснения)

-репродуктивное воспроизведение действий по применению знаний на практике

-проблемное изложение изучаемого материала

Художественно-творческий комплекс развития детей не ограничивается пространством одной группы. В зону творческой активности ребенка включены такие компоненты детского сада, как художественно-игровой центр и театральная студия «Маленькие актеры». А условия прогулочного участка благоприятны для творческих игр и развлечений дошкольников на свежем воздухе. Летом игры с песком и водой, зимой – посильная помощь в постройке снежного городка, все это способствует развитию самостоятельности, творческих способностей и воображения, проявлению фантазии. А ярко окрашенный участок сам по себе вызывает у ребят положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.

Переполненные эмоциями, дети делятся своими впечатлениями с родителями, заинтересованными в том, чтобы их ребенок стал личностью умной, общительной, способной творить, чтобы он нашел свое место в мире.

Наша роль, как педагога, заключается в оказании помощи каждому ребенку в открытии для себя ценности познания и переживания эстетических характеристик отдельных предметов, явлений, событий, в выборе близкого интересам ребенка содержания творческой деятельности, на чем базируется субъективный опыт творчества ребенка.

В целом можно сказать, что комплексная предметно-пространственная среда обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, создает основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

Публикации по теме:

Использование развивающей предметно — пространственной среды в развитии интеллектуальных способностей детей «Использование развивающей предметно – пространственной среды в развитии интеллектуальных способностей детей». Современные требования к.

Оснащение предметно-развивающей среды для развития познавательно-интеллектуальной деятельности старших дошкольников Одним из важнейших условий решения задач при развитии познавательно-интеллектуальной деятельности является организация развивающей предметной.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию» Если человек что-то слышит, он сомневается, если что-то видит – может усомниться, если что-то сделал своими руками – он уверен в результате.

Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ» Создание предметно-развивающей среды в старшей группе. Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых.

Презентация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» «Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ» -2 слайд Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил.

Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы» Слайд 1 Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы». Слайд 2 Большой толковый словарь.

Проект «В гостях у сказки», как способ развития творческих способностей дошкольников Проект «В гостях у сказки», как способ развития творческих способностей у дошкольников (старшая группа) Информационная карта проекта:.

Психологический проект «Создание предметно-пространственной среды как средства развития способностей дошкольников» В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме развития и поддержки одаренных детей, как основы развития будущей науки. Современная.

Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ, как средство развития творческих способностей дошкольников». Форма проведения: игра «Творим.

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для развития познавательного интереса детей «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». гласит китайская пословица Современные дети живут в эпоху.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект модернизации предметно-развивающей среды в ДОУ для развития художественно-творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 14 октября 2017 в 17:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект модернизации предметно-развивающей среды в ДОУ для развития художественно-творческих способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем симонова евгения (УИ 172304) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД