Вера Демидова
Психологический проект «Создание предметно-пространственной среды как средства развития способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме развития и поддержки одаренных детей, как основы развития будущей науки. Современная система образования так же характеризуется направленностью на развитие потенциала одаренного ребенка.
Публикация «Психологический проект „Создание предметно-пространственной среды как средства развития способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования вопрос создания РППС в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Поэтому создание РППС как средства поддержки одарённых детей становится актуальным в настоящее время в современном мире.
Целью проекта является создание условий для развития разнообразного спектра способностей детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, а так же становления ключевых компетентностей дошкольников в контексте ФГОС ДО.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- анализ литературы, подбор диагностического материла;
- определение количества одаренных детей;
- Формирование у педагогов представления об организации и функционировании РППС созданной на основе образовательной программы ДОО и МК «Я познаю мир»;
- Выявление и поддержка творческой деятельности педагогов, направленной на решение задач, поставленных ФГОС ДО;
- Популяризация методических разработок по организации РППС в ДОО в контексте ФГОС ДО.
Гипотеза: если образовательная среда представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей, то правильно организованная РППС должна способствовать переводу детской интуитивной бессознательной познавательной деятельности к самостоятельному и сознательно-рациональному уровню.
Участниками проекта выступили педагоги и дети 5 – 7 лет.
Сроки реализации проекта : октябрь 2015 – январь 2017 года.
Форма реализации проекта : проведение консультаций, тренингов для воспитателей, проведение конкурса на создание и функционирование развивающей предметно – пространственной среды в ДОО.
База реализации проекта : Исследование проводилось на базе детского сада №186 «Волгарик». Наше дошкольное учреждение в работе с детьми использует приемы и методы ОТСМ – ТРИЗ - технологии, начиная с раннего возраста. ОТСМ-ТРИЗ-технология общая теория сильного мышления (авт. Н. Н. Хоменко) - теория решения изобретательских задач (авт. Г. С. Альшуллер.) К концу дошкольного возраста дети самостоятельно составляют сравнения, загадки, сочиняют сказки, рифмованные тексты, используя алгоритмы, решают творческие задачи и проблемные ситуации.