Светлана Куприянова
Проект для развития речи детей младшего дошкольного возраста «Мир доброй сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Проект «Мир доброй сказки!» направлен на развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения детей к сказке. Участниками проекта являются дети, воспитатели, родители первой младшей группы.
Публикация «Проект для развития речи детей младшего дошкольного возраста „Мир доброй сказки“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность: Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, творческое мышление, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам, подведёт детей к логическим суждениям.
Постановка проблемы: По результатам диагностики выявилась проблема, что дети знают мало русских народных сказок.
Цель: формирование речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказке.
Задачи:
• Образовательные:
- учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, выделять характерные особенности животных;
- способствовать формированию интереса у детей к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам;
- дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через совместные мероприятия, папки-передвижки, информацию на сайте;
- создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
• Развивающие :
- Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, интерес к сказкам.
• Воспитательные:
- учить играть дружно, вместе, не ссориться.
- воспитывать чувство взаимопомощи и поддержки.
Тип проекта : познавательно-речевой.
Продолжительность проекта : 2 месяца (май, июнь).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Ожидаемые результаты:
1. дети познакомятся с русскими народными сказками;
2. у детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций;
3. через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло;
4. характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других;
5. повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас;
6. совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям;
7. повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Планирование и организация деятельности
1 этап – подготовительный.
№ Мероприятия Цель Сроки реализации Ответственные
1
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
Информирование родителей. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта 1-я неделя Воспитатели.
2 Выставка работ родителей на тему: «Обложка любимой сказки» Привлечь родителей к активной совместной деятельности для достижения положительных результатов в реализации проекта
1-я неделя Воспитатель
Родители
2 этап – основной.
3. Познавательное развитие :
1. Рассматривание картинок из серии «Дикие животные»
Развитие познавательного интереса к окружающему миру.
4. Развитие познавательно – исследовательской деятельности:
«Поможем построить домик Зайчику» (конструктор)
5. Беседы с детьми:
«Какие сказки я знаю».
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Формировать у детей представления о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
Расширять знания о геометрических фигурах:
круг, квадрат, треугольник.
Закрепить знания детей о сказках.
Развивать у детей интерес к книгам, обогащать речь детей.
1-я неделя
2-я неделя
2- 3-я неделя
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель, дети
2 Речевое развитие
1. Чтение сказок «Колобок», «Репка», «Теремок»;
2. Вечер загадок «Угадай и ответь»
3. Вечер потешек.
Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на заданные вопросы.
Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки.
Развивать любознательность, кругозор
Использовать в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаться на прочитанные произведения.
3-я неделя
3-4 я неделя
4 -я неделя
Воспитатель
Воспитатель, дети
Воспитатель
Дети
3 Художественно – эстетическое развитие :
1. Рисование цветными мелками «Дорожка для Колобка»
2. Коллективная
аппликация «Выросла репка большая-пребольшая»
3. Лепка «Золотое яичко Курочки рябы»
Учить детей правильно держать мелки, проводить прямые и извилистые линии восковыми мелками
Учить составлять изображение из частей. Упражнять в аккуратном наклеивании.
Повторить с детьми знание желтого и зеленого цвета, учить наносить клейстер на заготовленные детали при помощи кисточки, приклеивать их к листу бумаги, соединяя детали по образцу.
Продолжать учить отщипывать от куска пластилина небольшой кусочек, скатывать из него круговыми движениями форму яйца.
1-2-я неделя
2 –я неделя
2-3- я неделя
Воспитатель,
дети
Воспитатель, дети
Воспитатель
Дети
4 Социально – коммуникативное развитие :
1. Сюжетно ролевые игры:
"Больница для книг».
«В гостях у сказки»
2. Дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Собери целое»,
«Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Какой герой сказки лишний».
3. Пальчиковые игры: «Яичко», «Два козленка»
4. Игры-драматизации: «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок»
Воспитание бережного отношения и любви к книгам.
Учить играть дружно, вместе, не ссориться.
Познакомить детей со сказкой, помочь понять смысл произведения.
Познакомить со сказкой, помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки.
3 неделя
3- неделя
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель,
дети
Воспитатели, дети.
5 Физическое развитие
Подвижные игры:
«Зайцы и волк», «Косолапые мишки», «Вышла курочка гулять»
Хороводные игры: «Заинька попляши…»
Формировать двигательные навыки, развивать воображение, внимание. Подражательные движения, характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса)
4- неделя
Воспитатель, дети
Воспитатели, дети.
6 Взаимодействие с родителями:
- конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой». Изготовить совместную работу с ребёнком.
Выставка работ
Воспитатель, дети, родители.
3 этап – заключительный.
1 Инсценировка сказки «Теремок»
Показ сказки для детей «Заюшкина избушка» Воспитатели, дети.
2 Показ пальчикового театра «Колобок»
3 Подвести итог проекта Обработка и оформление материалов проекта Воспитатель
Результаты проекта :
1. дети познакомились со сказками;
2. дети первой младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям;
3. во время дидактических игр дети закрепили знания цветов;
4. дети были участниками драматических и кукольных спектаклей.
Заключение: проектная деятельность очень эффективна в работе с дошкольниками. Здесь участвуют не только воспитанники, но и родители, что способствует их сближению. В результате проведённого проекта увеличилась доля детей с развитой речью, у детей повысился интерес к рассказыванию сказок, они стали более эмоциональными.
Использованная литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А,Васильева. Комплексные занятия по программе «Ор рождения до школы» для первой младшей группы. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2013.
3. Т. И. Подрезова. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей ДОУ.
4. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. –М., Мозаика-Синтез, 2015.
5. Л. Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 2 -3 лет с окружающим миром. – М., Мозаика-Синтез-2012.
6. Т. С. Комарова. Художественное творчество. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
7. Э. Я. Степаненкова. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. – М., Мозаика-Синтез-2012.