Елена Дмитриева
Проект «Счастливое детство» по созданию оптимальной предметно-развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Счастливое детство
Среда, окружающая ребенка в детском саду,
может стать средством развития его личности
лишь в том случае, если педагог способен
организовать такую среду.
Э. Костина
Публикация «Проект „Счастливое детство“ по созданию оптимальной предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 345» уже двадцать восемь лет. Несмотря на солидный возраст учреждения, несколько лет назад перед коллективом встала проблема: улучшить необходимые условия на территории детского сада для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Главная сложность состояла в том, чтобы построить предметную среду на участках с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо было сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников БДОУ. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, которые были реализованы в рамках проекта "Счастливое детство". Основной целью данного проекта являлось формирование развивающей среды на территории учреждения, которая способствовала гармоничному развитию и саморазвитию детей.
Научное обоснование
В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Составная часть стандарта дошкольного образования – государственные требования к развивающей среде, отраженные в Федеральных Государственных Требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Эти требования разработаны с учётом лучших традиций нашей системы.
Данные требования возможно реализовать исходя из принципа, что территория ДОУ и групповые участки являются обязательным элементом развивающей среды и неотъемлемой частью педагогического процесса.
Правильно спланированный и хорошо оборудованный участок создает благоприятные условия для гармоничного развития воспитанников. Время пребывания детей на участке позволяет использовать методы и приемы, для достижения целей и задач (закаливание, и общее оздоровление, применяя оздоровительные природные факторы – воду, солнце, воздух.
На участке дети получают реальную возможность удовлетворить потребность в движении, совершенствуя при этом свои двигательные умения в играх, в разнообразных гимнастических упражнениях, трудовых процессах.
Хорошо озелененный и оборудованный участок оказывает положительное влияние на эмоциональный тонус, который в сочетании с активной двигательной деятельностью поддерживает состояние хорошей работоспособности детей. Участок используется в педагогических и воспитательных целях для ознакомления с окружающей природой, развития речи, мышления, для воспитания трудовых навыков, реализации отдельных форм физического воспитания.
Итак, перед творческой группой встала проблема: в нашем детском саду эстетика оформления детских площадок пребывала не на должном уровне. Возникло желание сделать лучше, красивее и привести в соответствие с требованиями. Мы понимали, что для решения нашей проблемы необходимо восполнить нехватку знаний и умений по правильному оформлению территории детского сада.
Модель системы работы
На предварительном этапе мы изучили литературу по данной проблеме и определили стратегию работы.
Стратегия работы:
1 этап - подготовительный
- поиск спонсоров
- консультации специалистов по оборудованию
- приобретение земли, песка, инструментария, оборудования
2 этап – основной
- установка оборудования, малых архитектурных форм с привлечением родителей
- разметка и прорисовывание рисунков на асфальте
- организация клумб, цветников, огорода.
Ожидаемые результаты:
- разработка эскизов, различных вариантов оформления участка детского сада
- обновленное эстетическое пространство детского сада
- разработка совместных действий сотрудников детского сада и родителей
- повышение компетентности воспитателей по проблеме
- развитие физических качеств и двигательной активности дошкольников
Развитие проекта :
- введение традиции проведения ежегодного конкурса на лучшее оформление участков ДОУ
- участия в ежегодном городском конкурсе по благоустройству и озеленению территории
- сохранность и уход за зелеными насаждениями, малыми формами и фигурами на территории детского сада и участках
- совершенствование системы взаимодействия с семьями воспитанников.
Для себя мы поставили цель: создание благоприятной среды на территории детского сада для всестороннего развития детей.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- приобрести необходимое оборудование и инструменты
- оснастить участки и территорию детского сада малыми архитектурными формами
- оформить на асфальте развивающие игры
- организовать уголки экосистем «Африка», «Наш огород», «У пруда»
Основные направления работы:
Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания и развития, но и где и в каком окружении он живет. Иначе говоря, правильно организованная взрослым среда, в которой живет ребенок, способствует его развитию. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности.
Детям, для успешного осознания себя, мира, нужны естественные двигательные навыки, которые способствуют развитию сенсомоторного восприятия, интеграции восприятия, усвоению информации. Поэтому организованное естественное движение — это путь к развитию нормального обучения.
Изучая различную литературу по улучшению качества развивающей среды в детском саду, мы в журнале «Дошкольное воспитание» прочитали статью О. Воронцовой «Игры на асфальте». Попробовали некоторые из предложенных в статье игр и убедились в их несомненной пользе. Воспитатели настолько «загорелись» играми на асфальте, что решили изучить соответствующую литературу, а затем начали придумывать и разрабатывать новые игры с использованием рисунков на асфальте, которые являются одной из форм организации активной деятельности детей на воздухе, способной расширять их двигательный опыт и обогащать новыми сложными движениями для развития координации.
Игры на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе их проведения совершенствуются различные виды движений, при этом можно выбирать разные способы организации детей. Используя один рисунок, можно организовать несколько игр для детей разных возрастных категорий.
Игры с использованием рисунков на асфальте не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения. Их легко организовать везде, где есть асфальт: на групповом участке, дорожке вокруг детского сада, площадке перед зданием. Количество участников не ограничено: правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей, что способствует повышению двигательной плотности физкультурно-оздоровительного мероприятия.
Основными элементами развивающей среды в нашем детском саду являются природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки, их оборудование.
Но не только альпийские горки, спортивные площадки, домики и песочницы превращают участок детского сада в развивающее пространство. Асфальт, разрисованный с умом и выдумкой, таит в себе самые разнообразные возможности для подвижной и обучающей игры. Воспитатели при организации совместной деятельности с детьми стараются применять как можно больше подвижных, динамических игр. Весной и осенью, в хорошую погоду используют динамические игры на асфальте.
Предметно-развивающая среда должна соответствовать правилам охраны жизни и здоровья дошкольников, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, при этом быть многофункциональной, практичной, экономичной, доступной и привлекательной для них.
На территории детского сада ребенок проводит много времени. От того, насколько она ухожена, разумно спланирована, периодически обновляется, совмещает любование дарами природы с решением вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, зависит, каких детей мы воспитаем.
Чтобы дети не только занимались и играли на своём участке, мы создали им условия для сюжетно-ролевых игр на всей территории детского сада. Много различных игр дети придумывают сами. Красочное разнообразное оформление, атрибуты, на которые можно не только любоваться, но и играть с ними, вызывают у детей интерес, развивают творческое воображение и желание принять участие вместе с родителями в дальнейшем оформлении территории нашего сада.
В организации развивающей среды на территории нашего детского сада принимают участие и взрослые, и дети. Мы постоянно обновляем ее, тщательно продумывая, что и как можно нарисовать на асфальте, как лучше можно использовать игры на асфальте, чтобы ежедневные прогулки были интересны детям, могли радовать их и удивлять, учили познавать, исследовать, физически развиваться.
Воспитатели задействуют свои знания и фантазию, чтобы оборудовать территорию детского сада в соответствии с возрастом детей. Игровые занятия с использованием рисунков на асфальте активизируют умственную деятельность ребенка, при этом можно закреплять знание прямого и обратного счета, форм геометрических фигур, цветов и размеров. Они расширяют кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, пополняют словарный запас, совершенствуют психические процессы. Большое значение коллектив детского сада уделяет развитию и совершенствованию предметно-развивающей среды на участке в летнее время как системе условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и детской личности. Целью деятельности педагогов в летний период является объединение усилий (воспитателей и родителей воспитанников) по созданию условий, способствующих оздоровлению детского организма в летний период; эмоциональному, личностному, познавательному развитию детей.
Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. На участке детского сада созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности.
Для наших детей лето - самая долгожданная и любимая пора. Они знают: как только растает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, выполненные из различного материала (пластиковых бутылок, старых чашек, чурочек, автомобильных шин, камней и т. д.)
Дети в этой сказочной стране чувствуют себя полноценными владельцами пространства, становятся творцами своего окружения, своего Я. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
План реализации проекта
Период, этап Содержание Ресурсы Исполнители
Предварительный этап Создание творческой группы, изучение литературы, начальная разработка проекта. Творческая группа педагогов
Основной этап Обустройство детского сада фигурами малых форм Оформление на асфальте сюжетно–дидактических игр. Благотворительный фонд детского сада Воспитатели, родители
Основной этап Организация уголков экосистем «Африка», «Наш огород», «У пруда», продолжение оформления рисунков на асфальте. Благотворительный фонд детского сада Воспитатели, родители
Участие в конкурсах на уровне ДОУ и города по благоустройству территории Благотворительный фонд детского сада Коллектив ДОУ
Заключительный этап Подведение итогов Творческая группа педагогов
Творческая группа работала над проектом «Счастливое детство» три года.
В проекте приняло участие 80% сотрудников. В ходе его реализации заметно повысился уровень профессионального мастерства педагогов по данной теме. К созданию предметной среды были привлечены 50% родителей, что помогло налаживанию взаимодействия с ними.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.
Наш коллектив решил не останавливаться на достигнутом и продолжать работу по оснащению территории детского сада, а также предполагаем начать сотрудничество с жителями близлежащего окружения для оформления территории соседних домов.
Список использованной литературы:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2. Воронцова О. Предметно-развивающая среда : игры на асфальте. /Дошкольное воспитание. – 2008. - №10.
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. — М., 1999.
4. Петровский В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / Дошкольное образование в России. — М., 1997.
5. Концепция дошкольного воспитания / В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989 г.
6. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении/ авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.