Татьяна Анатольевна Лакомова
Проект «Мир геометрических фигур» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Тип проекта: долгосрочный, творческий, коллективный.
Возраст воспитанников – от 5-ти до 6-ти лет (старшая группа ДОУ).
Большое место в развитии умственного развития детей в возрасте от 5 до 6 лет занимает развитие математики. Одним из основных принципов этого развития является принцип развития Это считается выбором содержания, формой организации математики детей, учётом их возрастной особенности в освоении математики, закономерностей их освоения. Одним из основных направлений развития математики является формирование представлений об форме предмета и фигуры. Одно из главных свойств материального предмета окружающего мира – наличие форм, обобщённой геометрической фигурой. Геометрия – это эталон, используемый человеком для определения формы предмета и его компонентов.
Публикация «Проект „Мир геометрических фигур“ в старшей группе» размещена в разделах
ФГОС даёт детям этой возрастной группы узнать 6 основных геометрических плоских фигурам: квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник и четырёхугольник; а также объёмные фигуры. Для детей самый близкий и понятный круг, потому, что можно подобрать множество предметов из окружающего мира, которые могут дать представление об круге («круглый, как солнце, как колеса, как арбузы, как мячи» и т. п.). Чтобы более наглядно и удобно воспринимать геометрическую фигуру «квадрата» первым 3м аппликациям предшествует конструирование из кубиков пирамиды, лесенки и двойной лесенки. Поэтому, понятие «квадрат» начинает у детей ассоциироваться с понятием «кубик». Аналогичным образом понятие «прямоугольник» соединяется с понятием «кирпичик» (в деревянном конструкторе – прямоугольный параллелепипед, а понятие «треугольник» – с «крышей» (в деревянном конструкторе – треугольная призма). У дошкольников не происходит отождествления с предметами, только сравнение цилиндра со стаканом, параллелограмм с кирпичиком и т. д. Затем геометрические фигуры восприниматься детьми как эталоны.
Проблема ознакомления детей с геометрическими фигурами и их свойствами рассматривается в двух аспектах:
– цветовосприятие геометрических форм и использование их в качестве эталонов познания форм окружающих предметов;
– познавательный смысл структурных особенностей, свойств, основных связей и закономерностей построения.
Основой формирования представлений детей о геометрии является умение воспринимать геометрическую форму предметов. Это позволит ребёнку узнать, различить и рисовать такие геометрические фигуры, как точку, прямую, кривую, ломанную, отрезки, углы, многоугольники и др. При формировании такой способности достаточно показать ребёнку геометрические фигуры и называть их соответствующим словом, к примеру: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Процесс восприятия формы предметов должен быть направлен не только на узнавание геометрической формы, но и на умение абстрагировать форму от вещи и видеть её и в других
вещах.
В процессе взаимодействия с аппликацией создаются оптимальные условия для развития математических представлений. Знакомлю детей с названиями и признаками геометрических форм, формирую пространственные представления о положении предметов и их частей, его количественное соотношение: больше, меньше. Процесс овладения этими сложными понятиями происходит в естественных условиях в процессе создания декоративного узора или при изображении отдельных частей предмета.
Аппликация – это одна из видов художественного творчества, очень близкая к конструированию. В процессе обучения с различными материалами, техниками работы и способами обработки этих материалов, у детей формируются навыки визуализации предметов с помощью графики и пластики, развиваются навыки овладение умением творчески перерабатывать свои впечатления в силуэтной форме.
В результате изучения материала по теме исследования, было определено, что проблема формирования представлений у детей 5-6 лет о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликаций является актуальной.
Целью, которой сделать для детей более доступным понятие геометрических фигур, перевод абстрактного понятие в конкретные и наглядные детали, которые можно увидеть, взять в руки и совершать с ними различные манипуляции, ведь у дошкольников данного возраста наглядно-образное мышление.
Задачи:
1. Формировать представления о разных видах сенсорных эталонов (цвет, форма, размер, способах обследования предметов из геометрических фигур и объединение их в композиционное решение.
2. Разработать, апробировать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации и определить её эффективность.
3. Развивать зрительное, слуховое, осязательное восприятие; тонкую моторику, творческое воображение.
4. Воспитывать самостоятельность.
Предполагаемый результат: овладение практическими навыками обследования предметов, состоящих из геометрических фигур; составление сюжетных композиций; появление устойчивых представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); развитие цветовосприятия и тонкой моторики; проявление самостоятельности, творческой активности.
Продукт проекта: творческие выставки, коллаж «Фигурная аппликация», презентация.
Этапы проекта:
предварительный (мониторинг, анкетирование, изучение литературы, подготовка материала, развивающей среды)
основной (работа с детьми, родителями, социумом)
заключительный (подведение итогов, проведение мероприятий - ООД, развлечения, мастер-класс с воспитателями ДОУ, конкурсы, викторины).
Работа над проектом:
В своей работе с детьми я использовала произведения художественной литературы о геометрических фигурах: загадки, стихи, сказки. Все это стимулировала интерес детей, их познавательную и творческую активность на занятии.
Специально были подготовлены игры для развития цветовосприятия и развития мелкой моторики рук посредством аппликации. Дошкольники играли на закрепления цветовосприятия и сенсорных эталонах дидактические игры. Например: «Найди пару», «Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «Что изменилось», «Найди свой домик», «Продолжи орнамент», «Составь узор из данных фигур», «Посмотри вокруг», «Почини одеяло», «Волшебный мешочек» и др. ; «Разноцветные колечки», «Цветные коврики», «Собери по цвету шарики», «Собери бусы по цвету», «Вставь цветные грибочки в отверстия», «Цветные клубочки», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Сделаем куклам бусы», математические головоломки, игры-забавы (пазлы, мозаики, лабиринты, магические квадраты; головоломки с палочками и т. д.).
Коррекционные игры (по Л. Григорьевой): «Расставь игрушки на цветном коврике» (по эталону цвета, «Построй ряд» (по эталону цвета, «Найди красную игрушку на зелёной ёлке» (на цвета-оппоненты, «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета).
Подвижные игры: «Разноцветные ленточки», «Найди свой дом», «Найди
свой цвет», «Принеси предмет», «Беги ко мне», «Летите голуби», «Возьми флажок», «Бегите к флажку», «Найди флажок», «Мяч в ворота», «Кто увидит
первый», «Собираем шарики».
В процессе игры и практической деятельности дошкольники манипулировали предметами, рассматривали, ощупывали их, рисовали, лепили, конструировали и постепенно вычленяли среди других свойств их форму.
Блоки Дьенеша, представляя собой эталоны форм – геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Для закрепления проводились игры «Найди клад», «Цепочка», «Магазин», «Художники».
Использую таблицы и карточки, на которых нарисованы геометрические фигуры одного вида или разных видов, расположенные в разном пространственном положении.
Закрепляли знания с помощью мультфильмов «Плоские геометрические фигуры» https://www.youtube.com/watch?v=I5vSCY4-bR4&t=1s , «Объёмные геометрические фигуры» https://www.youtube.com/watch?v=jCoIVBvZPqY , «Геометрические тела» https://www.youtube.com/watch?v=s9pxouRT08E , «Прямоугольник» https://www.youtube.com/watch?v=3DhTRYnl2Wk , «Многоугольники» https://www.youtube.com/watch?v=kFaqxne6UT0 и др.
Все игры и игровые упражнения применялись не только в организованной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми.
Дети выполняли практические действия, манипулировали с плоскими и объёмными геометрическими фигурами.
Во время совместной деятельности широко использовались накладывание, прикладывание, черчение по контуру, штриховка, измерение. Плоские геометрические фигуры дети рисовали и вырезали, объёмные - лепили из пластилина, глины.
Очень детям нравилось выкладывание из счётных палочек, полосок бумаги, игры со счётными палочками, связанные с перекладыванием частей и получением новых фигур.
Следующим этапом явилось развитие цветовосприятия и развитие мелкой моторики рук при работе с аппликациями на специальных обучающих занятиях.
Используя 7 основных цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный, иногда добавляя белый, коричневый, оранжевый. Для деталей и листа-основы используя картон (для основы в основном – белого цвета, исключение – аппликация «Снежинка», «Снеговик», «Кораблик», «Ракета», в качестве склеивающего вещества используем клей-карандаш (лучше производителя Erich Krause). Параллельно знакомству с геометрическими фигурами идёт процесс знакомства с клеем и его свойствами, шаг за шагом совершенствуются навыки работы по изготовлению аппликации.
На первых занятиях контуры геометрических фигур, из которых состоит аппликация, дети обводят на листе-основе, и выкладывают данное изображение без применения клея. И только когда у всех воспитанников будет выполнено это задание, индивидуально начинаю пользоваться клеем, объясняя, что его наносят только на обратную сторону деталей (на «серую, некрасивую сторону»). Обращаю внимание воспитанников на разные способы нанесения клея: маленькие детали накладывают сверху на клей-карандаш, левой рукой его держат, а указательным пальцем правой руки круговыми движениями набирают клей на положенную деталь, затем снимают её с тюбика клея с помощью большого и указательного пальца правой руки и укладывают на основу в нужное место. Крупные детали удерживают указательным пальцем левой руки на столе (на подкладном листе, а клей наносят давящим движением, держа тюбик в правой руке. Следует постоянно напоминать детям, что клей наносят только на детали, а не на лист-основу.
А в процессе выполнения аппликации «Снеговика», дети упражнялись в вырезании круга и делении его пополам. Большое внимание я уделяла подбору заготовок бумаги для вырезания, которые помогают детям передавать форму частей и их пропорциональные взаимоотношения. В процессе вырезания силуэтов различных предметов познакомила детей с понятиями «выпуклые» и «вогнутые» фигуры.
Занятия: аппликация "Пирамидка". "Большой дом", "Геометрический кот", "Снежинка из квадратов", "Елочка", "Звездочка", "Снеговик", "Цветок", "Птичка", "Цыпленок", "Кораблик", "Большой цветок для мамы", "Грузовик", "Троллейбус", "Ракета", "Собака", "Крокодил", "Рыбки", "Человек".
Закрепляя пройдённый материал, в процессе ООД использую пирамиды на основе геометрических фигур, лото с карточками, на которые нужно наложить пластмассовые фигуры нужного цвета и формы. Для этой же цели применяю фланелеграф (большим настенным или маленькими индивидуальными, где дети из мягкого конструктора-полосок могут выложить квадрат, треугольник, прямоугольник, домик и другие простейшие изображения.
На последнем занятии можно выдать воспитанникам геометрические фигуры разного цвета и размера и предложить сделать аппликацию по своему желанию.
Также проводила беседы на темы: «Круг. На что похож круг», «Геометрические фигуры вокруг нас», «На какую фигуру похож прямоугольник» и др.
Сюжетно ролевые игры "Стройка", "Магазин", "Аптека" и др.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.
Проводя итоговый мониторинг с целью определить уровень развития воспитанников, давая задания двух типов: «Покажи мне. (например, маленький красный круг)» и «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какого она размера?». Количество детей с высоким уровнем развития увеличилось. Это говорит о том, что целенаправленная работа принесла желаемые результаты. Сравнивая результаты начальной и итоговой диагностики, можно выявить положительные результаты в решении поставленных задач.
Результат:
Дошкольники научились различать и называть многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины, делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме.
Дети научились вырезать бумагу по прямым линиям и с плавным закруглением очертаний предметов; размечать фигуры по шаблону; правильно наносить клей на бумагу; наклеивать фигуры на бумагу по образцу; составлять композицию; составлять орнамент из геометрических фигур;
Дети научились обследовать простую и сложную форму предметов, придерживаясь определённой последовательности: сначала выделяли общие контуры и основную часть, потом определяли форму, пространственное положение, относительный размер других частей.
Научились замечать не только сходство, но и отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры. Это имеет большое значение для совершенствования изобразительной и других видов самостоятельной деятельности детей.
Научились разделять сложный узор на составляющие его элементы, называть их форму и пространственное положение, составлять узор сложной формы из геометрических фигур одного-двух видов, различных по величине (размеру).
Продукт: коллаж «Фигурная аппликация»