Ирина Применко
Проект «Лего-конструирование в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : практико-ориентированный, познавательный, творческий, игровой.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества образовательного процесса и научно - методической работы в ДОУ;
Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями;
Интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм;
Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы по данному направлению на городском и региональном уровне;
Развитие материально-технической базы ДОУ;
Публикация «Проект „Лего-конструирование в ДОУ“» размещена в разделах
Образовательная программа по LEGO – конструированию для детей 4 -7 лет;
Освоение детьми технического творчества и пространственных отношений средствами конструктора LEGO.
Актуальность проекта
Мы живем в период высоких технологий. Поэтому нужно развивать личность ребенка, его познавательные способности. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.
ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
дает педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
формированию познавательных действий, становлению сознания;
развитию воображения и творческой активности;
умению работать в коллективе;
В силу своей педагогической универсальности LEGO - технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях;
Проблема:
В реальной практике МБОУ Лицей №10 у детей дошкольного возраста наблюдается интерес к техническому творчеству. Однако отсутствие необходимых условий не позволяет решить данную проблему в полной мере. Анализ работы учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:
Требованиями ФГОС ДО, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением конструкторами LEGO нового поколения, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием конструкторов;
Необходимостью создания в ДОУ предметно-развивающей среды, способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников;
Требованиями к профессиональной компетентности педагога ДОУ и недостаточным пониманием педагогами ДОУ влияния LEGO- конструирование на развитие интеллектуально личностного развития детей дошкольного возраста.
Выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения LEGO – конструирования в образовательную деятельность МБОУ, что позволит создать благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Идея проекта :
сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения в ДОУ, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего лего - проекта.
Цель проекта :
Создание условий для развития и формирования технического творчества и освоение пространственных отношений у детей дошкольного возраста средствами конструктора LEGO .
Задачи проекта :
Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения;
Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
Формировать умение создавать различные конструкции по образцу, схеме, рисунку, условиям и словесной инструкции;
Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ и родителей в вопросах работы по LEGO конструированию детей дошкольного возраста;
Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми;
Обогащение LEGO - кабинета в МБОУ;
Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в ДОУ по конструированию начиная со средней группы;
Обеспечить целенаправленное применение LEGO- конструктов в образовательном процессе детского сада;
Обобщить и распространить инновационный опыт по теме LEGO - конструированию детей дошкольного возраста для педагогов и родителей;
Основные формы и методы образовательной деятельности:
конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, работа по инструкции);
- практический (сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
Этапы реализации проекта :
I этап организационно – подготовительный (сентябрь 2020 - май 2021)
Создание творческой группы для реализации проекта;
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме;
Создание программно-методических, материально – технических и организационных условий для реализации инновационного проекта;
Стартовая диагностика уровня развития конструктивных способностей детей;
Консультация для родителей: «Учимся проектировать вместе»;
II этап Основной (Сентябрь 2021 – май 2022)
Практическое осуществление экспериментальной деятельности;
Рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях;
Вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес;
Реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
III этап Заключительный (сентябрь 2022 - май 2023)
Систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка;
Осуществление презентации полученных результатов;
распространении инновационного педагогического опыта работы по данному направлению на городском и региональном уровне;
Подбор литературы для выставки;
Планируемые результаты:
Организовать LEGO – кабинет в МБОУ, способствующий развитию знаний, умений и навыков конструирования детей дошкольного возраста;
Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ и родителей в вопросах работы по LEGO конструированию детей дошкольного возраста;
Апробировать образовательную программу для детей 4-7 лет по данному направлению;
Дети научатся проявлять инициативу в познавательно-исследовательской и технической деятельности;
Будут знать различные виды и детали конструктора и вариативные способы крепления элементов;
Владеть умением создавать различные конструкции по образцу, схеме, рисунку, условиям и словесной инструкции;
Самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
Работать в паре, коллективе, представить свою постройку;
У детей сформируются:
Морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
Познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
Качества самостоятельно договариваться друг с другом;
Конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническое:
Конструктор Lego 4+
LEGO WEDO
DUPLO
CITY
Lego Техник
Информационное обеспечение:
компьютер, интернет, телевизор, проектор.
Риски при реализации проекта :
Недостаточное финансирование для оснащения кабинета LEGO – конструирование;
Прохождение курсов повышения квалификации педагогов (сложно найти бесплатные КПК по данному направлению);