Меньшикова Людмила Викторовна
Проект «Дошкольная лаборатория профессий» с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная лаборатория профессий
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Дошкольная образовательная организация является мощным институтом социализации личности ребёнка дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит формирование основ гражданственности и патриотизма, воспитание ребёнка как будущего активного члена Российского общества. Знакомство детей с профессиями взрослых расширяет их кругозор, общую осведомлённость об окружающем мире, о значении профессионального труда для развития родного края, формирует у них определённый элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Публикация «Проект „Дошкольная лаборатория профессий“ с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Ознакомление детей с современными профессиями не может быть реализовано в условиях традиционно сложившейся системы методов организации воспитательно - образовательной работы, современная действительность обуславливает необходимость привлечения дополнительных ресурсов, инновационных методов и технологий. Учреждение дошкольного образования представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, спорт, бизнес и многое другое.
В «Дошкольную лабораторию» различных игр могут входить различные сюжетно-ролевые игры, а именно такие как «Пост ГИБДД», «Фермерское хозяйство».
«Служба спасения» : «Диспетчерская», «МЧС», «Отделение «скорой помощи»», «Пост ГИБДД (в холодное время года)», «Школа безопасности»;
«Строительная компания» : «Стройка», «Конструкторское бюро», «Малярный цех», «Транспортный цех», «Центр логистики»;
«Супермаркет» : «Торговый зал», «Кассовый зал», «Кафетерий», «Склад», «Бухгалтерия»;
«Бизнес-центр» : «Рекламное агентство», «Банк», «Конференц-зал», «Отделение нумизматики», «Кафетерий»;
«Медицинский центр» : «Поликлиника», «Ветеринарная клиника», «Аптека», «Травмпункт», «Лаборатория», «Транспортное отделение»;
«Дом моды» : «Ателье», «Салон красоты», «Фотостудия», «Подиум»;
«Туристическое агентство» : «Зал коллекций», «Зал интерактивных путешествий», «Зал работы с клиентами», «Таможенная служба»;
«Арт-студия» : «Художественная мастерская», «Гончарная мастерская», «Выставочный зал», «Картинная галерея»;
«Экспериментариум» : «Лаборатория химических экспериментов», «Лаборатория физических экспериментов», «Экологическая лаборатория», «Планетариум»;
«Военная академия» : «Штаб изучения истории армии» «Штаб сухопутных войск», «Штаб ВМФ», «Штаб ВВС», «Штаб военной техники»;
«Образовательный центр» : «Детский сад», «Библиотека», «Школа», «Телевидение», «Мультипликационная студия»;
«Концертный зал» : «Хореография», «Театр», «Балет», «Гримерная», «Оркестр», «Костюмерная»;
«Спортивный комплекс» : «Тренерская», «Бодибилдинг», «Легкая атлетика», «Баскетбол», «Футбол»;
«Фитнесс-центр» : «Отделение креативной гимнастики», «Отделение корригирующей гимнастики», «Отделение стретчинга»;
«Аквацентр» : «Ресепшен», «Бассейн», «Отделение закаливания»
«Пост ГИБДД» : «Разноцветный светофор», «Умные знаки», «Центр обучения ПДД»;
«Фермерское хозяйство» : «Огород», «Цветник», «Ферма», «Станция лекарственных трав».
Каждая игра может быть также разбита на несколько игровых центров, которые отражают разнообразные направления деятельности. Например, игровой центр «Медицинская академия» состоит из таких игровых центров, как «Поликлиника», «Ветеринарная лечебница», «Аптека», «Лаборатория», «Отделение скорой помощи», «Травмпункт».
Таким образом, дети знакомятся с профессиями «доктор», «ветврач», «медсестра», «лаборант», «водитель» и многими другими. При этом ознакомление происходит не через бесконечные рассказывания воспитателей и просмотр скучных картинок, а через проигрывание, проживание самим ребенком той или иной ситуации в какой-либо «профессиональной» роли. Развивающая среда игровых центров не является статичной, она постоянно изменяется, трансформируется.
Проек «Дошкольная лаборатория профессий» по созданию модели по формированию предпосылок профессионального самоопределения детей на этапе дошкольного детства направлена на создание комплекса психолого-педагогических условий:
профессиональная компетентность педагогов в вопросах профориентации дошкольников;
развивающая игровая среда профессиональной направленности, создание комплекса игровых павильонов «Дошкольная лаборатория профессий»;
сотрудничество с семьями воспитанников по ранней профориентации.
Организовывая игровые моменты первичной профориентации, это метод погружения ребенка в знакомство с различными группами профессий, в которой он учится выстраивать социальные связи и отношения и при этом приобретает первичный опыт различных видов труда. Самое главное в выборе будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами групп профессий, это знание проходит не настойчиво, а удовлетворяет индивидуальные интересы каждого ребенка. Дети заинтересованы современными профессиями где можно создаваться и реализовать свои идеи, это устойчивый интерес к профессии инженер, где есть возможность конструировать и изобретать на благо общества.
Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета в дошкольном учреждении направленное на раннюю профориентацию дошкольников и их родителей в мир инженерных профессий.
Задачи:
Обучающие:
-формировать у детей умение выполнять универсальные и специфические трудовые действия представителей разных профессий при помощи конструирования из разного вида конструктора;
-применять технические навыки; способность видеть последовательность операций;
-формировать чувство формы при создании конструкций.
-систематизировать представления о взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
Развивающие:
-способствовать развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, воображения;
-развивать интерес к техническому моделированию и фантазии;
-развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями, формировать способность видеть и решать игровые проблемы.
Воспитательные:
-воспитывать чувство ответственности за результаты труда, умение планировать деятельность и достигать поставленной цели;
-воспитывать чувство ответственности за результаты труда, умение планировать деятельность и достигать поставленной цели.
-воспитывать у детей положительное отношение к труду, его общественной значимости и уважительное отношение к людям труда.
В основу педагогической работы положены принципы:
1. Принцип свободы выбора. В совместной со сверстниками деятельности необходимо предоставлять ребенку право выбора, в принятии им решений должна присутствовать достаточная степень свободы.
2. Принцип ведущей деятельности. Освоение детьми коммуникативных навыков должно осуществляться в интересной игровой форме, в частности в сюжетно-ролевых играх.
3. Принцип личностной ориентации. Каждый ребенок должен чувствовать эмоциональный комфорт.