ЛЮБОВЬ АРБУЗОВА
Проект «Мальчики и девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи проекта :
• Создание предметно-развивающей среды в группе с учетом интересов мальчиков и девочек
• Активизировать представление детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр;
• Развивать способы взаимодействий, характерных для мужского и женского типов поведения через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании ;
• Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой и художественно-продуктивной деятельности;
Публикация «Проект „Мальчики и девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
• Повысить активность родителей в совместной деятельности по гендерному воспитанию детей
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта «Мальчик и девочки» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.) , ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
• определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
• осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
• проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
• желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.
У родителей
• активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;
• проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
У педагогов
• содействие возрождению культуры русских традиций семейного воспитания как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи;
• разработка комплекса занятий и праздников для дошкольников по теме: «Я – мальчик, я – девочка», «Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек»;
• разработка консультативно-практического материала для родителей «Пять заповедей отцовства», «Воспитывать мальчишек», «Мамы по-прежнему много знают»
Основные принципы:
1. Научность: предлагает отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов, возможности усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщённых представлений.
2. Активности: не ждать возникновение проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.
3. учет личностной ориентации: соответствие возрасту, интересам, желанию и половой принадлежности дошкольников. Это определяет отбор содержания, раскрывающего представления детей о социальных ролях мужчины и женщины, взаимоотношениях между мальчиками и девочками.
4. Интеграции программного содержания: данный проект выступает как составная часть программы Детство», такая интеграция целесообразна, прежде всего, с занятиями по ознакомлению с социальным миром.
5. Комплексности: планирование и оценка конкретных мер полоролевого воспитания, как части системы собственного воспитания, социализации и просвещения.
6. Непрерывности (преемственности) : половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом.
7. Дифференциации педагогического процесса: учет биологических, физиологических и психологических особенностей мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
8. Принцип единого подхода родителей и педагогов: общность взглядов на необходимость
полоролевого воспитания, его цели, средства и методы, содержание зависит от возраста детей.
Этапы реализации проекта
Вводный этап:
Цели этапа:
1. Проживание с детьми проблемной ситуации:
«Каким должен быть папа, какой должна быть мама»
2. Изучение методической литературы по проблеме гендерного воспитания с привлечением родителей.
Предполагаемый результат:
1. Подготовка к жизни счастливого; эмоционально-благополучного ребенка.
2. Накопление и систематизация информации по проблеме.
Содержание работы:
1. Анкетирование для родителей
– «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин, уделяем ли внимание своему ребенку?»
– «Какие мальчики и девочки?»
2. Тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек?»
3. Рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать»
4. Сбор материала тематическая папка (Взрослые люди, семья, ребенок и его сверстники, эмоции, о поведении, этикет, народная культура, художественная литература о мальчиках и девочках, материал о защитниках отечества и профессиях, спорт, иллюстрации о жизни людей в других странах.) ,
5. Сбор фотографий на тему «Моя семья»;
6. Изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора, русские народные игры, дидактические, подвижные игры для мальчиков и девочек;
7. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать», «Пять заповедей отцовства»
8. Фотоконкурс «Мисс шляпка»
Основной этап.
Цели этапа:
1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждого ребенка мальчика (девочки,
Активизация своего «я» в процессе совместной жизнедеятельности.
2. Активизировать свой поиск своего места в мире по теме «Это – мужчина, это – женщина». Формирование у детей гендерной устойчивости.
Предполагаемый результат:
1. Расширение сведений о гендерном развитии и формирования образа «я» в своей жизни.
2. Пробуждение чувства осмысления себя, как представителя пола и как неповторимую личность, осмысление значимости каждого члена.
3. Систематизировать знания детей о домашних обязанностях мальчиков и девочек, о необходимости распределения их в семье.
Содержание работы с детьми:
1. Беседы :
- «Наша дружная семья»
- «Кем работают мои родители»
- «Как я помогаю маме, как я помогаю папе»
- «Дом в котором я живу»,
- «На кого я похож»,
- «Я хозяин, я хозяйка»,
- «Семейные традиции во все времена»
2. Восприятие художественной литературы и фольклора
- Э. Успенский «Я один у мамы сын»,
- А. Барто «Помощница»,
- Сказка «Кукушка»
- «Чем пахнут ремесла» Д. Родари.
- «Кем быть» В. Маяковский.
- «Зимний вечер» А. С. Пушкин,
- А. Барто «Любочка»
- А. Барто «Вовка добрая душа»
3. Моделирование ситуаци:
- «Я и моя семья»,
- «Кто живет в твоем сердце».
- «Сказки моей бабушки», -
- «Мой выходной день»
- «Правила хорошего тона»
4. Проведение занятий гендерной направленности:
- «Мамочка любимая»,
- «Мой папа самый лучший».
- «Женские головные уборы»,
- «Русский народный костюм»,
- «Мальчики, защитники слабых»,
- «Девочки будущие женщины»,
- «Мальчики и девочки – разные и похожие»,
- «Подружки» А. Кузнецова.
5. Оформление книги творческих детских рассказов «Семейный альбом». Сочинение стихов и рассказов о родителях.
6. Игры с детьми:
Сюжетно-ролевые игры:
- «Спящая красавица»,
- «Рыцарский турнир»,
- «Семья»,
- «Приглашение в гости»,
- «Салон красоты»,
- «Ателье мод».
- «Дочки – матери»,
- «Ожидаем гостей»,
- «Дети заболели»,
- «У меня день рождение»,
- «Проездка на автобусе»,
- «Больница»,
- «Кафе»,
- «Родился малыш».
Игры – драматизации
- «Гуси – лебеди»,
-«Спящая красавица»,
- «Сказка на новый лад»
Настольный театр – проигрывание русских народных сказок, показ сказок детям младшего возраста.
Игры – состязания
- «Назови смелую профессию»
- «Напиши словесный портрет мальчика (девочки)
Дидактические игры:
- «Сундучок хозяюшки»,
- «Действия – мужчина, действия – женщина»,
- «Кто кем был?»,
- «Одень куклу»,
- «Кто что делает»,
- «Благородные поступки»,
- «Кем я буду и каким?».
7. Изобразительная деятельность
Рисование
- «Чем я могу помочь маме» (Папе,
- «Сегодня выходной»,
- «Праздник в нашей семье»,
- «Кем я хочу стать
- коллективное рисование «Наша группа»
Аппликация
_ Карновальные костюмы»
- «Девочки и мальчики танцуют»
Конструирование
-изготовление открыток ко Дню святого Валентина
Папин день, 8 марта, ко Дню матери.
Лепка
- «Наши увлечения»
- «Занятия спортом»
- «Мы играем»
- Выставка детских рисунков. «Мой папа (мама)».
8. Трудовая деятельность
- «пришивание пуговиц»,
- «забей гвоздь»
_ постираем одежду для кукол,
- отремонтируем кукольную мебель,
9. Музыкальная деятельность:
- Пение песен, про маму М. Садовского. Ю. Тугаринова «Это мамин день»
- Слушание песен «Родительский дом»
- Разучивание песни У. Е. Гомоновой «Что такое семья»
- хоровод «Я по лугу ходила»
- Из чего только сделаны мальчишки» Ю. Чичкова.
- Разучивание песен про папу Н. Л. «Мы с папой»,
- пение песен по маму «Это мамин день» Ю. Тугаринова.
- разучивание песен о дружбе,
10. Конкурс чтецов «Стихи о маме (папе)».
11. Персональная творческая выставка «Кем быть»
12. Оформление альбомов:
- «Мода»,
- «Наши прически»,
- «Мой любимый герой»
13. Создание книг
- «Как мы играем»,
- «Наши желания и мечты»
- «Наши имена»
Работа с родителями.
1. Круглый стол «Гендерные особенности личности ребёнка»
2. Деловая игра «Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста»
3. Тренинг для родителей «Если ребёнок не слушается»
4. Дискуссия «О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях»
5. Деловая игра «Социализация дошкольников средствами сюжетно – ролевой игры»
6. Участие семей в мероприятиях и конкурсах ДОУ
7. Участие семей в конкурсе поделок из природного материала «Мама, папа, я – умелая семья»; «Осенний калейдоскоп», «Украшаем детский сад к Новому году своими руками»
Итоговый этап
Цель : Презентация проекта.
Предполагаемый результат: Подведение итогов.
Содержание работы:
1. Создание альбомов «Я как мама (я как папа)», «Мой самый счастливый день».
«Наши имена», «Наши желания и мечты!
2. Праздник «Маленькие модница и модник», показ мод для детей и родителей.
3. Презентация творческих рисунков детей
«Папин портрет», «Галстук для папы», «Кружка для папы», «Милой мамочки портрет», «Весенний букет»
Итогом проекта : Круглый стол для детей и родителей «Мальчики и девочки»