Прохорова Наталья Юрьевна
Проект Организация предметно-развивающей среды в ДОУ своими руками
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Космос»
города Балашова Саратовской области»
Проект
«Организация предметно-развивающей
среды в ДОУ своими руками»
Подготовила воспитатель:
Прохорова Н. Ю.
Г. Балашов
2014 – 2015 год
Тема проекта : «Создание предметно-развивающей среды в группе ДОУ своими руками в соответствии с ФГОС ДО»
Тип проекта : ориентированный, познавательно - творческий.
Вид проекта : групповой, краткосрочный
Публикация «Проект Организация предметно-развивающей среды в ДОУ своими руками» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Предмет проекта : совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе.
Предполагаемый продукт проекта : оформление уголка сенсорного развития в младшей группе ДОУ.
Продолжительность проекта : сентябрь – март.
Участники проекта : педагоги, родители, дети.
Прогнозируемый результат: к концу учебного года – повышение развития мелкой моторики, зрительного восприятия. Создание пособий и игр будет способствовать развитию моторики, поднимет коммуникативное взаимодействие между всеми участниками проекта на более высокий уровень.
Актуальность:
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра. В процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает. Ведь это для него реальность, а не выдуманный мир, как часто думают взрослые.
В связи с внедрением ФГОС ДО вопрос создания ПРС в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Организация ПРС должна строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня развития.
Цель проекта :
Создание предметно-развивающей среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС. Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Задачи проекта :
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников.
2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Задачи сенсорного развития:
Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей, складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
Центр сенсорного развития:
Центр сенсорного восприятия используется для совершенствования восприятия детей. Помогает развивать мелкую моторику рук, обогащает чувственный опыт. Знакомит с рукотворной палитрой окружающего мира.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
Основной
Заключительный
Подготовительный этап:
Изучение требований к ПРС в соответствии с ФГОС
Анализ ПРС в группе
Формирование проблемы, целей, задач
Родительское собрание
На подготовительном этапе была определена тема, составлен план работы, бала подобрана соответствующая литература. Проанализированы требования к ПРС в соответствии с ФГОС, проведен анализ ПРС в группе по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики, и на основании анализа определили, что ПРС недостаточно оснащена в соответствии с ФГОС. На основании анализа были поставлены цели и задачи проекта. Затем было проведено родительское собрание, на котором родителей проинформировали о состоянии ПРС в группе и предложили принять участие в ее оформлении. Со стороны родителей было получено согласие на участие в проекте и предложена помощь в изготовлении дидактических пособий.
Основной этап:
Практическая реализация проекта
Создание предметно-развивающей среды по сенсорному развитию.
Взаимодействие с родителями
Подготовка информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению с требованиями ФГОС
Совместное изготовление пособий и материалов по сенсорному развитию.
Совместно с родителями изучили литературу по сенсорному развитию и мелкой моторики, использовали интернет-ресурсы, познакомились с опытом работы в этой области других воспитателей. Родители выбрали более интересные пособия, обсудили варианты их изготовления и приступили к работе. С нашей стороны были подготовлены информационные листы по ПРС, в которых познакомили родителей с ФГОС и требованиям к ПРС в соответствии с ФГОС. Так же совместно с родителями были изготовлены ряд пособий по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию.
Заключительный этап:
Анализ результатов проекта
Оформление материалов по проекту
Создание презентации по проекту.
Проанализировав проведенную работу, мы пришли к выводу: у детей поднялся уровень развития мелкой моторики рук, сенсорного опыта. Дети научились зашнуровывать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы, куртки. Девочки старались самостоятельно сделать себе хвостики, завязать банты на косах. Дети стали чаще включаться в совместную деятельность со взрослыми, стали проявлять любознательность и познавательный интерес к исследовательской деятельности. Родители стали интересоваться жизнедеятельностью группы, предлагать свою помощь. Мы же подготовили презентацию проекта и поделимся своим опытом с коллегами.
Приложение к проекту :
Дидактическое пособие «Цветочная поляна»
Цель: формировать умение называть основные цвета и величину предметов. включать движение руки в процесс знакомства с предметами, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать познавательный интерес.
Дидактическое пособие шнуровки «Веселые пальчики»
Цель: развивать сенсорномоторную координацию, мелкую моторику рук. Формировать навыки шнуровки – вставлять шнурки в отверстия, не пропуская их, завязывать шнурки на бант. Способствовать развитию речи, развивать творческие способности.
Дидактическое пособие «Тактильные дощечки»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев, сенсорномоторную координацию и тактильные ощущения.
Дидактическое пособие «Грибок»
Цель: развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. Воспитывать усидчивость.
Дидактическое пособие «Ёжики»
Цель: закрепить знание основных цветов, развивать умение соотносить предметы по цвету, создать положительный эмоциональный настрой.
Дидактическое пособие «Волшебные цветы»
Цель: развивать мелкую моторику, умение застёгивать и расстегивать пуговицы, совершенствовать восприятие цвета и формы, умение называть их. Воспитывать познавательный интерес.
Дидактическое пособие «Березка»
Цель: развивать внимание, мелкую моторику. Вместо листочков можно использовать фрукты и ягоды: закрепить название, цвет, форму. Обогащать и активировать словарь, развивать внимание, мышление, память. Воспитывать усидчивость, интерес к играм.
Дидактическое пособие «Лесная поляна»
Цель: формировать представление о лесных жителях, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук и пальцев.
Дидактическое пособие «Серсо»
Цель: развивать физические качества – ловкость, сноровку, глазомер.
Дидактическое пособие «Радуга»
Цель: формировать восприятие цветов спектра, помочь запомнить очередность. Развивать мелкую моторику рук и пальцев, воображение, творческие способности.
Дидактическое пособие «Разноцветные бусы»
Цель: формировать восприятие цвета, умение называть цвет, развивать умение соотносить предметы по цвету. Развивать мелкую моторику рук и пальцев. Воспитывать внимание и усидчивость.
Дидактическое панно «Юный механик»
Цель: формировать умение включать движение руки в процесс знакомства с предметами, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать познавательный интерес.
Дидактическое пособие «Петушок»
Цель: знакомить детей с домашними птицами, формировать умение дополнять образ, развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук.
Дидактическое пособие «Вышли пальчики гулять»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев, сенсорномоторную координацию и тактильные ощущения.
Дидактическое пособие «Пальцеход»
Цель: развитие координации движений кистей и пальцев рук, помогают развитию речи и мышления. Ходит цапля по болоту На прогулку, на работу Очень нужно цапле там Взять еду своим птенцам.
Так же такие игры развивают глазомер, внимание, укрепляют пальцы и кисти рук, способствуют формированию и становлению речи, косвенно готовят руку к письму, формируют усидчивость.