Шарафутдинова Лариса
Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Уважаемые коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию презентацию на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Своё выступление мне хочется начать словами детской писательницы Ирины Токмаковой: «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота» .
2 слайд
Актуальность
К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на мультфильмах и компьютерных играх, что считается большим упущением в воспитании детей. Многие малыши не слышали ни о Красной Шапочке, ни о Золушке и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.
3 слайд
Что же такое сказкотерапия? Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
4,5 слайд
Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель: использование сказок, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Задачи: 1) Развивать речь детей с помощью :
пересказывания сказок;
рассказывания сказок от третьего лица;
группового рассказывания сказок;
рассказывания сказок по кругу;
Сочинения сказок.
2) Выявить и поддержать творческие способности.
3) Снизить уровень тревожности и агрессивности.
4) Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
5) Развить умение преодолевать трудности и страхи.
6) Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
7) Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Педагог».
Методы работы по развитию речи сказкотерапией ведё тся мною по пяти направлениям это:
6 слайд
Дидактические игры:
За время работы я изготовила (приобрела) немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.
7,8 слайд
Театрализация сказок
В театрализации сказок своей задачей я ставлюобучение пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:
• чтение или выразительное рассказывание сказки;
• беседа по содержанию;
• показ воспитателем настольного театра;
• инсценировка сказки детьми.
9 слайд
Мнемотехника
С прошлого года я в своей работе по развитию речи детей стала использовать мнемотаблицы. Мнемотехника – это искусство запоминания. Мнемотаблицы – это схемы, способствующие лучшему запоминанию. Целью моей работы с менмотаблицами является обучение детей рассказыванию с опорой на наглядность. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи очевидна, так как в процессе активно задействованы факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
10 слайд
Показ инсценировка
Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями.
11 слайд
Психогимнастика: В своей работе я использую несколько методов психогимнастики: Использование данного метода позволяет решать две основные задачи: побуждать детей к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний; произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.
Метод «А что потом»;
Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
Метод «Моделирование»;
Метод «Сказка про самого себя»; Метод «Сказки по-новому»;
Метод «Сказка – калька».
12 слайд
Релаксация
Упражнения на релаксацию помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией
Пример: Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке : идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее. А также превращения в траву, деревья, камни и др.
13 слайд
Так же большая работа проведена с родителями:
Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения».
Консультация для родителей «Воспитание сказкой». Оформление выставки: рисование с детьми «Моя любимая сказка». Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к постановке сказок.
14 слайд
На мой взгляд, реализация этого проекта значительно улучшила диалогическую речь детей с помощью сказок, позволила раскрыться более застенчивым детям. Так же проект способствовал развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
15 слайд
Сказкотерапия может помочь при решении многих проблем. “Как правильно читать ребенку сказку?”, в первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше ВСЁ делать с удовольствием, это - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей. Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный мир. Сказка поможет решить любую психологическую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед. Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет!