Елена Рыбочкина
Проект «Маленький разведчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ МО Плавский район «ЦРР ДС «Берёзка»
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры
(методические рекомендации)
Выполнила
Рыбочкина Е. Г.
инструктор по физической культуре
Плавск
2020 г.
Содержание:
1. Введение. --- 3
2. Формирование патриотических чувств через занятия физической культуры. --- 5
3. Приложения
1. Проект «Маленький разведчик» --- 10
Темочки:
2. Конспект праздника к 23 февраля «Маленький разведчик» ---17
3. Анкета для родителей. ---21
4. Фотоальбом. ---22
5. Рисунки детей. ---26
1.
В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – патриотическое воспитание.
Эта проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:
- несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
- недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
- отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их к военной службе;
- малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
- недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
За последнее время в следствии продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и т. п. сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. Поэтому, значительная роль в воспитании патриотизма легла на дошкольные и учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Не секрет, что представления выпускников дошкольного учреждения о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чём же дело? Возможно, это происходит потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т. п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.
Эти проблемы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее – краеведческих экспозиций.
Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
2.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т. е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.
Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Педколлектив ДОУ считает, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.
В нём отражены такие мероприятия, как
• «Весёлые старты»
• «Неделя здоровья»
• «А ну-ка, мальчики»
• «Служу Отечеству!».
• «Масленица»
• «День Победы».
Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников д/сада.
Задачи, поставленные перед педколлективом ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:
1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение «Недели здоровья» - спортивные мероприятия между детьми. В процессе организации спортивных досугов - «Весёлые старты», спортивные эстафеты по ПДД, - совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями русского народа осуществляется в процессе ежедневных физкультурных занятий. Так, проведя цикл занятий с использованием русского фольклора, в качестве обобщения, организуется музыкально – спортивный праздник «Масленица», тематическая пасхальная неделя заканчивается спортивным досугом «Пасха». Инструктором по ФК и воспитателями разработан перспективный план по обучению детей подвижным играм. План разработан по неделям для всех возрастных групп ДОУ и реализуется на протяжении всего учебного года воспитателями и узкими специалистами. Дети с удовольствием играют в игры. Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям русского народа. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно – патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к празднику, посвящённому Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши.
Для средних групп организуются спортивные соревнования с участием пап «Буду в армии служить» с целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований. Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по ФК, музыкального руководителя и воспитателей формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ МО Плавский район «ЦРР ДС «Берёзка»
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры
(методические рекомендации)
Выполнила
Рыбочкина Е. Г.
инструктор по физической культуре
Плавск
2020 г.
Содержание
Паспорт проекта ---11
Актуальность проекта ---12
Цели и задачи проекта ---13
Работа с родителями ---14
Ожидаемый результат ---14
Краткое описание проекта по этапам ---14
1. Паспорт проекта
Наименование проекта : «Маленький разведчик».
Основные разработчики проекта : педагоги, специалисты ДОУ.
Цель и задачи проекта :
Цель проекта :
Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию.
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребёнка через поиск и внедрение эффективных форм работы.
Задачи:
- Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники.
- Развивать смелость, выносливость.
- Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели и специалисты ДОУ.
Материальные условия (бюджет проекта) : материалы для проекта имеются в группе и дополнительных вложений не требуют.
Ожидаемые конечные результаты:
Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества.
Формирование у детей любви к Родине.
Формирование высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность.
Закрепление некоторых представлений о истории нашей страны.
Форма представления результатов проекта :
Продуктивная деятельность: конкурс рисунков «Я рисую вместе с папой», тема:«Наша Армия» .
Составление с детьми фотовыставки ко дню защитников отечества «Мой папа защищал Родину».
Изготовление нестандартного оборудования для занятий физической культурой и спортом.
Презентация проекта
Праздничное развлечение совместно с родителями «Маленький разведчик!».
2. Актуальность проекта
Мы живём в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, любой ценой уклонится от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ и т. д. Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей.
В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.
Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом.
День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот день постепенно превратился в праздник, равносильный международному женскому дню. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен.
Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта :
Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию.
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребёнка через поиск и внедрение эффективных форм работы.
Задачи:
- Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники.
- Развивать смелость, выносливость.
- Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.
4. Работа с родителями
Анкетирование родителей : изучить отношение родительской общественности к прилагаемой деятельности в рамках проекта и возможностей семей воспитанников по поддержке образовательного процесса.
Памятка для родителей «Прочитайте вместе с детьми» : познакомить детей с художественной литературой, рассказывающей об армии вчера и сегодня. Экскурсия (совместно с родителями) «Памятники воинам в нашем селе» : знакомство с памятником нашим землякам, павшим на фронтах Великой отечественной войны.
Рисование совместно с родителями «Наша Армия» : побуждать детей отражать в рисунке впечатления окружающей жизни.
5. Ожидаемый результат
Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества.
Формирование у детей любви к Родине.
Формирование высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность.
Закрепление некоторых представлений о истории нашей страны.
6. Краткое описание проекта по этапам
1этап: Подготовительный.
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
Постановка цели и задач.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап: Основной.
Реализация (осуществление) проекта.
3 этап: Заключительный:
Праздничное развлечение с папами «Служу России!».
Презентация проекта перед педагогическим коллективом.
Сценарий к спортивному празднику 23 февраля
«Маленький разведчик»
(для старшего дошкольного возраста).
ЦЕЛИ: 1. Развивать у детей двигательную память, внимание, мышление.
2. Упражнять детей в метании мяча, мешочка с песком; в беге; в
ходьбе по канату.
3. Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их
эмоционального и психологического сближения.
ХОД:
Дети входят в зал под музыку «бравые солдаты» Л. Захарченко
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости!
Сегодня все мамы и девочки знают,
Что пап и мальчишек они поздравляют,
Ведь праздник февральский всегда для мужчин.
Для праздника этого много причин.
Желаем мужчинам силы во всем,
Ведь им от всех бед защищать нужно дом.
Чтоб вырасти смелых надежных бойцов,
Мы мальчикам ставим в пример их отцов.
От пап мы конечно все без ума,
Хотим им сказать простые слова:
Дети: дорогие папы, вы у нас самые-самые!
Ведущий:
Есть день особый в феврале,
Отмечен он в календаре,
23 число- стало праздничным оно.
Ребята, как называется этот славный праздник?
Дети: День защитника Отечества.
Ведущий: прошу капитанов команд подойти ко мне. В знак хорошей игры и дружбы прошу капитанов пожать друг другу руки. Кругом. Шагом марш. Первым свою команду представляет капитан подготовительной группы. (Затем старшая группа).
Наша команда : Моряки. Пехотинцы.
Наш девиз: Хмуро в море-океане И вот к победе прямиком,
Плещут волны там и тут. За ротой рота,
Корабли идут в тумане То по-пластунски, то бегом
Нашу землю стерегут Пошла пехота.
Ведущий: Чтобы стать защитником Отечества, нужно быть ловким, сильным и смелым. Поэтому сегодня мы проведем с вами военные учения. В них примут участие 2 команды : команда «матросы» и команда «пехотинцы». А перед началом состязаний вы ребята должны дать клятву:
Клянетесь дружными вы быть? Дети- клянемся!
Не драться, слез горьких не лить? Дети – клянемся!
С улыбкой бегать и играть? Дети – клянемся!
Все трудности преодолевать? Дети- клянемся!
Ведущий: объективно оценивать соревнования двух команд нам будет
помогать наше жюри.
Ведущий: Ребята, а знаете ли вы что нужно солдату, чтобы всегда быть здоровым, и всегда в хорошем расположении духа?
Дети: заниматься спортом!
Давайте с вами разомнемся и сделаем зарядку.
Ребята, предлагаю вам преодолеть препятствия, чтобы показать какие мы с вами защитники, солдаты, и получить знамя (флаг). Для этого вам необходимо двигаться по маршруту, который вы сейчас получите.
Маршрут:
1 станция «Снайпер» (Участвуют 6 человек)
Каждый игрок по очереди с помощью мяча должен попасть в корзину, считается количество попаданий.
2 станция «Медчасть» (Участвуют 6 человек, 3 пары)
Участники по очереди на носилках переносят пострадавших (куклу). Засчитываеться время, потраченное на данное задание.
3 станция «Минёры». (Участвуют 6 человек).
Каждый игрок по очереди ведет шарик шваброй до обруча и возвращается назад, передает эстафету следующему игроку. Засчитывается время.
4 станция «Переправа» (Участвуют 6 человек)
В каждой команде по одному папе. Папа надевает обруч и бежит до ориентира, обегает его, возвращается и берет следующего игрока, тот берется за обруч, и бегут до ориентира, возвращается за следующим ребенком
Засчитывается время, потраченное на данное задание.
5 станция «Перенеси снаряд» (Участвуют 6 человек)
Первый игрок берет снаряд (кеглю) и бежит до ориентира (обруча, кладет снаряд и возвращается назад, передает эстафету. Засчитывается время.
Жюри подводит итоги.
Награждение.
Ведущий : А наш праздник подошел к концу. Большое спасибо вам за то, что пришли сегодня, за то, что активно участвовали в конкурсах.
Дети под марш Защитника Отечества уходят.