Светлана Пархоменко
Проект «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«В мире лекарственных растений»
Тип проекта : по доминирующей в проекте деятельности : познавательный, игровой, творческий.
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Пояснительная записка:
Публикация «Проект „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с ней может быть полноценно осуществлено в дошкольный период.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Ребенок на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, дети учаться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, в которых учтены все возможности и особенности не только психического и физического развития, но и социальное окружение ребенка. Исходя из множества разработанных программ, мы решили создать свой проект, который позволяет раскрывать новые возможности дошкольников. Данный проект способствует воздействию на чувства детей, их взгляды и представления о мире природы. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных трав, поэтому возникла необходимость вырастить
полезные растения, изучить их свойства.
Лечение целебными травами всегда привлекало человека.
Существует множество растений, которые широко применяются в народной медицине и сейчас. Многие из них детям знакомы, но об их лечебных свойствах мало известно. Они проявили познавательные способности и возникла идея разработать проект : он является интегрированным, что способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса, развитию речи, умению сравнивать, обобщать, расширять кругозор
Цель проекта :
обогатить знания детей о лекарственных растениях малой родины,
показать их значение для здорового образа жизни людей.
Задачи:
расширить представления детей о лекарственных растениях, их
свойствах и пользе.
Развивающие задачи:
развивать познавательную активность в процессе формирования у детей
представлений о лекарственных растениях
развивать умение сравнивать и анализировать в процессе исследовательской деятельности детей
Воспитательные задачи
: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
воспитывать бережное отношение к родной природе, к своему здоровью.
Обучающие задачи:
вызвать стремление бережно относиться к растениям в природе, не срывать их без надобности, не топтать их;
способствовать созданию условий для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения
повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к
экологии в целом
Закрепить навыки исследовательской деятельности
Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:
Индивидуальный и дифференцированный подход предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей дошкольного возраста и уровень их развития.
Взаимодействие «дети – природа» учитывает закономерности, чем меньше возраст ребенка, тем легче развить у него социальную компетентность.
Доступности.
Научности.
Основные направления реализации проекта :
создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений;
формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека;
создание условий для развития поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
экологическое просвещение родителей.
Методы реализации проекта :
-наблюдения;
-решение проблемных вопросов;
-коллективный труд;
-экскурсии;
-беседы;
-рассматривание иллюстраций;
-чтение художественной литературы;
-технология моделирования.
Формы работы с семьей:
Родительские собрания с использованием ИКТ
Домашние задания родителям и воспитанникам на лето: собрать коллекцию лекарственных растений.
Наглядные виды работ: информационные стенды, папки – передвижки, выставки детских работ, литературы).
Открытые показы.
Консультации.
Практическая значимость проекта заключается в возможности использования данного материала педагогами на НОД и в других видах деятельности.
Реализация проекта
Определить новые формы работы с семьей
Составить новые формы работы с детьми
Привлечь родителей к сотрудничеству с педагогом.
Развитие кругозора, умение решать поставленные задачи
Работа по блокам.
1блок: работа с детьми
2блок: работа с родителями.
1блок
Работа с детьми
мероприятия время проведения ответственный
1. НОД «Полезные растения» Апрель воспитатель
2. Наблюдения «Вьюнок», «Гулявник» Май воспитатель
3. Экологическая викторина «Узнай целебную траву» Май воспитатель
4. Беседа «Лекарственные растения - средство оздоровления организма» Июнь воспитатель
5. Выставка творческих работ с использованием лекарственных растений Июнь воспитатель
6. Театрализация сказки «Лекарственные растения» Июль воспитатель
7. Дидактические игры «Вершки и корешки», «От какого растения часть?» Август воспитатель
Работа с родителями
Мероприятия Время проведения
Родительское собрание апрель
Создание экологической газеты «Травница» май
Изготовление буклетов «Целебные свойства лекарственных растений» июнь
Конкурс «Экологической сказки». июнь
Изготовление мини-буклетов «Что я знаю – тем поделюсь с друзьями» В течение лета
Творческая мастерская по изготовлению гербария, фотоальбома. В течение лета
Консультации. В течение лета
Предполагаемый результат:
дети будут знать больше лекарственных растений и их целебные
свойства;
бережно относиться к растениям в природе, не срывать их без
надобности, не топтать их;
обогатится словарный запас по теме «Лекарственные растения;
уголок природы пополнится новыми пособиями и дидактическими
материалами;
знания по теме «лекарственные растения» дети смогут применять в
разных видах деятельности (в рисовании, аппликации, лепке, развитии речи;
закрепят навыки трудовой и исследовательской деятельности;
будут упражняться в разгадывании ребусов, кроссвордов, выучат стихи по теме.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
1. Развлечения и праздники
Цель - создание у детей праздничного настроения, эмоционального
наслаждения и удовлетворения от выполненных заданий по проекту.
2. Экскурсии
Цель - развивать коммуникативные качества детей, вызвать желание
поделиться знаниями с окружающими, закреплять представления о
лекарственных растениях родного края.
3. Наблюдения
Цель - приучать детей анализировать факты, извлекать из них полезную
информацию и рациональное зерно. Учить фиксировать изменения внешнего вида растений в «Дневнике наблюдений».
4. Трудовая деятельность
Цель - прививать практические навыки по выращиванию лекарственных
растений на рабатке детского сада, уходу и наблюдению за ними. Учить
заготавливать и сортировать семена для дальнейшего их выращивания.
5. Мероприятия по здоровьесбережению
Цель - учить детей применять полученные знания о лекарственных растениях
для сбережения своего здоровья.
2 блок
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Мероприятия Время проведения
Родительское собрание апрель
Создание экологической газеты «Травница» май
Изготовление буклетов «Целебные свойства лекарственных растений» июнь
Конкурс «Экологической сказки». июнь
Изготовление мини-буклетов «Что я знаю – тем поделюсь с друзьями» В течение лета
Творческая мастерская по изготовлению гербария, фотоальбома. В течение лета
Консультации. В течение лета
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа «Детство».
2. Кондратьева Н. И. Программа экологического образования детей «Мы».
СПб., 1996.
3. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия».
4. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. СПб., 1995.
5. Смирнова В. А. «Тропинка в природу».
6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. (Автор-составитель
Багрова Л. А.) – М., 1997
7. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология (Автор-составитель
Чижевский А. Е.) – М., 1997.
8. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания дошкольников».
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная группа. М. : «Карапуз-дидактика», 2007.
10. Детская энциклопедия «Экология от А до Я». Познавательный журнал
для девочек и мальчиков. – 1997 год.
11. Никиточкина Т. Д. «Лекарственные растения» (набор открыток).
12. Синадский Ю. В. «Целебные травы».
13. Чумаков Ф. И. «Лесное лукошко».
14. Гаммерман А. Ф. «Дикорастущие лекарственные растения СССР».
15. Горькова Л. Г. «Занятия по экологическому воспитанию дошкольников».