Елена Панченко
Педагогический проект «Мальчики и девочки на прогулке» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : досуго-познавательный, творческий
Продолжительность: краткосрочный (июль, август 2014)
Состав участников: групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта :
В современном мире проблема гендерного воспитания дошкольников приобретает особую остроту и значимость. Вопросы о том какова роль мужчины и женщины и мужчины в семье в обществе и на работе возникают все чаще и чаще. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения.
Публикация «Педагогический проект „Мальчики и девочки на прогулке“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Наблюдая за взаимоотношениями детей в игровой деятельности, обратила внимание на неумение детей договариваться, разрешать конфликтные ситуации друг с другом, на проявление поведения не соответствующее своему полу, затруднения в распределении ролей, трудовой деятельности. Так возникла проблема: «В какие игры играют девочки? В какие игры играют мальчики? Какие правила поведения для женщин и мужчин?» Внедрение гендерного воспитания детей в социальную жизнь детского сада поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые могут иметь место при безнравственном подходе к будущему.
Участок детского сада имеет огромный воспитательный и познавательный потенциал для формирования позитивной полоролевой идентичности и закрепление у девочек и мальчиков положительных стереотипов в поведении. Предметно-развивающая среда участка создает возможность для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включать в активную деятельность одновременно всех детей группы и по подгруппам (девочки, мальчики). Построение среды участка предоставляет возможность для любимых игр как для девочек, так и для мальчиков, способствует развитию возможностей и способностей детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей.
Деятельность ребенка на участке и его взаимодействия с детьми другого пола способствует актуализации воспроизведению уже имеющегося у него опыта, а так же для формирования новых способов полоролевого поведения, имеет замечательную возможность в формировании самосознания, в развитии двигательных навыков с учетом гендерных особенностей, моральных норм, правил поведения и нравственных качеств детей.
Данный проект предусматривает становление коммуникативных способностей, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, приобщение к общечеловеческим ценностям в пространстве участка в летний период.
Интеграция образовательных областей: «Художественно –эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Цель: создать условия для формирования и развития полоролевой социализации мальчиков и девочек в условиях участка детского сада.
Задачи: формировать умения для реализации своих полоролевых предпочтений и представлений;
-активизировать познавательную деятельность участников проекта;
-формировать положительный образ человека противоположного пола;
-заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы;
- закрепить гендерные стереотипы;
-организовать сотрудничество и взаимодействия мальчиков и девочек в играх;
-привлечь внимание родителей к воспитанию мальчиков и девочек как будущих пап и мам, мужчин и женщин.
Идеи проекта :
Вся деятельность проекта направлена на подведение детей к осознанному пониманию основ общечеловеческих ценностей, овладению полоролевым положительным опытом на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Продукты проектной деятельности.
Развлечение «День рождения в королевстве цветов»
Музыкально-спортивное развлечение «На арене цирка»
Выставка рисунков «Мы играем на участке», «Мой любимый друг».
Презентация «Мальчики и девочки на участке»
Паспорт точек участка группы «Рыбки»
ОБЪЕКТ «Лавочка-отдыхалочка»
Цель: Способствовать накоплению позитивного опыта; научить решать проблемные ситуации, в которые попадают мальчики и девочки; обогатить знания о позитивных примерах мужественного поведения, сформировать представления об особенностях поведения женщин и мужчин на примерах героев художественных произведений; побуждать детей стремиться подражать примерам мужского и женского поведения.
Рекомендации по организации работы с детьми:
гендерное приветствие или прощание («Доброе утро, девочки», Доброе утро, мальчики»)
беседы о роли мужчины и женщины в обществе
чтение художественной литературы
модели ситуаций для мальчиков
модели ситуаций для девочек
прогнозирование продолжения ситуации
игры-состязания
конкурс чтецов
игры на развитие эмоциональной отзывчивости и для закрепления доброжелательного отношения между детьми
настольный театр
ОБЪЕКТ – «Чудо - колеса»
Цель: формировать умения, обеспечивающих самостоятельную игру для реализации полоролевых представлений и предпочтений; ориентировать мальчиков и девочек на выбор ролей в соответствии со своим полом; закрепить позитивные мужские и женские способы поведения; частично преобразовывать известные события с целью обыгрывания позитивных мужских и женских качеств; способствовать преодолению разобщенности между детьми, желание действовать сообща в процессе игры, но в соответствии с гендерными особенностями.
Рекомендации по организации работы с детьми:
сюжетно-ролевые игры для девочек
сюжетно-ролевые игры для мальчиков
совместные игры для мальчиков и девочек
Объект «Царство пеньков»
Цель: акцентировать внимание на предъявление разных требований к выполнению, дозировке нагрузок, количество упражнений для девочек и мальчиков; обратить внимание на выполнение одних и тех движений с учетом гендерных особенностей (четкость, ритмичность, дополнительные усилия для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность для девочек)
Рекомендации по организации работы с детьми:
упражнения на равновесие
перешагивание через пеньки с мешочком на голове
ходьба «Пингвин» между пеньками
спрыгивание с пеньков на полусогнутые ноги
ходьба по пенькам
ходьба с перешагиванием через пеньки
ходьба по пенькам, перешагивая через них лицом, боком
ходьба по пенькам, перешагивая через них высоко поднимая колени
прыжки на двух ногах между пеньками с мешочками между коленями
прыжки на правой и левой ноге между пеньками
ОБЪЕКТ «Островок»
Небольшая открытая площадь около веранды (игровое пространство для подвижных игр)
Цель: создать условия для достаточной двигательной деятельности с учетом пола; укрепить физическое и психологическое здоровье детей; акцентировать внимание на мужских и женских видах спорта; учить распределять роли с учетом пола формировать специфические качества у мальчиков и девочек.
Рекомендации по организации работы с детьми:
подвижные игры для девочек
прыжки через скакалку на месте и с продвижением вперед
игровые упражнения с обручами
подвижные игры для мальчиков
игровые упражнения с мячами
совместные подвижные игры
элементы спортивных игр для мальчиков
Объект «Царство мастериц и мастеров» (Песочница)
Цель: развивать моторику, художественно-конструкторские способности, воображение, творческую фантазию в соответствии с гендерными особенностями; обогатить представления об обязанностях девочек и мальчиков; приучать к самостоятельному распределению по выполнению простых поручений, где необходима физическая сила мальчиков и усидчивость и аккуратность девочек.
Рекомендации по организации работы:
Труд с девочками
полив песка из лейки
подметают песок с краев песочницы
Труд с мальчиками (помощь в подготовке песка)
уборка песка вокруг песочницы
вынос оборудования для игр
приносят воду для полива песка
игры с песком для девочек
игры с песком для мальчиков
совместные игры детей
Объект «Радуга-улитка»
Цель: формировать устойчивую привычку к двигательной активности; укрепить физическое здоровье; акцентировать внимание на разные требования к выполнению упражнений для девочек и мальчиков.
Рекомендации по организации работы:
упражнения
подлезание под шнур боком, прямо, не касаясь руками земли,
перелезание через шнур
лазание по радуге до середины и обратно
лазание разными способами, не пропуская реек
ОБЪЕКТ «Веранда»
Цель: формировать самосознание и адекватную самооценку в развитии моральных качеств, правил и норм поведения детей; расширить знания детей о чертах личности женщин: доброта, трудолюбие, заботливость, терпимость; воспитывать у мальчиков надежность, ответственность, уважение к девочкам; предоставить проиграть мужскую и женскую модель поведения; развивать навыки взаимодействия в самостоятельной игровой деятельности.
Рекомендации по организации работы:
беседы о роли мужчины и женщины, матери и отца
чтение художественной литературы
дидактические и настольные игры
просмотр книжных иллюстраций и фото из жизни девочек и мальчиков
театрализованная деятельность
творческая мастерская по конструированию
моделирование мужского и женского поведения
ОБЪЕКТ «КЛУМБА».
ЦЕЛЬ: организовать трудовую деятельность на основе реализации личностно-ориентированного подхода; способствовать овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности; учить подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам; осознание необходимости своего труда с учетом гендерных особенностей; предоставить возможность сделать правильный выбор.
Рекомендации по организации работы с детьми:
труд с девочками
прополка сорняков в цветной клумбе
рыхление вокруг растений
полив в цветнике
посадка растений
труд с мальчиками
наполнение клумб песком, землей
поднос воды
Результаты проекта.
В процессе проекта у детей сформировано чувство гордости, связанное с принадлежностью к тому или иному полу, вследствие этого выросла культура поведения и общения детей, стремление устанавливать дружественные отношения со сверстниками.
Благодаря проведенной работе у мальчиков и девочек обогатились игровые интересы – они стали более разнообразными и осознанными.
Дети имеют представления о традиционном гендерном разделении труда, в выполнении физических упражнений.
Ребята усвоили способы индивидуального и группового поведения.
Расширился кругозор детей о социальных ролях мужчины и женщины.
Родители детей приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола, о потенциале игровой деятельности в формировании самосознания и адекватной самооценки, в развитии моральных норм и нравственных качеств детей.