Ольга Гречишникова
Проект «Логопедические ступеньки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное автономное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 145" г. Оренбурга
ПРОЕКТ :
"Логопедические
ступеньки"
Подготовила:
Гречишникова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед МДОАУ №145
г. Оренбурга
Участники: дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Гипотеза: использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее "присваивать" знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысит мотивацию ребенка к деятельности, и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи проекта :
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Увеличить объем коррекционного воздействия,
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
6. Побуждать детей к совместной деятельности.
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Ожидаемый результат:
1. Успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные формы и методы работы.
Для ДОУ
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Вид проекта : практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический) :
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, обоснование понятийного аппарата исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический).
1-я ступенька : "Послушный ветерок"
Задачи:
• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания
• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания
• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
• Повышение компетенции воспитателей в данной области
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Вид проекта : Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
Срок реализации: Сентябрь
Содержание работы:
Работа с детьми
• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.
• Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;
• Занятие с детьми на тему "Здоровейка".
• Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики.
Работа с семьей
• Консультации для родителей по темам "Формирование правильного речевого дыхания", "Дыхание и слитность речи", "Дыхательная гимнастика"
• Памятки для родителей "Послушный ветерок", "Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания".
• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой
Работа с педагогами
• Консультация с практикумом "Игры для развития речевого дыхания у детей";
• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;
• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке.
Практический результат проекта
• Оформление выставки "Послушный ветерок".
• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастике.
2-я ступенька : "Сказка о Весёлом Язычке"
Задачи:
• Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения.
• Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.
• Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Вид проекта : Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
Срок реализации: Октябрь
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки.
• Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о Веселом язычке», дидактической куклы.
• Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке.
• Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке.
Работа с семьей
• Памятка "Артикуляционная зарядка для "Веселого язычка"
• Практическое занятие "Выполнение основных артикуляционных упражнений".
• Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.
• Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба "Сказка о Веселом Язычке"
Работа с педагогами
• Консультация "Артикуляционная гимнастика - основа правильного произношения"
• Практикум "Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений".
• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке.
Практический результат проекта
• Итоговое занятие – "Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-самоделки "Сказки о Веселом Язычке"
• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастике.
3 - я ступенька : " Волшебные пальчики"
Задачи:
• Изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
• Создать педагогические условия для развития речи у детей - логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук;
• Развивать творческое воображение.
Срок реализации: Ноябрь
Содержание работы:
Работа с детьми:
• Использование на логопедических занятия пальчиковой гимнастики.
• Использование Су-Джок терапии на своих занятиях.
• Использование сухого бассейна.
• Использование различных игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами.
• Использование песочной терапии.
Работа с семьей:
• Разработки рекомендаций, консультаций родителей по развитию мелкой моторики.
проведение пальчиковой гимнастики на занятиях.
• Составление и оформление буклета по теме "Рученьки сильнее, головушка- мудрее" (подборка авторских игр по развитию моторики пальцев рук).
• Фотоматериалы результативности проектной деятельности. Обобщение опыта работы и составление методических рекомендаций "Система по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей".
Работа с педагогами:
• Разработка и проведение мастер- класса "Методика и проведение развивающих пальчиковых игр" для воспитателей массовых групп ДОУ.
Практический результат проекта
• Презентация и выставка книжек-малышек "Волшебный мир рук" (подбор игр, пальчиковых гимнастик)
• Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок.
4-я ступенька : "Рифмушки"
Задачи:
• Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову.
• Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.
• Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.
Вид проекта : Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный
Срок реализации: Декабрь
Содержание работы:
Работа с детьми
• Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях.
• Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук.
• Оформление обложки собственной книжки-малышки "Рифмушки", придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций
Работа с семьей
• Консультация – практикум для родителей "Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей".
• Анкетирование родителей по теме "Фонематические процессы у детей" с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме.
• Памятка для родителей "Волшебный мир звуков" (игры на развитие фонематических представлений).
• Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки "Рифмушки" .
Работа с педагогами
• Консультация- практикум для педагогов "Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей".
• Консультация для педагогов "Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями".
• Консультация-практикум для музыкальных руководителей "Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками"
Практический результат проекта
• Презентация и выставка книжек-малышек "Рифмушки", изготовленных руками детей,
• Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок.
5-я ступенька : "Трудные звуки"
Задачи:
• Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека.
• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.
• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.
• Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Вид проекта : Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный
Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство с артикуляцией труднопроизносимых звуков посредством "Сказки о Веселом Язычке".
• Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции "Научи инопланетянина правильно произносить звук", "Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…" и др.
• Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия "Артикуляционные уклады звуков".
• Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета "Трудные звуки".
Работа с семьей
• Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины».
• Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета "Трудные звуки".
• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.
Работа с педагогами
• Составление совместно с детьми общего буклета "Трудные звуки" (на все звуки)
• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
Практический результат проекта
• Презентация индивидуальных буклетов "Трудные звуки", их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
• Составление совместно с детьми общего буклета "Трудные звуки" (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.
6-я ступенька : "Все по порядку"
Задачи:
• Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа.
• Развитие у детей логического и образного мышления и наблюдательности.
• Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" "Космос" и т. п.).
• Углубление знаний детей об окружающей среде.
• Улучшение коммуникативных навыков детей.
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.
• Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Вид проекта : Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.
Срок реализации: В течение учебного года.
Содержание работы:
Работа с детьми
• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам.
• Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов.
.Минипроект "Родословное древо" - Интегрированное занятие "7-Я".
Работа с семьей
• Лекторий для родителей "А речь словно реченька льется" (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей).
Работа с педагогами
• Педагогическая копилка "Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника".
• Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома "Все по порядку".
• Его практическое использование;
Практический результат проекта
• Оформление коллективного альбома "Все по порядку", его презентация на занятиях,
• Практическое использование.
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.
Минипроекты : «Родословное древо»,"Радуга", «Новогодняя сказка», «Мой папа-солдат», «Кулинарный поединок», «Космос», «День Победы», «Отходы в доходы».
7-я ступенька : "Такие разные слова"
Задачи:
• Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий;
• Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке;
• Развитие языкового чутья.
• Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей
• Формирование у детей интереса к родному языку.
Вид проекта : Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный/ индивидуальный
Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх;
• Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей.
Работа с семьей
• Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей.
• Лекторий для родителей "Развитие и обогащение словаря дошкольника".
• Памятка для родителей "Подскажи словечко" (игры на обогащение словаря ребенка)
Работа с педагогами
• Педагогическая копилка "Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста";
• Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении.
Практический результат проекта
• Создание коллективной копилки словарей:
- "Упрямые слова" (неизменяемые)
- "Слова-друзья" (синонимы)
- "Слова - враги" (антонимы)
- "Слова-близнецы" (паронимы)
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.
• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации.
8-я ступенька : "1-2-3-4-5. "
Задачи:
• Формирование слоговой структуры слов
• Развитие фонематических процессов
• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта : Практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный.
Срок реализации: В течение всего периода коррекционной работы.
Содержание работы:
Работа с детьми
• Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов;
• Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи)
• Оформление обложки книжки-копилки "трудных" слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними
Работа с семьей
• Лекторий для родителей "Слоговой состав слова" (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова)
• Памятка для родителей "Ох, уж эти "длинные" слова".
• Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.
• Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий.
Работа с педагогами
• Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей
• Педагогическая копилка "Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста".
Практический результат проекта
• Оформление книжки-копилки "Короткие и длинные слова".
• Пополнение "Звукоморье" пособиями: ("Тучка", "Гусеничка", "Пирамидка", "Следы").
• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта ан индивидуально занятии.
9-я ступенька : "АБВГДЕЙка"
Задачи:
• Усвоение графического образа буквы.
• Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки”.
• Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации.
• Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.
• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта : Исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный
Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы:
Работа с детьми
• Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв.
• Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения.
• Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа, размещение странички с буквой на выставке "Веселая азбука".
• Подготовка и участие в празднике "АБВГДЕЙка"
Работа с семьей
• Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала,
• Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове).
Работа с педагогами
• Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв.
• Координация процесса творческой исследовательской деятельности.
• Помощь детям в поиске источников информации.
• Поддержка и поощрение активности детей.
Практический результат проекта
• Итоговая выставка-презентация "Веселая азбука".
• Речевой праздник «АБВГДЕЙка» .
III. Заключительный этап реализации проекта
Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка».
3. Презентация проекта "Логопедические ступеньки" для и педагогов.
Конечным продуктом проекта будет являться :
• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
• Повышение профессиональной компетентности педагогов МДОАУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Прогноз возможных негативных последствий.
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
Список использованной литературы:
1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М. 2005
4. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
6. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012