Петухова Ирина
Проект «Метеостанция как часть экологического воспитания» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
1. Название проекта : «Метеостанция как часть экологического воспитания»
2. Автор проекта : Петухова ИМ.
3. Вид проекта : долгосрочный, информационно – исследовательский.
Публикация «Проект „Метеостанция как часть экологического воспитания“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
4. Цель проекта : создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
5. Задачи проекта для воспитателя :
1. Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
Задачи проекта для детей :
1. Познакомить с профессией метеоролога.
2. Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символах в календарях природы.
3. Познакомить с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, снегомером, солнечными часами, «ловцом облаков».
4. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения.
5. Воспитывать основы экологической культуры.
6. Длительность проекта : июнь 2022г. – август 2022г.
8. Участники проекта : дети среднего возраста.
9. Форма проведения:
- с детьми: совместная деятельность
- с родителями: консультации
10. Ожидаемые результаты проекта : развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды ;иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света; знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Введение
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Пояснительная записка
Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
-эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Цель проекта :
создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи проекта для педагогов :
1. Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
Задачи проекта для детей :
1. Познакомить с профессией метеоролога.
2. Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символах в календарях природы.
3. Познакомить с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, снегомером, солнечными часами, «ловцом облаков».
4. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения.
5. Воспитывать основы экологической культуры.
Вид проекта :
информационно – исследовательский.
Возраст детей, на которых рассчитан проект : средний дошкольный возраст (4 – 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).
Продолжительность проекта :
С июня 2022г. по 31 августа 2022г.
Этапы проекта :
Подготовительный
1. Знакомство с методической, научно – популярной литературой по теме.
2. Изучение требований к организации метеоплощадки.
3. Составление перспективного плана работы с детьми.
Основной
1. Знакомство с приборами – помощниками.
2. Наблюдения, опыты и эксперименты на метеоплощадке.
3. Фиксация результатов в дневнике наблюдений.
Заключительный
Презентация детьми дневников наблюдений.
Формы работы с детьми
1. Беседы
2. Наблюдения в природе
3. Книга народных примет
4. Опыты-эксперименты
5. Чтение художественной литературы
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры
8. Слушанье музыки
Работа с педагогами:
1. Консультация «Работа на метеоплощадке в детском саду»
2. Презентация проекта «Метеостанция как часть экологического воспитания»
Работа с родителями
1. Консультация «Метеостанция в детском саду – играя, наблюдаем»
Реализация проекта.
Аналитический этап проекта.
Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.
Наблюдения
1. Наблюдение за небом и облаками «Ловец облаков»
Цель: Продожать расширять знания о явлениях неживой природы, обратить внимание на сезонные изменения.
2. Наблюдение за ветром.
Цель: учить определять силу ветра и направление с помощью флюгера
Дети самостоятельно дают характеристику ветру.
3. Наблюдение за солнцем
Цель: подвести детей к пониманию, что температура воздуха зависит от высоты стояния солнца. Также познакомить детей с солнечными часами.
4. Наблюдение за температурой воздуха
Цель: познакомить детей с прибором измерения температуры воздуха-термометром, познакомить с календарем погоды, условными обозначениями.
5. Солнечные часы
Цель: учить определять время суток по солнечным часам на метеоплощадке
6. Определение погоды по растениям
Цель: учить наблюдать за растениями – барометрами погоды, уметь предсказывать погоду по наблюдениями за ними и сравнивать с показаниями приборов
7. Наблюдение за работой компаса
Цель: учить детей определять стороны света с помощью компаса.
Беседы с использованием презентаций
1. «Как вести себя в жару на участке»
Цель: учить детей без напоминания надевать головной убор, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреться
2. «Насекомые –польза или вред»
Цель: дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
3. «Наш дом-природа»
Цель :дать детям понять, что природа –это наш общий дом, расширять знани детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
4. «Волшебница вода»
Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни, показать в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии воды.
5. «Загадки планеты Земля»
Цель: формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от солнца.
6. «Мы-юные метеорологи»
Цель: Закрепить знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов.
Подвижные и малоподвижные игры
1. «Компас»
Цель: игра развивает ориентацию в пространстве,
2. «Прогноз погоды»
Цель: формировать желание оберегать и охранять природу,представления о погодных изменениях в природе,закрепить знания детей о погодных явлениях в природе.
3. «Ветер»
Цель: игра развивает ориентацию в пространстве, развивает воображение, творческие проявления личности, связную речь, умение слушать товарища.
4. «Ветер- хорошо и плохо»
Цель: Формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений,животных
5. «Южный ветер-северный ветер»
Цель :развивать выносливость, меткость, воспитывать честность.
6. «Дождик»
Цель: развивать слуховое восприятие, способствовать развитию положительных эмоций, развивать речевые возможности детей, коммуникативные способности детей
7. «Свойства воздуха»
Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его, развивать любознательность, внимание.
Развивать любознательность, внимание, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
8. «Что лишнее»
Цель: закрепить знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли, развивать слуховое внимание.
Дидактические игры
1. «Картина природы»
Цель: расширять знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов
2. «Путешествие капельки Капы»
Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе
Список используемой литературы:
1. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников :// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009г.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. –М. : ТЦ Сфера,2004г.
3. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей// Дошкольная педагогика. -2009г.
4. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребёнок. – СПб. : Детство – пресс,2003г.