Диана Нурмухамитова
Проект «Лаборатория Винтика и Шпунтика»
▼ Скачать + Заказать документы
ООО «Детский сад 7 гномов»
Проект
«Лаборатория Винтика и Шпунтика»
группа «Солнышко»
2022-2023 учебный год
Выполнили: Нурмухамитова Д. В. ,
Пукман Н. Л.
г. Нефтеюганск 2022г.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал,
чем больше он знает и усвоил,
чем большим количеством элементов действительности
он располагает в своем опыте, тем значительнее и
продуктивнее при других условиях будет его творческая,
исследовательская деятельность».
Публикация «Проект „Лаборатория Винтика и Шпунтика“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2022
Лев Семенович Выготский.
Актуальность проекта
В возрасте 2-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты. Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам, способствует развитию памяти.
Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).
Еще одна из задач проекта - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Мы предлагаем, организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Тема проекта : «Лаборатория Винтика и Шпунтика»
Цель проекта :
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
Задачи проекта :
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость;
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;
Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Тип проекта : практико-экспериментальный.
Длительность: Сентябрь 2022 –май 2023 года (долгосрочный).
Ожидаемый результат:
1. Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
2. Развитие наблюдательности, любознательности.
3. Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.
4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Подготовительный этап:
1. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
2. Подбор загадок, стихотворений и игр для занятий.
Основной этап:
1. Планирование занятий на период с сентября 2022 по август 2023 года.
2. Приложения: ход эксперимента.
3. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
Заключительный этап:
1. Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.
2. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.
Реализация проекта
Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, где реализация поставленных задач будет осуществляться в рамках образовательной деятельности.
Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста организовывали 1 раз в неделю по 10-15 минут.
Работа будет проводиться в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Оборудование центра «Лаборатория» : игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Ёмкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
По проекту предусмотрена работа с родителями: Памятка для родителей «Экспериментирование с водой» и консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Перспективное планирование занятий с детьми
Тема
Совместное элементарное экспериментирование
(содержание) Цель
СЕНТЯБРЬ
«Узнаем, какая вода» Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная;
третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатора (ванильным сахаром);
стаканчики для детей. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
«Что в пакете?»
Полиэтиленовые пакеты. Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
«Тонет – не тонет, плавает»
Таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень Развивать игровую деятельность детей; формировать представления о безопасном поведении в играх с водой; развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей;
формировать умение называть свойства, предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде);
«Волшебница – вода» Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки (или кувшина, ёлки, гриб, краски (красная, зелёная, стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц.
ОКТЯБРЬ
«Почему песок хорошо сыплется?» Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
«Что-то в коробке»
Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа Познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
«Надувание мыльных пузырей»
Мыльный раствор в ёмкости, тарелка, соломинка Научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри,
познакомить со свойствами мыльной воды
«Летающий шарик" Воздушные шары Помочь выявить свойство воздуха (упругость, понять как может использоваться сила воздуха (движение).
НОЯБРЬ
«Ветер» Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой. Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.
«Чудесные фигурки» Песок, формочки для песка, ведерко для воды, полотенце.
Продолжать знакомить со свойствами песка.
ДЕКАБРЬ
«Снег и его свойства» Одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.
«Хрустальные льдинки» Тазик с холодной водой, тазик с теплой водой, 2 кусочка льда. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде
«Как воду превратить в лед»
Банка с водой. Познакомить со свойствами воды (замораживание).
«Снег-снежок»
Снег, ведерки.
Формировать представления о свойствах и особенностях снега;
ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ
«Как согреть ручки?» Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка. Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение;
сохранение тепла).
«Вода и снег» С помощью эксперимента закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.
«Чьи следы» Расширять кругозор, воспитывать любознательность.
МАРТ
«Солнечный зайчик» Маленькие зеркала, солнечный свет. Познакомить с естественным источником света – солнцем.
Игры с соломинкой Трубочки, емкость с водой. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
АПРЕЛЬ
«Кораблики» Тазик, бумага. Показать детям приём плавания бумажного кораблика по воде.
«Бумага, ее качества и свойства» Различные виды бумаги, ножницы, емкость с водой. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества и свойства (мнется, рвется, режется.)
МАЙ
«Волшебная водичка» Классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, кубики льда, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой. Закрепить знания детей о свойствах и особенностях воды.
«Полянка красок» Стаканы с чистой водой, кисточки и краски желтого и красного цвета. Сформировать зрительное восприятие желтого и красного цвета.
Планирование работы с родителями по проекту : «Лаборатория Винтика и Шпунтика»
Консультация на тему: «Значение экспериментальной деятельности для детей»
Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»
Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Буклет: «Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство эффективного развития познавательной активности»
Папка-передвижка «Занимательные опыты и эксперименты для малышей»
Фотовыставка: «Мы экспериментируем»
Список литературы
1. Дыбина О. В. "Ребёнок в мире поиска";
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”
4. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему».
5. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
6. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа»;
7. А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
8. Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;