Светлана Пискарева
Проект «Маленький финансист»
Проект по внедрению финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
«Маленький финансист»
Воспитатель: Пискарева С. И.
Участники проекта :
-дети старшего дошкольного возраста (5 лет);
-воспитатели группы;
-родители.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (с 01.09.22 по 31.05.23)
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный
Актуальность
Публикация «Проект „Маленький финансист“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления в области социально-экономической сферы; в области товарно-денежных отношений; в области производства и связанных с ним вопросов; в области информационно-организаторской сфере; в области нравственно-этической сферы; в области государственно-юридической сферы. Сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта : формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
-Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
-Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
-Совершенствовать коммуникативные качества детей;
-Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
-Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Этапы проекта :
1этап – Организационный: (сентябрь)
-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
-диагностировать знания детей в области финансовой грамотности.
-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
-Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: (октябрь – апрель)
реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: (Май)
Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательных игры: викторина, Игровая ситуация, «Квест».
Предполагаемые результаты
-Приобретение новых знаний социально-экономического характера.
-Приобретение первичных навыков рационального распределения доходов
семьи
-Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
-Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Продукт проекта :
- Коллекция денег
- Альбом рисунков «Монетный двор»
- Выставка работ «Моя первая копилка»
- Выставка игрушки из бросового материала
- Журнал рекламы товаров
- Фото-альбом «Профессии моих родителей»
- Альбом рисунков «Паспорт»
Перспективный план по внедрению программы финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год.
Месяц Тема
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
1. «Что необходимо человеку для жизни?»
Цель: выявление потребности в целом, создание классификации потребностей на наглядной основе, выявление понятия «потребность», выявление потребностей в которых нуждается ребенок.
2. «Все ли можно купить за деньги?»
Цель: выявление знания способов удовлетворения людьми своих потребностей.
3. «Где и как люди приобретают товары»
Цель: определение уровня элементарных знаний о товарно-денежных отношениях, процессе купли-продажи.
4. «Материалы. Из чего изготавливают продукты, мебель, одежду и т. д»
Цель: выявление представления о технологии приготовления пищи, изготовления простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании (производстве и средствах производства)
1. «Кем и где работают твои родители», «Домашние обязанности в вашей семье»
Цель: выявление знаний о профессии родителей, об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании таких качеств, как экономность, бережливость.
2. «Документы»
Цель: выявление знаний детей в области государственно-юридической сферы.
3. НОД «Что необходимо человеку для жизни?»
Цель: формирование представления о «потребности» в целом, определение потребностей ребенка.
4. Решение проблемной ситуации «Покупки зайчика»
Цель: формирование представления детей о предметах первой необходимости.
1. Чтение художественной литературы
«Колосок»
Цель: научить выделять главное направление использования денег людьми
2. Решение проблемной ситуации: «Я хочу»
Цель: развивать умения группировать потребности в соответствии со своими желаниями; раскрыть разнообразие потребностей каждого человека
3. НОД «Деньги. Все ли можно купить за деньги?»
Цель: ознакомление детей с деньгами разного достоинства и разной ценности,
4. Презентация «Откуда появились деньги? Деньги разных стан» (коллекция денег-работа с родителями)
Цель: формирование представления детей о истории возникновения денег, знакомство с деньгами разных стран.
5. Рисование «Монетный двор»
Цель: обучение техники создания отпечатков монет с помощью простого карандаша.
1. С/р игра «В банке»
Цель: формировать знания о работниках банка (кассир, специалист отдела, развивать интерес к профессиям, показать значимость данного труда для людей.
2. НОД «Товар. Где и как его приобретают?»
Цель: формирование представления детей о том что такое товар его разновидности.
3. Чтение художественной литературы
«Буратино»
Цель: формирование финансовой грамотности дошкольников через использование художественной литературы.
4. каникулы
1. Игровая ситуация «Без труда не вытащишь и репку»
Цель: расширять представления детей о том, что труд является источником дохода.
2. Аппликация «Моя первая копилка»
Цель: создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
3. Игровая ситуация «Что важнее?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «Предметы роскоши» и «Жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делать логические выводы.
4. С. р «Магазин»
Цель: формировать знания о работниках магазина (кассир, продавец, кладовщик, грузчик, воитель); развивать интерес к профессиям.
1. «Материалы. Из чего изготавливают продукты, мебель, одежду и т. д» (презентация)
Цель: выявление представления о технологии приготовления пищи, изготовления простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании (производстве и средствах производства)
2. Ручной труд «Игрушка своими руками» (оригами)
Цель: формирование элементарных знаний финансовой грамотности, развитие внимания, мелкой моторики, аккуратности, самостоятельности.
3. Игровая ситуация «Реклама»
Цель: формирование умения представить (прорекламировать) свою игрушку, сделанную своими руками.
4. Художественная деятельность «Мы – художники»
Цель: закрепление знаний о рекламе, формирование умения устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец-покупатель»
1. НОД «Все профессии важны»
Цель: формирование представлений детей о разнообразии профессий.
2. «Профессии моих родителей»
Цель: формирование умения рассказывать о профессии своих родителей по фотографии.
3. Экскурсия по детскому саду «Профессии детского сада»
Цель: формирование представления детей о профессиях детского сада.
4. «Бюджет»
Цель: формирование представления детей о том, что такое бюджет, доход, расход
1. С / р «Магазин»
Цель: формировать умение приобретать товар на заданную сумму денег.
2. Просмотр мультфильма: «Как мужик корову продавал».
Цель: Формировать представление детей о рекламе.
3. Дискуссия с детьми: «Хорошо - плохо» на тему «О рекламе товара»
Цель: Познакомить с разнообразными видами рекламы, дать представление для чего нужна реклама. Воспитывать интерес к полезной рекламе. Научить детей правильно воспринимать рекламу.
4. НОД по познавательному развитию:
«Мои личные документы»
Цель: Познакомить детей с основными документами : паспорт, свидетельство о рождении, медицинский полис, трудовая книжка правилами их пользования.
1. Художественное творчество «Паспорт»
Цель: закрепление представления о документах российского гражданина, развитие творческих способностей
2. Продуктивная деятельность «Финансовая грамотность в сказках»
Цель: формирование элементарных знаний детей о финансовой грамотности.
3. Викторина «Маленький финансист»
Цель: уточнение и закрепление знаний по проекту
Перспективный план с родителями по внедрению программы финансовой грамотности на 2022-2023 учебный год.
Месяц Тема
Сентябрь Анкетирование
Октябрь Консультация
Ноябрь Памятка «Советы родителям по финансовому воспитанию детей»
Декабрь Консультация «Использование д/и по развитию финансовой грамотности дошкольников»
Январь Коллекция денег
Февраль Выставка игрушек из бросового материала
Март Фото – альбом «Профессии родителей»
Апрель Фото – альбом «Мамины помощники»
Май Памятка для родителей: «Практические советы родителям, воспитывающих социально адаптированных в современных экономических условиях детей»
Список использованных литературных источников
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.
8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
10. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
https://e.stvospitatel.ru/