Ольга Соколова
Проект «Макароны-макарошки — раскатились по дорожке» по развитию мелкой моторики в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют её развитию.
В. М. Бехтерев
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Публикация «Проект „Макароны-макарошки — раскатились по дорожке“ по развитию мелкой моторики в подготовительной группе» размещена в разделах
- Макароны. Дидактические игры и пособия
- Макароны. Поделки, игры из макарон
- Мелкая моторика
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребенка.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает детям сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: макароны, пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать сенсорные основы познания, формировать умения детей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Занятия по данной теме проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.
Технологическая карта проекта
«Макароны-макарошки - раскатились по дорожке»
Паспорт проекта.
Тип проекта: практический.
По длительности: краткосрочный.
По содержанию: творческий.
По количеству участников детей: коллективный.
Срок реализации: вторая неделя февраля.
Участники: дети, воспитатель.
Итоговый продукт: фоторамка из макарон.
Цели проекта:
- Формирование навыков работы с макаронами и расширение кругозора детей о декоративном оформлении рамочек для фотографий;
- развитие умения работать с кисточкой;
- развитие речи, мышления, мелкой моторики пальцев рук, воображения;
- закрепление умения собирать целое из частей.
Задачи проекта:
1) Формировать представления детей о технологии изготовления, многообразии видов рамочек для фотографий.
2) Формировать умения координировать работу рук со зрительным восприятием и воплощать свои идеи в художественный образ.
3) Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4) Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду; Воспитывать эстетические качества воспитанников.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Дети познакомятся с разными видами и способами создания художественного образа своего изделия. У них сформируются умения продумывать, планировать и изображать посредством эскиза будущую рамочку. Повысится уровень самостоятельности и самоорганизации в проведении творческой работы; появятся чувства ответственности и значимости своего участия в общем деле.
Оборудование.
Эскизы рамочек для фотографий, макароны разного вида, шаблоны из цветного и белого картона, клей ПВА, акварельные краски, кисточки для клея и для красок, салфетки.
Беседа.
«Что такое фоторамочки и зачем они нужны?»
Цель. Познакомить детей с фоторамочками. Рассказать из чего они могут быть сделаны. Обогатить и активизировать словарь по теме. Формировать умение у детей отвечать на вопросы воспитателя. Развивать чувство красоты.
Ход.
Воспитатель обращает внимание детей на волшебный мешочек, который заранее кладет на стол.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня лежит в волшебном мешочке? Что бы вы быстрее смогли угадать содержимое, послушайте загадку:
Мы порой как будто ушки,
Бантики, рожки, ракушки.
Любят взрослые и дети
И колечки, и спагетти.
А добавь в нас тертый сыр –
Будет настоящий пир. (Макароны)
Дети: Макароны.
Воспитатель: Правильно. Конечно это макароны.
(Берет макароны в руки. Дети садятся на стульчики).
Воспитатель демонстрирует детям различные виды макарон, поочередно доставая их из волшебного мешочка.
Воспитатель: Ребята, а какие макароны вам понравились?
Дети: Цветные, в виде бантиков и. т. д.
Воспитатель: Потрогайте их пальчиками. Какие они на ощупь?
Дети: твердые, круглые…
Воспитатель: Умницы.
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете, что такое макароны?
Дети: это высушенное тесто в виде трубочек.
Воспитатель: верно, а что является основным составом для макарон, из чего они состоят?
Дети: из пшеничной муки.
Воспитатель: хорошо. А какие макаронные изделия вы знаете?
Дети: рожки, ракушки, гребешки, спагетти, улитки…
Воспитатель: А знаете ли вы что, макароны используют не только в пищу, но и делают из них различные поделки и различные фото рамочки?
Дети: Да.
Воспитатель: А вы хотите сделать фоторамочку?
Дети: Да, очень.
Воспитатель: Посмотрите какие разные могут быть рамочки (показывает эскизы фото рамочек).
Воспитатель: Вам нравится? Красиво? Давайте и мы сделаем красивые фото рамочки.
Дети: Давайте.
Воспитатель: отлично. Ребята, а теперь давайте немного поиграем.
Я предлагаю вам игру «Быстро возьми».
Цель: формировать умение детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, которых должно быть на один меньше. На следующий сигнал: «Быстро возьми!»
- каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот кто не успел поднять предмет, считается проигравшим.
Основной этап.
НОД:
1. Развитие речи. (08.02.2016г.)
Тема: «Макаронная фантазия»
(составление описательного рассказа по собственному эскизу).
2. Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром. (08.02.2016г.)
Тема: «Макарония – чудесная страна» (систематизация представления об изготовлении макарон, их видах).
3. ФЭМП (09.02.2016г.)
«Раз ракушка, два ракушка…» - Составление из макарон геометрических фигур
(систематизация представлений о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
4. Развитие речи. (10.02.2016г.)
«Рассказ по сюжетным картинкам» (виды макаронных изделий).
Рассказ из личного опыта: «Как мы используем макароны в семье?»
5. ФЭМП (11.02.16г.) «Раз ракушка, два ракушка…»
(решение арифметических задач на сложение и вычитание, порядковый счет до 20)
6. Аппликация (11.02.16г.) «Фоторамочка» - изготовление фоторамочки из макарон
7. Рисование (12.02.2016г.) – раскрашивание фоторамочки акварельными красками
ОД в РМ:
(форма, название, формируемые представления, умения по теме проекта)
1. Наблюдение за процессом работы в технике аппликации
2. Рассматривание сюжетных картин о макаронах, их видах и способах применения.
3. Чтение художественной литературы:
-В. Крупинина «Отцовское поле»
М. Глинская
«Хлеб»
-загадывание загадок о макаронных изделиях.
- Пословицы и поговорки про муку
4. Д/и «Запомни и воспроизведи» (развитие внимания, зрительной памяти)
Самостоятельная деятельность
1. Рассматривание иллюстраций на тему «Для чего еще можно применить макароны»
2. Материалы для детского творчества: раскраски на тему «Макароны»
3. Дидактические игры: «Сортируем макароны»; «Волшебный мешочек».
4. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин макаронных изделий».
Совместная деятельность детей и родителей. Работа с родителями.
1. Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук - Брошюра "Упражнения для развития мелкой моторики и речи".
2. Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики».
3. Папка передвижка по теме проекта.
4. Подбор фотографий для фоторамочек.
5. Оформление альбома: «Макароны-макарошки - раскатились по дорожке»
Заключительный этап.
- создание альбома «Макароны-макарошки - раскатились по дорожке»
- выставка фоторамочек.
- презентация, её представление на педагогическом совете.
Заключение.
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей.
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, с играми из разнообразных видов макарон, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук с использованием макаронных изделий. Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным.