Ольга Суханова
Проект «Мнемотехника в музыкальном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мнемотехника в музыкальном развитии дошкольников»
Детская природа ясно требует наглядности.
Учите ребенка пяти неизвестным ему словам,
И он будет долго и напрасно мучиться над ними;
Но свяжите с картинками двадцать таких слов
- и ребенок усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский
•По доминирующей деятельности проект : познавательный, практико-ориентированный.
• По количеству участников: коллективный.
• По продолжительности: долгосрочный.
Темочки:
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальное развитие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
• Актуальность темы: материал проекта будет полезен музыкальным руководителям, педагогам ДОУ, родителям.
Направление: «Музыка»
Образовательная область: «Художественно-эстетическая»,
Связь с другими образовательными областями: «Коммуникация», «Социализация», «Познание».
Актуальность: Современный ФГОС ДО в части музыкально – творческого развития детей дошкольного возраста рассматривает вопрос о методе наглядного моделирования как средства развития музыкальных способностей детей.
Новизна: В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Поэтому знания должны стать не столько целью, сколько средством развития ребенка.
Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию дошкольника – является пение. При проведении музыкальных занятий, я столкнулась с проблемой: детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен во время пения. Передо мной и педагогами группы стоит задача – развитие связной речи у детей.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется егопсихическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребёнка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Мониторинг уровня запоминания детьми текста песен и их воспроизведения в начале старшей группы показал следующие результаты:
Сформирован -18,75%(8 чел.)
В стадии формирования -50% (12 чел.)
Точка роста–31,25%(5 чел.)
А ведь пение в процессе развития речи – необходимый для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности и роль пения в полноценном развитии ребёнка велика.
В исследованиях Н. А. Ветлугиной, Г. Н. Кечхуашвили, Г. Н. Волчанской, Е. Г. Сайкиной, Н. Г. Кононовой, Ж. Е. Фирилевой, Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной было доказано, что в музыкальном образовании дошкольников можно успешно использовать метод моделирования: музыкальное мышление ребенка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства исвязи того или иного объекта. А мнемотехника – это часть моделирования.
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.
Мнемотехника делится на мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы, в которых заложена информация в виде картинок различная по объему…
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей. Одной из разновидностей моделей является мнемотаблица.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Использование мнемотаблиц помогает развивать :
ассоциативное мышление;
зрительную и слуховую память;
зрительное и слуховое внимание;
воображение.
Противоречия:
-между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и звучанию музыки в социуме;
-между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально – эстетического воспитания детей в ДОУ
-и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;
-между потребностью детей в красивой, доброй, волшебной музыке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;
-между уровнем современных ТСО и имеющимися условиями.
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Поэтому знания должны стать не столько целью, сколько средством развития ребенка.
Цель:
Формирование у детей основ музыкальной, эстетической и художественной культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка. Развитие логического мышления дошкольников.
Задачи:
способствовать развитию музыкального вкуса, музыкальныхи творческих способностей детей,
создавать условия для получения детьми удовольствия от общения с музыкой, представляя слуховые образы зрительными,
формировать умение слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений,
развивать способность импровизировать, фантазировать под музыку, обогащать словарный запас.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мне, как музыкальному руководителю, очень приемлема такая техника запоминания текстов песен, потешек, закличек. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание в тексте придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение или текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.
В своей музыкально-образовательной деятельности я решила использовать мнемотехнику для сообщения детям общих знаний о музыке («Что такое музыка?», о ее выразительных средствах («Громко – тихо», «Медленно – быстро», «Весело – грустно», о ее жанрах (Марш – танец - песня).
Приступая к внедрению метода моделирования в практику своей работы, я выработала основную цель – повысить уровень умственного развития детей и помочь детям упорядочить и систематизировать музыкально-образовательную информацию. Теоретические и практические наработки позволили мне выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.
Работа разделена на 3 этапа.
1этап. Организационный
Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).
1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы о музыкальном произведении
2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию песни, потешки. Расшифровка символов, раскодирование информации.
3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи педагога.
4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей по результатам пения, слушания музыкального произведения.
2 этап. Практический
Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие: танец, марш, песня, колыбельная, времена года, композитор, музыкальный инструмент.
3. Составление модели информации о конкретной музыкальной теме с опорой на общую схему. Моделирование осуществляется под руководством музыкального руководителя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
4. Отгадывание загадок-мнемотаблиц, составленных музыкальным руководителем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь в музыкальном произведении)
3 этап. Обобщающий.
Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
2. Отработать навыки кодирования в разных видах музыкальной деятельности.
3. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному музыкальному материалу.
Моделирование применяется мною при слушании музыкального произведения как средство активизации воображения, музыкальной памяти, тембрового слуха, в процессе разучивания песни, в музицировании, и в заключительной части занятия как средство анализа полученных знаний.
Мнемотаблицы стараюсь составлять из цветных картинок, с использованием цветобуквенных знаков.
Предполагаемый результат:
Для воспитанников:
1. Более качественное усвоение знаний в непосредственно образовательной деятельности.
2. Развитие образного мышления и творческого воображения детей.
3. Дети умеют самостоятельно читают схемы.
4. Появление интереса к различным формам музыкальной деятельности.
5. Формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке.
6. Проявление творческого самовыражения. Дети умеют самостоятельно составлять свои мнемотаблицы.
Для педагогов:
1. Появление интереса к мнемотехнике.
2. Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов в музыкальной деятельности.
Для родителей:
1. Повышение музыкальной культуры.
2. Ориентация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в семье.
3. Заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе музыкально - эстетического воспитания.
Механизмы реализации:
- Сбор и изучение материалов по теме;
- Изучение передового педагогического опыта по использованию мнемотехнике
-Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальнойлитературы и нормативных документов по проблеме.
-Выявление уровня знаний детей по результатам мониторинга.
-Разработка системы занятий;
-Внесение изменений и дополнений в развивающую среду : оформление музыкальных уголков в группах, в музыкальном зале,
-оформление стенда;
-проведение открытых музыкальных занятий.
Срок реализации: сентябрь - май
Предлагаю рассмотреть эту систему на примере работы в блоке
«Что такое мнемотаблица?».
Мнемотехнику можно использовать во всех видах муз. деятельности.
Занятие 1. Познавательный рассказ о мнемотаблице.
Занятие 2. Знакомство детей с мнемотаблицей «Что такое музыка?»
Есть удивительный мир звуков. Но в него можно попасть только с помощью самого главного и самого музыкального ключа – это скрипичный ключ. Музыку можно записать специальными значками, они называются нотами и живут на специальных пяти линеечках – домиках. Это нотный стан. Все звуки по нотам исполняет специальный человек. Это музыкант. Музыканту для исполнения музыки нужны специальные музыкальные инструменты. Музыку можно исполнять и другим важным инструментов, который всегда есть у нас – это наш голос. Голосом можно исполнять хоровую песню. Это песня так называется, потому что ее поют много людей. Есть и другая музыка. Ее исполняют голосом, когда засыпают или укладывают детей спать. Это колыбельная песня. Под музыку можно и шагать. Это – марш. Такая музыка звучит на параде, на любом торжественном празднике. А еще под музыку можно плясать очень разные танцы.
Вот что такое музыка!
Занятие 3. Пересказ с опорой на мнемотаблицу. С помощью музыкального руководителя, затем самостоятельно.
В конце пересказа задается вопрос: «Почему ты думаешь, что это музыка? Докажи». Ребенок учится обосновывать ответ, строить высказывания, доказывать свое мнение.
Занятие 4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию. Составление мнемотаблицы о любой знакомой теме «Танцы», «Колыбельная» «Музыкальные инструменты» с использованием символов общей модели. Отвечая на вопросы, совместно заполняется мнемотаблицу : «Музыка – это звуки? Как можно закодировать? Обозначим буквой «М» или знаком – символом нотки в первой клеточке. Какая музыка бывает по степени звучания? (громко – тихо) Какой знак выбрать? Какое изображение можно выполнить? На каких инструментах можно исполнять музыку? Каким знаком отметить? Где можно применить музыку? Какой можно придумать знак? и т. п. Рассматривание предложенных детьми символов кодирования, похвала детей, придумавших свои интересные знаки.
Для закрепления знаний используются модели - загадки «Какая песенка спряталась?» Предлагаю еще одну мнемотаблицу «Как звучит музыка?» Рассказать, что музыка, как художник, тоже умеет рисовать, только не красками и карандашами, а своими музыкальными звуками. Она может звучать отрывисто и монотонно как часы, шумно и дробно как дождик за окном, ласково и нежно, колыбельная песенка, бодро, отрывисто и быстро,как топот лошадки, громко и крикливо как бой кукушки, весело и по – озорному, как зайчик на лужайке.
В дальнейшем при слушании музыкальных произведений, пении, ритмических движениях, можно по мнемотаблице находить ассоциации с тембром музыки, и называть этот тембр музыки словами, используя как можно больше эпитетов. Данная мнемотаблица помогает мне и при развитии ритмического слуха. Ребенку предлагается выбрать любую картинку на мнемотаблице, и попробовать воспроизвести этот ритм ладошками, притопами, выбранными музыкальными инструментами. Такие мнемотаблицы помогают в диагностике музыкального развития детей.
Метод мнемотехники я широко использую на различных музыкальных развлечениях и праздниках, когда дети по мнемотаблице угадывают сказочного персонажа, который должен придти к ним в гости. Или, по мнемодорожке дети должны угадать, какую песню они должны исполнить. Иногда, по мнемотаблице дети угадывают, что они будут делать на празднике (петь, танцевать или играть). На праздниках, связанных с сюрпризами и подарками, по мнемотаблице дети находят место хранения этих подарков и сюрпризов. Такое применение мнемотехники обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, обогащает методологию музыкально-образовательной деятельности и повышает интерес детей к занятиям музыкой.
Вывод:
Я считаю, что такой проект очень нужный и значимый для музыкального развития дошкольников, так как он приобщает детей к подлинному искусству, формирует их музыкальный вкус, прививает любовь к искусству.
В результате проекта :
У дошкольников улучшилась музыкальная память, развивалось мышление, образное и творческое воображение.
Дети научились анализировать музыкально-выразительные средства, улучшился их словарный запас.
У дошкольников развилась коммуникативная способность, творческая инициатива, самостоятельность.
Сформировалось эмоционально-оценочное отношение к музыке.
Умеют самостоятельно читать и составлять мнемотаблицы.
Различают на слух и дают название музыкальным произведениям, называют автора.
Определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунках, движении, пластике.
Литература.
1. Федеральный закон «Об образовани в Р. Ф.» от 29.12.2012. №273 ФЗ
2. ФГОС ДО
3.«Музыкальные занятия» По программе «От рождения до школы» Под редакцией Вераксы Н. Е. «Учитель» 2019 год
4. Ветлугина Н. А. «Самостоятельная деятельность дошкольников» Москва «Педагогика» 1980 г.
5. «Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников» ««Учитель» 2019
6.«Организация, проведение и формы музыкальных игр» Учитель 2019 г.
7. Новоселова С. Л. «Развивающая предметная среда» Москва
8. Костина Э. П. «Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Вып. 2 Москва «Просвещение» 2006 г.
9. Костина Э. П. «Комплексный мониторинг качества муз. образования детей» «Доп. Образование и воспитание» 2007 г.
10. Костина Э. П. «Модернизация музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста : проблемы, поиски, перспективы» Нижний Новгород НГЦ 2005 г.
11. Костина Э. П. Комиссарова Л. Н. «наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Москва «Просвещение» 1989 г.
12. Костина Э. П. «Музыкальная среда как средство креативности ребенка» Дошкольное воспитание 2006 г. № 11-12