Лучший педагог года

Проект Инновации в развитии и организации предметно-развивающей среды в средней группе

Ольга Кузьминова
Проект Инновации в развитии и организации предметно-развивающей среды в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

Инновации в развитии и организации предметно-развивающей среды в средней группе

.

Паспорт проекта

Название проекта :

Инновации в развитии и организации предметно-развивающей среды в ДОУ

Вид проекта :

исследовательски - творческо – игровой.

Продолжительность проекта :

долгосрочный

Публикация «Проект Инновации в развитии и организации предметно-развивающей среды в средней группе» размещена в разделах

Участники проекта :

Воспитатели, администрация МДОУ, родители.

Актуальность

Для оптимального функционирования дошкольных организаций и осуществления процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста необходимо уделять особое внимание созданию безопасной предметно-развивающей среды. В своей деятельности все дошкольные организации руководствуются правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков».

Основная задача организации предметно-развивающей среды - создание условий для проявления ребенком самостоятельности и активности.

Другая задача состоит в том, чтобы у детей была возможность организовывать свои интересы в совместной деятельности и в игре, создавая тем самым предпосылки развития социальных способностей:

- умение находить компромисс;

- распределять и выполнять разные социальные роли;

- оказывать взаимопомощь и поддержку;

- исполнять поручения.

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала, быть доступной, т. е. дети должны иметь свободный доступ к играм и игрушкам.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) должно позволять детям объединяться в подгруппы по общим интересам.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:

- развивающие игры;

- технические устройства и игрушки;

- предметы для опытно-поисковой работы;

- материалы для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима творческая деятельность всех педагогов, которые продумывают разные задания по работе в развивающей зоне. Задания могут меняться в зависимости от интересов и потребностей детей. Развитие познавательной активности оказывает влияние на умственное и психическое развитие детей младшего дошкольного возраста. В современном дошкольном образовании активно используется зарубежный опыт, растет интерес педагогов-практиков к инновационным методикам и технологиям, совершенствуется предметно – развивающая среда в условиях обновления содержания образования.

Поэтому развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным, если включить в процесс обучения современные подходы к организации предметно – развивающей среды, в частности, дидактические игры и упражнения с блоками Дьенеша.

Гипотеза:

Если в средней группе создать сенсорно -развивающую зону с использованием методики Дьенеша, то учебно – воспитательный процесс будет проходить эффективнее.

Цель исследования: создание сенсорно-развивающей зоны с использованием методики Дьенеша

Задачи проекта :

1) изучить методическую литературу по исследуемой проблеме

2) отобрать наглядный материал, дидактические игры схемы- карточки по методике Дьенеша;

3) создать сенсорно – развивающую зону по методике Дьенеша

4) разработать рекомендации по созданию предметно – развивающей зоны.

Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в средней группе.

Предмет исследования : сенсорно – развивающая зона по методике Дьенеша.

Новизна исследования заключается в создании сенсорно – развивающей среды в средней группе

Практическая значимость: заключается в максимальной реализации образовательного потенциала ребёнка и обновления содержания дошкольного образования.

Ожидаемый результат:

Воспитанников:

1) Повышение детской активности, инициативности и любознательности;

2) Формирование у ребенка созидательной, творческой позиции;

3) Ребенок принимает роль субъекта деятельности;

4) Ребенок испытывает удовольствие от процесса познания, воспринимая его как процесс решения загадок и осуществления открытий;

5) Ребенок вовлечен в эмоционально насыщенные виды деятельности.

Педагогов: повышение профессиональной компетентности по использованию схем – карточек Дьенеша.

Родителей: формирование родительской компетентности по теме: «Инновации в развитии и организации предметно-развивающей среды»

Проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации данного проекта :

1. Недостаточная компетентность педагогов в знании и использовании методики Дьенеша;

2. Отсутствие у родителей представлений о значимости специально организованной ПРС для детей младшего возраста.

Разработка проекта :

Проект рассчитан на 2015 - 2016 учебный год:

I этап –Теоретическая часть

1. Анализ литературы по использованию инновационных методик и технологий

2 Анализ методической литературы по использованию методики Дьенеша.

II этап –Практическая часть

1. Наглядный и дидактический материал по методике Дьенеша

2. Создание сенсорно – развивающей зоны по методике Дьенеша

III этап –Итоговая часть

Создание сенсорно- развивающей среды

1. Теоретическая часть

1. Анализ литературы по использованию инновационных методик и технологий

Инновационная деятельность в системе образования отражает процесс создания, распространения и использования новшеств от идеи до ее реализации, а также логику отношений между участниками данного процесса. Инновационный характер содержания образования обеспечивается внедрением новых технологий и методов обучения и оценки качества подготовки будущих кадров.

В сфере образования внедряется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме позволил выявить два основных направления совершенствования образовательного процесса и подходов к его организации. Первое – модернизация традиционного обучения, а второе – инновационный подход к учебному процессу, направленный на развитие у обучающихся возможностей осваивать новый опыт на основе развития творческого мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в РК, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных организаций при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОО, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания. Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им.

Развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

1.2 Анализ методической литературы по использованию методики Дьенеша.

Среда – это окружающие социально – бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка.

Предметная среда выполняет ответственную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т. е. из окружающей среды ребенка.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОО (Л. С. Выготский, Н. Т. Гринявичене, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова и др.). Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы важные для умственного развития, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.

Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

1. Практическая часть

2.1 Наглядный и дидактический материал по методике Дьенеша.

На занятиях с блоками Дьенеша используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина) : цвет обозначается пятном размер – силуэт домика (большой, маленький). форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий). Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры, существуют карточки с отрицанием свойств: например: «не синий». Карточки могут быть использованы не только как дополнение к блокам Дьенеша, но и как самостоятельный материал для игр. Занятия с такими карточками помогают развивать у ребенка умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их символическим обозначениям. Ниже приведены несколько примеров занятий с карточками.

Знакомство с карточками ребенку показывают карточку с изображенным на ней одним или несколькими свойствами. Например, если ребенку показывают «красное пятно», то нужно отложить все красные блоки; «красное пятно и одноэтажный домик» – откладываем все красные маленькие фигуры; «красное пятно, одноэтажный домик и силуэт квадрата» – это красные маленькие квадраты – толстые и тонкие и т. д.

Игра «Найди собачку» Выложите перед ребенком 8 блоков, под одним спрячьте изображение собачки. С помощью карточек составьте ответ для ребенка – под какой фигурой спряталась собачка.

Чтобы найти собачку ребенку необходимо расшифровать свойства фигуры, изображенные на карточках (красный большой круг).

Игра «Опиши фигуру»

Выберете с ребенком любой блок. Вы описываете свойства этой фигуры словами, а ребенок выкладывает карточки с соответствующими признаками этой фигуры.

Игра «Угощение»

Ребенок угощает свои игрушки «печеньями» (фигурами). Карточки кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же признаком. Ищет еще одно «печенье», отличающееся только этим признаком. Угощает куклу – в правую руку – одно «печенье», в левую руку – другое. Например: выпала карточка «большой», ребё нок выбрал логическую фигуру: большой синий квадрат. Далее ребенок подбирает второе «печенье» : маленький синий квадрат. Печенье отличается по размеру. Если ребенок успешно справляется, задание можно усложнить – отличие не по одному, а по двум, трем и четырем признакам.

Игра «Чертеж»

Для этой игры используются карточки, обозначающие свойства и «не-свойства». Нарисуйте «чертеж» замка, где каждый элемент обозначен карточкой. Предложите ребенку построить замок в соответствии с вашим чертежом. Например: «фундамент замка» – два не-синих прямоугольных блока; «первый этаж» – не-круглые не-красные блоки; «второй этаж» – желтые не-треугольные не-тонкие блоки; «крыша» – красные не квадратные блоки.

Помимо логических блоков и карточек, существуют еще логические кубики. На гранях кубиков изображены признаки блоков (размер, цвет, форма, толщина, символы отрицания признаков, а также кубики, на гранях которых изображены цифры. Логические кубики, как и карточки, предлагают большое разнообразие игр для ребенка. Игра становится более увлекательна, поскольку предусматривает возможность случайного выбора свойств – подбрасывание кубика.

Кроме того, существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр.

На основе системы Дьенеша разработано множество пособий для различных возрастных категорий. В логические игры Дьенеша могут играть как трехлетние карапузы, так и первоклассники. В набор «Давайте вместе поиграем» включены плоские логические фигуры, которые повторяют блоки Дьенеша, и специальные карточки с символами свойств. Логические фигуры Дьенеша знакомят малышей с основными геометрическими формами и размерами. В легкой игровой форме дети учатся кодировать и декодировать полученную информацию, осуществлять анализ и синтез, также у малышей развиваются важные психологические процессы и креативное мышление. С помощью карточек с символами дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов. Сегодня представлено для родителей и педагогов большое количество вариантов игр с фигурами Дьенеша и символами. Также можно продумывать собственные варианты игр, которые учтут все индивидуальные особенности вашего ребенка. Рассмотрим несколько игр с карточками символами и логическими фигурами.

2.2 Создание сенсорно – развивающей зоны по методике Дьенеша

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы: 1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»

2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

- Обеспечение чувства психологической защищённости – доверия ребёнка к миру, радости существования (психологическое здоровье).

- Формирование начал личности (базис личностной культуры).

- Развитие индивидуальности ребёнка, содействие развитию личности.

3. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

4. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя. Игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые дают простор изобретательству, открытиям.

Варианты построения развивающей среды

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

3. Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.

4. Среда реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций».

Оборудование и материалы, которые должны быть в сенсорно – развивающем центре :

Материалы по сенсорике и математике

1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

3. Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.

4. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на “липучках”.

5. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

6. Блоки Дьенеша.

7. Матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).

8. Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т. п.).

9. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

10. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

Набор картинок для сенсорной зоны

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе : домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).

3. Итоговая часть

3.1. Создание сенсорно- развивающей среды

3.2. Проведение НОД по теме: «Наш друг квадрат»

Вывод:

У детей дошкольного возраста будут развиваться мыслительные операции:

Анализ, сравнение, обобщение, логическое мышление, а также творческие способности и познавательные процессы

(восприятие, сообразительность, внимание, воображение, речь, память, мелкая моторика)

Публикации по теме:

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе» Вопрос организации предметно-пространственной.

Аналитическая справка по организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования в младшей группе Аналитическая справка по организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования в младшей группе «Рябинка» в.

Деятельность воспитателя по организации предметно-развивающей среды в старшей группе Деятельность воспитателя по организации предметно – развивающей среды в старшей группе Свою работу по созданию предметно-развивающей среды.

Фотоотчет по организации предметно-пространственной развивающей среды.Фотоотчет по организации предметно-пространственной развивающей среды. Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет по ППРС в подготовительной к школе группы с нарушением зрения. 1. Образовательный.

Индивидуализация посредством организации предметно-развивающей среды в ДОУ Индивидуализация через организацию предметно-развивающей среды в ДОУ. Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ. Образовательная среда в детском саду предполагает.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложены в сознании детей. Психологи утверждают, что на развитие.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны.

Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе.Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе. «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в группе «Вместе с мамой»Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в группе «Вместе с мамой» ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Одним из аспектов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект Инновации в развитии и организации предметно-развивающей среды в средней группе
Опубликовано: 11 января 2017 в 23:25
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект Инновации в развитии и организации предметно-развивающей среды в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кузьминова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД