Наталья Ивина
Непосредственно образовательная деятельность «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
Закреплять и расширять знания детей о лекарственных растениях, о пользе, которую они приносят человеку
Развитие познавательной активности и любознательности.
Формировать у детей чувство любви к родной природе, бережное отношение к лекарственным растениям.
Развивать связную речь детей.
Познакомить детей с правилами сбора и сушки
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
лекарственных растений.
Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, подорожник, мать-и-мачеха.
Оборудование: картинки и фотографии лекарственных растений,
аптечные упаковки с травяными сборами, выставка книг о лекарственных растениях, ММУ, презентация «Лекарственные растения».
Ход занятия:
- Ребята, вы уже много знаете о растениях. Без растений жить нельзя. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Надо только знать и уметь как ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это все вокруг ….(природа).
Показ презентации.
ДУШИЦА (слайд 2)
- Взгляните на это растение. Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда. Применяется душица при бронхитах, бессоннице, при заболеваниях кожи.
ПОДОРОЖНИК (слайд 3)
- А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
- Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листочек подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз. Подорожники обладают кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием — известно, что листья этого растения (их необходимо предварительно разжевать или растолочь, чтоб пустили сок) прикладывают к ране для скорейшего заживления.
- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
РОМАШКА (слайд 4)
- Ну, а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички. (Ромашка)
- Ромашка – переводится как «милая простота». Родина её - Америка. Очень давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие семена рассеялись вдоль железной дороги. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так ромашка попала в Россию.
- Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей) Она используется как противовоспалительное средство, ещё для полосканий, примочек и ванн. Ромашка поможет больному животику.
ШАЛФЕЙ (слайд 5)
- Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. Используют шалфей при кашле, бронхите. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко. Помогает он залечивать раны и ушибы.
ЗВЕРОБОЙ (слайд 6)
- Следующее растение – зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все, у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.
МАТЬ-И-МАЧЕХА (слайд 7)
- Отгадайте загадку:
Золотой цветочек,
Листья изумрудные,
С одной стороны нежные,
А с другой чуть грубые.
Что это за растение?
Скажите поскорее! (мать-и-мачеха)
- Это растение похоже на одуванчик, но значительно меньше размером. На ночь и на ненастье цветок мать- и - мачехи плотно закрывает свои лепестки. Листья сверху ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные, снизу же листья покрыты густым белым бархатистым пухом, который, если его приложить к руке, греет. От этого, видимо, и произошло название.
- Настойка из цветов и листьев этого растения употребляется при простудных заболеваниях, при кашле, а также для того, чтобы лучше был аппетит.
КРАПИВА (слайд 8)
- Отгадайте, о каком растении так говорят:
Хоть не огонь, а жжется.
Сама холодна, а людей жжёт.
Какую траву и слепой узнает?
- Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок. Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:
Я цветы обходил стороной.
Их считал за ненужное диво,
И искал те места, где крапива
Неприступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал я колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь мы ели потом.
А сейчас я любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо,
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов. (В. Сергин)
- Как лекарственное растение крапива известна давно. «Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Крапива очень полезна для организма. Она обладает большим набором целебных и лечебных свойств. Известную ещё с давних пор, крапиву используют при открытых ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления и роста волос, при кашле.
Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков.
Слайд 9
Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
- На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).
- Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
- А теперь давайте поиграем в игру «Аптека». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями. (Дети играют)
- Сегодня мы с вами не только вспомнили некоторые лекарственные растения, но и узнали новые. Я думаю, вы будете беречь все растения, не только лекарственные!