Галина Алексеева
Проект «Счастливые ступеньки здоровья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Сосновый Бор Ленинградской области
«Счастливые ступеньки здоровья»
Воспитатели: Алексеева Г. Г.
Маслова М. А.
2018г
«Без здоровья невозможно счастья»
В. Г. Белинский
Актуальность проекта: определяя направление нашего проекта, мы руководствовались тем, что проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остается особенно острой, требующей серьезного осмысления и решения всего российского сообщества в XXI веке.
Публикация «Проект „Счастливые ступеньки здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Статистика свидетельствует, что физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей. Соответственно доминирующая часть детей уже после рождения не готова к физиологически полноценной жизни. Рост заболеваемости по некоторым показателям настолько высок, что это вызывает огромную тревогу за судьбу и здоровье нации. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах, порождающие такие результаты. Безусловно, они связаны с политическими, социально – экономическими процессами, происходящими в России в последние годы.
Недавно принятый Закон об образовании и Федеральный государственный образовательный стандарт, направленный на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей и эмоционального благополучия, свидетельствует о том.
2019 год объявлен Губернатором Ленинградской области как год здорового образа жизни (ЗОЖ). В ближайшее время на уровне Министерства здравоохранения Российской Федерации будет утверждена программа «Общественное здоровье в Ленинградской области». В настоящее время проводится большая работа по популяризации ЗОЖ и профилактике различных заболеваний.
В дошкольном возрасте закладываются основы миро - и самопонимания. Создание целостного «образа Я» невозможно без физического, телесного «Я». Знания об особенностях строения, выполняемых функциях и жизнедеятельности человеческого организма органично сочетаются с проблемой здоровья, физического и психического развития детей. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, поэтому воспитанием культуры здоровья нужно заниматься уже в дошкольном возрасте.
Ожидаемый результат:
- Развитие у детей потребности в соблюдении элементарных санитарно - гигиенических норм поведения, формирование основ двигательной культуры, стремление и желание вести здоровый образ жизни;
- укрепление физического и психического здоровья детей с помощью различных здоровьесберегающих технологий;
- сплочение детского коллектива и укрепление детско-родительских отношений;
- пополнение «Копилки педагогических идей в ДОУ;
- распространение опыта работы.
Целью нашего проекта «Счастиливые ступеньки здоровья» являлось:
- воспитание здоровых, гармонично, физически развитых детей;
- развитие у детей потребности изучать правила здорового образа жизни, воспитывать двигательную культуру;
- создание условий для эмоционального благополучия детей и комфортного (счастливого) проживания своего детства;
- развитие сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Тип проекта:
а) по содержанию: информационно – практико-ориентированный;
б) по составу участников: группа детей (23 ребенка, физорг, педагоги, родители.
в) по срокам реализации: краткосрочный (один месяц).
Исходя из этого, данная работа включала целый комплекс задач:
Задачи проекта:
1. Расширять и систематизировать знания детей об организме человека.
2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание заботиться о своем организме и необходимую потребность в формировании здоровых привычек.
3. Развивать физические качества детей быстроту, смелость, активность, формировать, двигательную культуру детей.
4. Активное вовлечение родителей в совместную деятельность
Работа по созданию проекта была разделена на три этапа: мотивационно – целевой, содержательно – организационный, результативный.
1. Мотивационно – целевой этап. Мотивом послужило заинтересованность родителей и педагогов в развитии физически крепких, счастливых детей. Наш проект «Счастливые ступеньки здоровья» предполагает заинтересовать детей, предложить узнать все о себе, своем организме, а так же научить детей использовать различные игровые (здоровьесберегающие) приемы для укрепления здоровья, развивать устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом.
2. Содержательно – организационный этап.
Для реализации основного проекта была проведена различная непосредственно образовательная деятельность, использовались различные здоровьесберегающие технологии:
- Уроки Айболита, Уроки Мойдодыра;
- экскурсия в осенний парк, на спортивную площадку;
- экскурсия на кухню «Как готовится полезный обед»;
- экскурсия на прачечную «Чистота – залог здоровья»;
- экскурсия в медкабинет: беседа с медсестрой «О пользе витаминов»;
- пальчиковая гимнастика;
- динамические паузы;
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика;
- утренняя зарядка;
- подвижные и хороводные игры, игры имитации и т. д. ;
- гимнастика после сна;
- психоэтюды, сказкотерапия, игры на эмоциональную отзывчивость («Скажи ласково», «Подарки другу» и т. д.)
- проблемные ситуации (эксперименты) «Куда прячется воздух»;
- чтение художественной литературы (стихотворения С. Я. Маршака «Мороженое», сказка «Как Хома зарядкой занимался», «Как щенок учился плавать»);
- заучивание стихотворения «Мишка делает зарядку»;
- рассматривание книг, альбомов, энциклопедий о человеке, спорте;
- заучивание поговорки «Здоровье в порядке, спасибо зарядке. Каждый день зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым!»
- образовательные ситуации «Оденем куклу на прогулку»;
- сюжетно-ролевая игра «Больница», «Парикмахерская»;
- игры на развитие мелкой мускулатуры рук (моталочки, мозаика, шишки, крупы и т. д.)
- продуктивная деятельность: раскраски, рисование «Мой веселый звонкий мяч»; лепка,аппликация «Фрукты-овощи» (Живые витамины);
- просмотр мультфильма «Мойдодыр», «Доктор Айболит», а так же телепередач «Жить здорово», «Здоровье»; спортивных телепередач по фигурному катанию, футболу и т. д.
- информирование родителей, консультации (Полезные советы);
3. Результативный этап: на этом этапе были проведены совместные мероприятия:
- анкетирование родителей в области воспитания культуры здоровья, здорового питания, соблюдении режима, спорта, закаливания;
- маршрут выходного дня (парк Белые пески, Финский залив, комплекс тренажеров на Временном поселке) (Фото №2)
- мастер-класс от родительницы Дмитриеевой О. Ю. по первоначальным азам игры в теннис;
- организация образовательного пространства (покупка спортивного оборудования, плакатов, энциклопедий, изготовление «Тропы здоровья», прикроватных ковриков для тренировки стопы и оборудования для спортивных уголков в группе и дома (фото №1, изготовление мешочков для метания, покупка массажеров, мячей, скакалок,
- выпуск общих стенгазет, альбомов: (альбом «Счастливые моменты нашей жизни» (Фото №3, стенгазета (Фото №4).
- спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (фото №5,6)
Цель праздника: укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать различные физические качества детей (скорость, ловкость, внимание). Развивать у детей желание дарить друг другу положительные эмоции (радость, счастье, учить радоватьс я успехам других.
Таким образом, можно сделать выводы: в результате проведения работы по проекту
- у детей появился интерес к занятиям физкультурой, появилась потребность вести здоровый образ жизни;
- значительно повысились результаты двигательной активности;
- родители стали активными участниками встреч и помощниками в развитии у детей здоровых привычек и различных физических качеств (быстрота, ловкость, смелость и т. д.).
Необходимость развивающей педагогики оздоровления детей обусловлена созданием в нашем дошкольном учреждении эффективной здоровьесберегающей педагогической системы, которая позволяет своевременно помочь детям расти здоровыми, физически крепкими и радостными. Работа в нашем детском саду строится в тесном взаимном сотрудничестве всего педагогического коллектива и родителей. Происходит гармоничное развитие детей, формируется общая культура личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развиваются их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, появляется инициативность, самостоятельность и ответственность, что соответствует модернизации и новым требованиям современного этапа российского образования.
В заключении хочется привести знаменательную фразу академика Н. М. Амосова: «Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и дома»
Список литературы
1. Гордеева В. А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ //Управление ДОУ №8, 2006.
2. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья. Педагогическое общество России. Москва 2006.
3. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра – СПб. : Акцидент, 1997.
4. Зуйкова М. Б. Режим – путь к здоровью. //Управление ДОУ №1,2006.
5. Козлова С. А. Я и мое тело. Тематический словарь в картинках. Учебно – методическое издание. Школьная пресса 2005.
6. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: Пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2007.
7. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
Ценностные ориентации современного образования. Сборник статей по материалам VIII Международной научно - практической конференции. Лаппеенранта. Финляндия 2017.
8. ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10 13г.
9. http://planetadetstva.net/ - международный образовательный портал
10. http:|// www.preemstvennost.ru
11. http://pedrazvitie.ru – международный образовательный портал
Приложение
№1. Тропа здоровья (проводится ежедневно)
№2. Маршрут выходного дня (на Временном поселке)
№3. Страницы из альбома «Счастливые ступеньки здоровья»
№4. Наша стенгазета
№5. Папа, мама, я – спортивная семья
№6. Будем все здоровы!