Татьяна Полушева
Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы».
Слайд 2 Большой толковый словарь.
Слайд 3 Тип проекта : познавательно – игровой, долгосрочный.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Слайд 4 Проблема:
Публикация «Проект „Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группы показал, что у детей очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего возраста.
Слайд 5,6 Актуальность проекта :
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
Слайд 7 Исходя из этого, определилась цель нашего проекта :
создание условий для сенсомоторного развития дошкольников через исследования, дидактические игры и продуктивную деятельность.
Слайд 8 Задачи проекта :
• выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета;
• создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;
• разработать и апробировать комплекс дидактических игр;
• воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.);
• обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей;
• пополнить предметно – развивающую среду группы;
Слайд 9 Ожидаемые результаты:
Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Формирование устойчивого интереса детей к играм и игрушкам, способствующим сенсорному развитию.
Развитие мелкой и крупной моторики пальцев рук.
Обогащение предметно-развивающей среды группы.
Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей.
Риски:
• Недостаток материальных средств на приобретение и создание оборудования и материалов;
• Недостаточное количество методических материалов для воспитателей.
Слайд 10 Продукт проекта :
• Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
• Создание картотеки дидактических игр по развитию сенсорных способностей;
• Презентация для родителей;
• Выставка дидактических игр, созданных своими руками;
• Фотовыставка «Учимся играя».
Слайд 11 Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
Определение цели и задач проекта.
Составление перспективного плана по реализации данного проекта.
Анализ и подбор методической литературы, материалов, дидактических игр.
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей в соответствие с ФГОС.
Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
Подбор консультаций и рекомендаций для родителей.
Создание развивающей среды и условий для успешного использования дидактических игр.
2. Практический этап.
Реализация плана проекта.
Создание в группе центра «Весёлая сенсомоторика».
Введение дидактических пособий и игр во все образовательные области.
Исследовательская и экспериментальная деятельность детей в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной игре и на прогулке.
Самостоятельные игры детей.
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Организация различных форм работы с родителями (консультации, папки передвижки).
Проведение собрания с родителями на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Слайд 12 Построение предметно-развивающей среды в группе.
Все пространство было поделено на основные центры и зоны, наполненные развивающим содержанием, которое направлено на сенсорное развитие детей.
Слайд 13, 14, 15, 16 В группе организован центр «Весёлая сенсомоторика», в котором своими руками оформили ряд дидактических игр на изучение величины, формы, цвета, на развитие мелкой моторики.
Фото «Большая стирка», «Найди вторую половинку», «Прищепки», «Собери бусы», «Накормим Колобка», «Наряди солнышко», «Сравни полоски по длине и ширине», «Чудесный мешочек», «Составь узор на варежке и подбери пару».
Слайд 17 Разработали игры на развитие тактильных ощущений.
Фото «Тактильное домино», «Гусеничка Крупеничка».
Слайд 18 Сделали бизиборд-игровой сенсорный стенд для развития мелкой моторики, цветовосприятия, координации движений, воображения, усидчивости.
Фото бизиборд.
Слайд 19,20 Большое значение для сенсорного воспитания детей имеет уголок природы. Здесь нами создано пособие «Сенсомоторный ящик», в котором собран разнообразный природный и бросовый материал (орехи, шишки, желуди, ракушки, колечки, палочки, коллекции камешков, разных по цвету, форме и величине и т. д., и которое способствует развитию тактильного и слухового восприятия, развитию моторики.
Фото «Сенсомоторный ящик».
Также здесь представлено оборудование для проведения простейших опытов: губки, воронки, ёмкости для переливания воды, фартучки. Нами разработан и апробирован ряд экспериментов, целью которых является усвоение сенсорных эталонов : игры-эксперименты «Разноцветная вода», «Каждому камешку свой домик», «Разные цвета», «Воздушные шары», «Волшебный шарик», «Лёгкий - тяжёлый».
Фото экспериментирование.
Слайд 21,22 Уголок изобразительной деятельности также важен для формирования сенсорных способностей. Цветные карандаши стоят в стаканчиках определённого цвета, есть трафареты для рисования предметов различной формы, дидактические игры на цветовосприятие. Здесь же, помимо художественных материалов, дети могут использовать для рисования песочный стол, который способствует развитию мелкой и общей моторики, воображения, фантазии, сенсорики и координации движений, а также снятию психоэмоционального напряжения.
Слайд 23 Музыкальный уголок помогает детям воспринимать различные звуки. В нашем музыкальном уголке находятся музыкальные инструменты: дудочки, бубны, погремушки, колокольчики, самодельные шуршалки и гремелки (звучащие коробочки с разными наполнителями, различные озвученные игрушки, которые способствуют развитию слухового анализатора. Для развития слухового внимания нами разработана игра «Найди пару», в которой дети определяют одинаковые по звучанию «шумики» (наполненные разными наполнителями футляры от киндер сюрпризов).
Слайд 24 В центре конструктивной деятельности есть различный материал для строительных игр, способствующий сенсорному воспитанию детей : деревянные кубики и кирпичики, конструкторы разных видов, мозаика. Действуя с конструктором дети узнают цвет, форму, пространственное расположение, развивается речь, расширяется словарный запас детей. Например, при строительстве города для цветных человечков дети учились выбирать из группы предметы нужного цвета, объединяя их в постройку, закрепили понятия – форма, размер.
Слайд 25,26 В физкультурном уголке оборудование используется не только для физкультурно – оздоровительной работы, но и с целью сенсорного воспитания детей. Здесь имеются разноцветные кегли, кольца, флажки, ленточки на палочках, обручи, мячи. Есть нетрадиционное оборудование, сделанное своими руками, это коррегирующие дорожки с нашивками различной фактуры, ступая на которые дети учатся распознавать гладкость и шероховатость ногами, змейки из крышек, мешочки с разными наполнителями. Такое оборудование помогает не только развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, ловкость и выносливость, но и способствует закреплению сенсорных понятий.
Слайд 27,28 В уголке ПДД находится материал, который способствует формированию знаний детей о правилах безопасного поведения на дороге, а также закрепляет представление детей об основных цветах. Дети с удовольствием играют в игры «Собери светофор», «Цветные автомобили», «Подбери колёса к машинам».
Слайд 29,30 При оформлении центра сюжетных игр, мы старалась подбирать игрушки и вещи с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, одежда для ряженья разного цвета и т. д.). Например, играя в «Дочки матери» и накрывая стол к обеду, дети используют игровое действие «Подбери чашки к блюдцам», наряжаясь, они подбирают бусы к платью по цветовой гамме.
Слайд 31,32
3. Заключительный этап.
В результате работы над проектом мы старались создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, что способствует развитию познавательной деятельности, речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.