Анна Корюкина
Проект «Маленькие искатели» по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 65 «Незабудка»
Проект «Маленькие искатели»
по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
в поисково-исследовательской деятельности.
Подготовила:
воспитатель
Корюкина А. С.
Йошкар-Ола, 2019
Автор проекта : Корюкина А. С., воспитатель
Исполнители: воспитатели группы
База работы МБДОУ «Детский сад №65 г. Йошкар-Олы «Незабудка»»
Публикация «Проект „Маленькие искатели“ по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: Ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей младшего дошкольного возраста является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Гипотеза: Если у детей не сформировано полноценное восприятие окружающей действительности, то невозможно нормальное умственное развитие.
Участники проекта :
• Дети группы 3-4 лет,
• воспитатели,
• родители.
Тип проекта : Творческо-исследовательский
По времени проведения: длительный (сентябрь 2019 г. – май 2020 г., реализованный.
Цель:
• Создание условий для развития полноценного восприятия окружающей действительности, для ознакомления детей с цветом, формой, величиной предметов по принципу последовательности (сенсорных эталонов, предусматривающий постепенное усложнение заданий, с использованием поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
• Создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.
• Закрепить умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.
• Закрепить умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.
• Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине, форме, цвету.
• Напомнить детям название форм (круглая, треугольная и тд.).
• Обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи.
• Совершенствование восприятия (активно включая все органы чувств).
• Показ различных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.
Ожидаемые результаты:
Дети научатся:
• группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : по цвету, форме, величине;
• соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;
• устанавливать тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
• разным способам обследования предметов.
• У детей обогатится чувственный опыт и умение фиксировать его в речи.
Форма организации детей : групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательная, исследовательская
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта :
Словесные;
Беседы;
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;
Загадывание и отгадывание загадок;
Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);
Наглядные;
Демонстрация наглядных пособий;
Показ способа действий;
Показ образца;
Рассматривание иллюстраций;
Практические
Игровые действия;
Внезапное появление объектов;
Художественное творчество;
Создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Опыты, эксперименты
Основные принципы реализации проекта :
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки игр и игровых упражнений, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Этапы проекта :
1. Организационно-подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Этап реализации проекта
Направления Мероприятия Сроки Ожидаемый результат
I Этап
подготовительный
Анализ состояния
проблемы
-Изучить игровые технологии: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» Нищева Н. В.
«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Венгер Л. А.
Ребенок в мире поиска :
Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Дыбина О. В. Сентябрь 2019 Способствует лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме
-Изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование
Октябрь - ноябрь 2019 Способствует лучшему пониманию проблемы и выбору способов их решения.
Провести мониторинг педагогических действий для оценки индивидуального развития детей, индивидуализации образования и оптимизации работы с детьми;
сентябрь 2019 года Способствует лучшему пониманию проблемы и выбору способов их решения
Обогащение предметно-пространственной среды по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности -Обновить и пополнить следующие центры развития детей :
• дидактический центр (пособия, игры, конструкторы и другое модульное оборудование);
• зона быта (посуда и другие предметы быта различных цветов);
• зона движения (оборудование преимущественно основных цветов, т. е. мячи разных размеров, флажки, ленточки, сухой бассейн и др.);
• центр познавательно-исследовательской деятельности:
а) лоток с песком (разнообразный материал основных цветов);
б) настольный бассейн для игр с водой (плавающие игрушки, сачки др. основных цветов);
• центр продуктивной деятельности:
а) для рисования (кисти, краски, салфетки, баночки-непроливайки и др.);
б) для лепки (разный лепной материал основных цветов, стеки и др.);
Октябрь - ноябрь 2019
Обогатиться предметно-пространственная среды и повысится активность детей в игровой и поисково-исследовательской деятельности по сенсорному развитию детей
II этап -
Практический
Повышения профессионального мастерства педагогов, их самообразования в вопросах сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности Для педагогов:
Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание дошкольников»
«Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»
сентябрь 2019
январь 2019
Повышено профессиональное мастерство педагогов в вопросах сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности
Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечь их в развитие сенсорное развития детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности Провести родительские собрания по темам:
«Маленькие почемучки»;
«Современная игровая среда и её влияние на развитие самостоятельности и инициативности ребенка»
Провести консультации для родителей:
«Современная игровая среда»;
- консультации: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников»
январь 2019
май 2019
Октябрь 2019г
Ноябрь 2019г Активизируемо сотрудничество с родителями воспитанников;
родители вовлечены в сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности
Совместная деятельность педагогов-родителей-детей Привлечь родителей :
к участию в Семейном конкурсе проектов «Хочу всё знать»
ноябрь 2019 г.
Родители участвуют:
-разработке проектов вместе с детьми
-проявляют интерес к участию в совместных мероприятиях.
Повышение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности - Организовать работу с детьми по сенсорному развитию возраста в поисково-исследовательской деятельности (согласно комплексно-тематического планирования) в непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности;
- Организовать игровую, поисково-исследовательскую деятельность детей в центре сюжетно-ролевой и дидактической игры и опытно-экспериментальных центрах;
по плану сентябрь 2019 г. – май 2020 г.
Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослым, способны самостоятельно действовать, принимают живое заинтересованное участие
в образовательном процессе
Дети активно используют в совместной и самостоятельной деятельности игры и пособия, центры активности
Воспринимают познаваемые предметы и их свойства, устанавливать сходства и различия предметов по их признакам;
Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим признакам;
Умеют соотносить, сравнивать свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами;
III Этап
итоговый, обобщающий Апробация и проверка конечного продукта -Провести выступление для педагогов по теме исследования
май 2020 г
Выявлен уровень успешности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности
Презентация развивающей среды для родителей;
май 2020 г
Родители видят результат успешного развития детей
Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры на 2019-2020 учебный год в группе «Колокольчик»
Месяц Дидактические игры и опытно-экспериментальная деятельность
Сентябрь 1. «Найди окошко» определение формы, размера предмета.
2. «Угадай, на что похоже» Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами.
3. «Цветные кубики» Восприятие цвета.
4. «Выложи дорожку для машин» Определение величины.
5. Двухцветный квадрат В. В. Воскобовича. Знакомство.
6. «Чудо – цветик» №1
7. Опыты с цветом
Октябрь 1. «Катится – не катится» Определение формы.
2. «Собери пирамидку» Зрительное определение величины.
3. «Цветок для бабочки» Восприятие цвета.
4. «Составь цепочку» Чередование геометрических фигур.
5. Чудо – цветик» №1 «Птичка»
6. Двухцветный квадрат В. В. Воскобовича. «Домик».
7. Опыты с формами
Ноябрь. 1. «Дорисуй картинку» Определение цвета, формы геометрических фигур.
2. «Привяжи ленточки к бабочкам» Восприятие цвета.
3. «Собери целое» Умение выделять части, соединять в целое.
4. «На что похоже» Определение формы предметов.
5. Чудо – крестик» №1
6. Двухцветный квадрат В. В. Воскобовича.
«Конверт»
7. Опыты с песком и водой
Декабрь 1. «Найди пару» Определение цвета, формы, величины.
2. «Хлоп- хлоп» Выполнение соответствующих движений по словесной инструкции и цветовому сигналу.
3. «Разрезные картинки» Развитие зрительного восприятия.
4. «Раскрась предмет» На развитие произвольного внимания, восприятия цвета.
5. «Прозрачный квадрат», или «Нетающие льдинки озера Айс»
6. Двухцветный квадрат В. В. Воскобовича
«Конфета»
7. Опыты со свойствами снега
Январь 1. «Сделай елочку» Зрительное определение величины.
2. «Лото» Нахождение формы.
3. «Цветные кубики» Восприятие цвета.
4. «Чудо – соты»
5. «Прозрачный квадрат», или «Нетающие льдинки озера Айс»
6. Корабль «Плюх-плюх»
7. Опыты со свойствами льда
Февраль 1. «Забывчивый художник» развитие зрительной памяти, умение находить недостающие элементы в рисунке.
2. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.
3. «Лото вкладыш» На формирование целостного образа предмета, умение находить недостающий элемент.
4. «Холодно-тепло-горячо» На формирование различных тактильных свойств.
5. «Чудо – цветик» №1
6. Опыты «Прозрачный квадрат», или «Нетающие льдинки озера Айс». «Домик»
Март 1. «Найди форму в предмете» Определение геометрических форм.
2. «Матрешки» Зрительное определение величины.
3. «Подарим кукле бусы» Чередование цвета по заданному образцу.
4. «Красивая салфетка» Определение геометрических фигур. Ориентировка на плоскости листа.
5. Двухцветный квадрат В. В. Воскобовича. «Летучая мышь» 6. «Чудо – крестик» №1
6. Корабль «Плюх-плюх»
7. Опыты с воздухом
Апрель 1. «Три медведя» Умение соотносить величину предметов.
2. «Что нарисовано» Умение переносить пространственные отношения с плоскостного на объемное.
3 «Цветные автомобили» Ориентировка на цветовой сигнал.
4. «Чудесный мешочек» На развитие тактильных ощущений.
5. Двухцветный квадрат В. В. Воскобовича.
«Ёжик»
6. «Чудо – соты»
Конструирование предметов по рисункам пчелки Жужи.
Май 1. «Строим по описанию» Умение соотносить объекты по величине.
2. «Светофор» Ориентировка на цветовой сигнал.
3. «Рисование палочками» Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.
4. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.
5. Чудо – цветик» №1
6. Двухцветный квадрат В. В. Воскобовича. «Мышка»
Ожидаемые результаты:
• Дети активно используют в совместной и самостоятельной деятельности игры и пособия;
• Воспринимают познаваемые предметы и их свойства, устанавливать сходства и различия предметов по их признакам;
• Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим признакам;
• Соотносить, сравнивать свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами;
• Проводят простейшие опыты, интересуются новым.
Создана предметно-развивающая среда
В группе оборудованы следующие центры развития детей :
• дидактический центр (пособия, игры, конструкторы и другое модульное оборудование);
• зона быта (посуда и другие предметы быта различных цветов);
• зона движения (оборудование преимущественно основных цветов, т. е. мячи разных размеров, флажки, ленточки, сухой бассейн и др.);
• центр познавательно-исследовательской деятельности:
а) лоток с песком (разнообразный материал основных цветов);
б) настольный бассейн для игр с водой (плавающие игрушки, сачки др. основных цветов);
в) тазы для стирки белья и мытья игрушек;
• центр продуктивной деятельности:
а) для рисования (кисти, краски, салфетки, баночки-непроливайки и др.);
б) для лепки (разный лепной материал основных цветов, стеки и др.);
Вывод
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей.
Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр по сенсорному развитию в развитии восприятии формы, цвета, величины, а также конструирования будет очень велика при условии последовательного, целенаправленного, систематического проведения дидактических игр, а не от случая к случаю.