Ксения Попова
Проект «Лаборатория Почемучек»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 51 комбинированного вида
Проект «Лаборатория Почемучек»
В 1 младшей группе
«Карапузики»
Воспитатели: Попова К. А.
Дудина О. В.
Гатчина
2018
Тип: познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта : 1 неделя, краткосрочный
Сроки проведения: с 9. 07 по 13.07
Предмет исследования: неживая природа (песок, вода, воздух, камни)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „Лаборатория Почемучек“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Практическая значимость проекта :
Для детей:
Дети в процессе экспериментирования к 3 годам освоят новые способы действий со знакомыми объектами, которые меняют свои свойства в результате взаимодействия; у детей сформируются основы целенаправленной поисковой деятельности и эстетического восприятия природы, чувство прекрасного от процесса и результатов деятельности.
Воспитателям – поможет в организации исследовательско - познавательной работы в группах младшего дошкольного возраста.
Родители смогут понять важность, необходимость «делания открытий с ребенком», «фокусов», «чудес» через экспериментирование, т. е. ребенок по природе своей исследователь.
Цель проекта :
Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи проекта :
1. Продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
2. Развивать любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие – результат».
3. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать; обогащать чувственный опыт ребенка, развивать мелкую моторику рук.
4. Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
Принципы работы по проекту :
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• Доступность;
• Постепенность.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть объекты неживой природы (камень, вода, песок, воздух). Иметь представления об их свойствах. Использовать предметы неживой природы в своих играх, в творчестве.
Этапы проекта
1 этап - подготовительный (предварительная работа с детьми, родителями).
2 этап – творческий ( практическая работа: беседы, консультации, занятия.).
3 этап - итоговый (обобщение результатов работы).
1 этап - подготовительный
Изучение литературы по данной теме (из опыта коллег, а также средствами информационных ресурсов). Изучение современных требований к содержанию и организации экспериментальной деятельности дошкольников. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта. Подбор информации для консультации родителей о экспериментальной деятельности. Составление плана мероприятий для работы на практическом этапе.
2 этап – основной (творческий)
Перспективное планирование работы с детьми и родителями по реализации проекта.
«Воздух» : игровая ситуация «Шарик для Винни-Пуха»
1. Познакомить детей с понятием «воздух».
2. Формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый, имеет вес, может двигаться, им можно рисовать, необходим всем живым для жизни.
3. Развивать познавательный интерес к экспериментированию через вовлечение их в проведение опытов.
4. Пополнить словарь детей словами: двигается, надутый, спущенный, легкий, невидимый, передает запах.
«Вода-водичка» : игровая образовательная ситуация «В гости капелька пришла».
1. Познакомить детей со свойствами воды.
2. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
3. Развивать активный словарь.
4. Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
«Песочная страна чудес» : игровая образовательная ситуация
«Песчинка с нами поиграй»
1. Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
2. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони).
3. Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
4. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.
«Волшебные камушки» : игровая образовательная ситуация «Красивые камешки»
1. Дать детям представления о свойствах камней (тяжелый - легкий, большой - маленький, стучит громко-тихо, камни твердые, тонут)
2. Продолжать развивать мелкую моторику, произвольное внимание, наблюдательность, такие качества, как активность, коммуникативность, любознательность, самостоятельность, инициативность, предпосылки творчества.
3. Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе.
Мероприятия с родителями
Консультация для родителей «Развивающие игры с песком и водой»
Рекомендации «Игры с камешками на улице и дома»
3 этап – заключительный
Подведение итогов
Презентация для педагогов
Результат проекта : в результате у детей появился интерес к играм экспериментирования. У детей сформировались элементарные представления о свойствах воды, свойствах песка. Дети владеют элементарными навыками продуктивной деятельности, действиями с предметами. Дети хорошо ориентируются в отношении величины, формы, цвета, предметов.
Конспект игровой ситуации с элементами экспериментирования
«Шарик для Винни - пуха»
Цель: знакомство со свойствами воздуха.
Задачи:
1. Формировать знания детей о том, что внутри человека есть воздух, что он прозрачный
2. Развивать поисково-исследовательскую деятельность, интерес к экспериментированию посредством опытов.
Материал к деятельности: медвежонок, шарик, карандаш, веревка, иллюстрации с изображением движения воздуха по легким.
Ход мероприятия:
Мотивационная часть.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Винни - пух и принес с собой шарик. Он хочет со своими друзьями на нем полетать. Но он не знает, как шарик приготовить к полёту. А вы ребята знаете?
Ответ детей.
Воспитатель: правильно ребята, шарик нужно надуть.
А чем надувают шарик?
Ответ детей.
Воспитатель: ребята, а откуда берется воздух для шарика?
Ответ детей.
Воспитатель: правильно ребята у нас внутри есть воздух. Если я буду надувать шарик, то мой воздух попадет в него.
Все мы с вами дышим воздухом: вдыхаем и выдыхаем его. Давайте поиграем с воздухом.
Игра «Мы дышим»
(Предложить детям положить ладошку на грудь, вздохнуть и почувствовать, как грудная клетка поднимается, выдохнуть и почувствовать, как она опускается при выдохе - это входит и выходит воздух, которым мы дышим).
Воспитатель: ребята, как вы думаете, мы можем обходиться без воздуха?
Ответ детей.
Воспитатель: давайте проверим: зажмите ладошкой рот и нос. Я посчитаю, сколько времени мы обойдемся без воздуха. Вам тяжело было не дышать? заметили?
Ответ детей.
Воспитатель: человек не может жить без воздуха. При вдохе воздух входит в легкие. Там он через стенки трубочек – сосудов, по которым течет кровь, отдает ей важные для жизни человека вещества, забирает вредные, ненужные, и выдохом выталкивается наружу.
А сейчас давайте надуем шарик для Винни - пуха и его друзей. (надувает шарик). Ребята, расскажем Винни, что может случиться с его шаром, если он на веточку налетит.
Игра малой подвижности «Раздувайся, мой шар»
(дети берутся за руки и образуют маленький круг. Маленькими шагами отходят назад, произнося слова:
Раздувайся, мой шар,
Раздувайся большой, Оставайся такой
Да не лопайся!
Он летел, летел, летел
Веточку мой шар задел и лопнул.
Дети двигаются в центр круга, произнося звук «Ш-Ш-Ш»
Воспитатель: Ребята обратите внимание: пока мы с вами двигались, играли, шарик слетел с того места, на которое я его положила? Почему?
Ответ детей.
Воспитатель: оказывается, ребята наше с вами движение привело в движение воздух, находящийся вокруг нас, и он сдвинул шарик. А это значит - воздух может двигаться. Спасибо Винни - пух тебе и твоему шарику. Ты помог нам узнать о воздухе.
Итог: что мы узнали сегодня о воздухе?
Ответ детей.
Воспитатель: правильно, мы узнали, что мы не можем без него жить, что он нужен для того, чтобы надуть шарик, а еще, что воздух может двигаться.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
Ребенок на вдохе разводит руки в стороны – надувает шарик.
На выдохе – медленно сводит руки и произносит: «Ш – Ш – Ш» - шарик сдувается.
Конспект игровой ситуации во второй младшей группе на тему:
«Знакомство с капелькой»
Цель: знакомство со свойствами воды.
Задачи:
1. Познакомить детей с приемами элементарного экспериментирования.
2. Развивать представления о свойствах воды.
3. Учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий.
Материалы и оборудование: емкость с водой, предметы для игры «Тонет – не тонет»; миски с солью, сахаром, песком; 3 ложки, стаканчики с водой, резиновые игрушки, картонные фигурки в форме капли, трубочки
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Чудеса творит водица,
Не устали мы дивиться –
Кораблям доплыть поможет,
Рыбку спать она уложит.
И желанна каждый час.
Вода – волшебница у нас.
- Ребята, про что это стихотворение? (дети отвечают)
- Почему вода – волшебница? (дети отвечают)
Хотите еще узнать о воде? Представьте, что мы с вами в волшебной комнате, в которой будут происходить разные чудеса с водой.
Первое чудо – лед в воде.
На столе стоит емкость с водой и емкость со льдом водой.
Воспитатель и дети бросают лед в воду.
- Что случилось со льдом? (дети отвечают)
Правильно, ребята лед растаял в воде.
Ребята, а вы хотите стать волшебниками?
Дети переходят к следующему столу, на нем емкость с водой, металлические и деревянные предметы.
Посмотрите, на столе лежат предметы (обращает внимание на деревянные предметы).
- Из чего они сделаны? (из дерева, какие они - деревянные)
- Как вы думаете, они плавают, или тонут в воде? (дети отвечают)
Хотите проверить второе чудо? Уважаемые волшебники возьмите по предмету и опустите в воду.
- Что с ними произошло? (они плавают, не тонут).
- Почему? (они деревянные, легкие, не тонут).
На столе лежат предметы.
- Из чего они сделаны? Какие они? (металлические)
- Как вы думаете, они утонут в воде или будут плавать? (дети отвечают)
Давайте проверим третье чудо. Берите предметы и опускайте в воду.
- Что с ними произошло? (они утонули)
- Почему? (предметы тяжелые, металлические, поэтому утонули.)
Дети переходят к следующему столу, на нем три небольшие прозрачные емкости с водой, миски с сахаром, солью, песком.
- Уважаемые волшебники, как вы думаете, что находится в мисках? (дети рассматривают) - сахар, соль, песок.
- Что с ними произойдет, если их бросить в воду? (дети отвечают)
- Хотите проверить, какие чудеса произойдут с ними?
Найдите себе товарища, договоритесь, кто из вас будет проверять соль, кто проверять сахар, а кто песок.
В одну емкость с водой положите сахар, размешайте.
- Что произошло с сахаром? Он исчез из воды? (дети отвечают)
- Попробуйте воду. Какая она на вкус? (сладкая)
Вода растворила сахар, он стал невидимым, но остался в воде.
Проверьте соль.
- Расскажите, что произошло? (вода растворила соль, она стала невидимой, но осталась в воде)
Проверьте песок.
- Что с ним произошло? (дети отвечают)
- Он исчез из воды? (нет)
- Почему? (песок – мелкие камешки, которые вода растворить не может)
Расскажите, что нового вы узнали о волшебнице – воде? (лед тает в воде. В воде деревянные предметы плавают, не тонут. Металлические предметы тонут в воде. Вода растворяет сахар и соль, но не растворяет песок).
Запомните то, что узнали о волшебнице – воде, а она вам дарит частичку себя – капельки. Спасибо, ребята.
ООД для детей по ознакомлению со свойствами песка «Песчинка с нами поиграй»
Программное содержание: учить детей экспериментальным путём подтверждать свои знания, закреплять знания детей о свойствах песка и способах изменения его состояния в зависимости от поставленной задачи. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, побуждать детей к проявлению сострадания, воспитывать аккуратность.
Предварительная работа: игры с песком, водой, камешками; рассматривание песка через лупу; игры «Чудесный мешочек» (с камешками, «Что в этой баночке?» (определение по звуку содержимого жестяной баночки, «Построй такой же узор»; рисование на песке палочками; выкладывание на песке изображения с помощью камушков и палочек и так далее.
Демонстрационный материал: песок сухой и мокрый, совочки для игр с песком, лупа, образец узора из природного материала, выложенный в коробке прямоугольной формы с песком, набор предметов для выкладывания узора (шишка, веточка ёлки, каштан, ракушка).
Словарная работа: песчинка, воронка, лупа, сыплется, склеивается.
Ход занятия:
(дети входят в группу, там их встречают гости, Песчинка сидит в стороне, где её не видно)
Воспитатель: (обращаясь к Песчинке, что с Вами случилось, почему вы плачете?
Песчинка: Я маленькая Песчинка, живу в песочнице вместе со своими братишками и сестрёнками такими же песчинками, как и я. Сегодня я вышла погулять, меня подхватил ветерок и принёс сюда, а потом он мне сказал, что я скучная, серая и маленькая и со мной не интересно играть! (снова плачет)
Воспитатель: Ну что Вы, это неправда! Мы знаем, как с Вами можно поиграть, и это очень весело! Ребята давайте поможем песчинке, у нас в группе есть немного песка, в нем наверняка есть твои братишки и сестрёнки.
Песчинка: Но их не видно просто так!
Воспитатель: Ребята, с помощью чего можно разглядеть песчинки? (с помощью лупы) (рассматривают песок через лупу, предварительно насыпав его на поднос)
Воспитатель: Теперь давайте поиграем с песком. Ребята как можно играть с песком? (Из него можно лепить пирожки). Давайте попробуем слепить пирожки, (начинают лепить и не получается) Ребята почему у нас не получаются пирожки? (потому что песок сухой) Что нужно сделать, чтобы налепить из песка пирожков? (нужно намочить песок) (наливают воды в песок). Ребята, когда песок намочен, песчинки как будто склеиваются, и тогда из песка можно лепить (лепят).
Воспитатель: Песчинка, мы любим играть и с другими природными материалами с шишками, веточками, каштанами, ракушками. Вот посмотри здесь выложен узор на бумаге из этих предметов, сейчас мы выложим такой же узор. (выкладывают)
Игра «Собери узор»
Песчинка: Ребята, а вы хотите послушать как мы, песчинки, разговариваем с друг другом? (Да) Нужно взять пустую бутылочку и насыпать туда песок. Только вот как это сделать я не знаю, а вы знаете? (Надо взять воронку) (воспитатель берёт воронку и бутылочку, сначала пытается насыпать мокрый песок, не получается)
Воспитатель: Ребята почему у меня не получается, песок не сыпется? (Потому что песок мокрый, надо взять сухой) (насыпают в бутылочку, каждый в свою, сухого песка, закрывают её и трясут)
Песчинка: На что похож разговор песчинок? (На шорох) Давайте поговорим на нашем языке – «ш-ш-ш»
Воспитатель: Песчинка, видишь, как много разных игр с песком знают наши дети, но это ещё не всё, на песке ещё можно рисовать, и песком тоже можно рисовать. Сейчас мы тебе в подарок нарисуем солнышко. Посмотри я сейчас нарисую клеем изображение солнышка, я засыплю песком круг, а ребята засыпят песком лучики у солнышка (дети вместе с воспитателем выполняют работу). Теперь стряхнём тот песок что не приклеился, посмотрите, что у нас получилось.
Песчинка: Какие вы молодцы, даже рисовать умеете песком. Ребята, я для вас приготовила сюрприз, вот в этой ёмкости с песком вы найдёте подарки. (дети ищут в песке игрушки от киндерсюрприза, каждому достается по одной)
Песчинка: Мне так было хорошо с вами, а теперь я пойду на улицу, там у вас есть песочница, в ней мня ждут мои братишки и сестрёнки такие же песчинки как я, а вы скорее выходите гулять, и мы вместе продолжим играть в разные игры с песком.
Песчинка уходит, дети вместе с воспитателем одеваются и выходят на прогулку.
Игровая ситуация
«Красивые камешки»
«Большой – маленький»
Цель игры. Вызвать у детей эстетический отклик на объекты природы, учить видеть их разнообразие и неповторимость. Учить действовать с предметами, сравнивать их по отдельным признакам (размер). Развивать сенсорные способности, речь, внимание и интерес к играм с камешками. Организация игры. Дети сидят вокруг стола (4-5 человек). По столу свободно рассыпаны камешки.
Содержание игры. Дети двумя пальчиками правой руки «ходят» по столу и приговаривают: «Мы по бережку пойдем, большой камешек найдем». Малыши с педагогом берут камешки, рассматривают. «Можно приложить один камешек к другому», - советует взрослый и показывает, как это делать – совместить краешки одного камешка и другого. «У Даши большой, у Максимки еще больше, этот – маленький…. Приложим Танин камешек к Максимкиному – ух, самый большой! Молодец!» Камешки снова возвращаются на стол; аналогично находится самый маленький. Игра может повторяться несколько раз. Рассматривание камешков сопровождается чтением стихов: Этот камешек ровный и гладкий, этот – с трещинкой узкой, косой, этот камешек как шоколадка, этот – с синей, густой полосой! А какой же из них самый – самый? Их в коробочке не сосчитать! Я на берег приду вместе с тетей (мамой) Новый камешек буду искать!
«Тяжелый – легкий»
Цель игры. Учить действовать с предметами, сравнивать по признакам (вес предмета).
Организация игры. Тот же вариант.
Содержание игры. «Мы по бережку пойдем – легкий камешек найдем!» Взрослый показывает, как взвешивать камешек на ладошке, приговаривает: «Тяжелый, и этот тяжелый, а где же легкий?» Привлекает внимание детей к большому куску пемзы. «Нет, он тяжелый!» - заявляет воспитатель. И удивляется, когда камешек ложится на ладошку: «Легкий!» Дети смеются и по очереди взвешивают «странный» камень.
Опыт «Тонет – не тонет»
Цель опыта. Учить действовать с предметами, определяем свойства камня, тонет в воде или нет.
Организация игры. Дети находятся в экспериментальной зоне, стол с водой. Содержание опыта. Педагог объясняет, что камешки умеют играть с водичкой (бросают их в воду). Камешки в воде тонут, не бьются, они твердые.
Дидактическая игра «Найди такой же»
Цель игры. Умение соотносить одинаковые предметы. Развитие произвольного внимания.
Ход игры. На столе раскладываются карточки с камешками и детям предлагается выбрать одинаковые. Игра повторяется несколько раз.
Консультация для родителей
«Развивающие игры с песком и водой»
Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям, и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Деткам нравится трогать песок, пересыпать его из одного ведерка в другое, лепить из песка разные фигурки; любят дети также плескаться в воде, кидать в емкость с водой разные предметы. Игры с песком и водой помогают развитию мелкой моторики, координации движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий». Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с основными цветами.
Для игр с песком существует огромное множество приспособлений, которые можно приобрести в магазине, а также сделать своими руками: это и ведерки, и совочки, и различной конфигурации формочки, и грабельки, и ситечки. Самим можно сделать предметы для игр с песком из пластиковых бутылок, пузырьков. Чтобы детям разнообразить игровую деятельность с водой, можно предложить им не только резиновые игрушки, но и сделать кораблики, лодочки, пароходики в технике оригами, дать им набор морских камешков и ракушек разной величины, ореховые скорлупки и много другое.
Чтобы такие игры не были бессюжетными, можно придумать большое количество сюжетов.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
«Песочные человечки»
Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие!
Смешные человечки
В песочнице живут
И без горячей печки
Куличики пекут.
Для того, чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. В дальнейшем, собираясь на прогулку, скажите, что вы пойдете в гости к песочным человечкам, что они нас очень ждут и хотят с нами поиграть.
«Игрушки-потеряшки»
Возьмите небольшие пластмассовые игрушки, лопатку, формочку и др., прикопайте их в песочнице, но так, чтобы дети этого не видели (можно это сделать перед приемом детей или перед выходом на прогулку). Предложите ребятам отыскать игрушки в песке.
Где ж у нас игрушки:
Куклы да зверюшки?
Зайка с мишкой на полу
Кукла новая в углу,
Яркий мячик под столом,
А матрешки под окном!
Мы еще не наигрались,
А игрушки разбежались!
Наши игрушки, наверное, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давайте найдем их в песке.
В индивидуальном порядке можно предложить найти в песке определенную игрушку (куклу, машинку или зайчика) наощупь: сначала рукой обследовать игрушку в песке, а затем ее оттуда извлечь. Если ребенок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует еще раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребенка просто найти все игрушки в песке. В процессе ознакомления с геометрическими фигурами можно предложить найти в песке шарик, колечко, кубик и т. д.
ИГРЫ С ВОДОЙ
«Попади в колечко»
Рыбки в море-океане
Весело резвятся.
Наша детка будет в ванне
Вечером купаться.
Мы возьмем с собой игрушки,
Чтоб не скучно было.
Рыбки, уточки, лягушки
Вымоются с мылом.
Берем кольцо диаметром примерно 30 см, которое будет держаться на воде (его можно сделать из пенопласта или плотного картона). Также понадобится мячик для пинг-понга или любой маленький резиновый мячик. Предложите ребенку, подталкивая мячик рукой, загнать его в колечко. Можно провести эту игру в форме соревнования – «Кто больше мячиков закатит в колечко», «Чей мячик быстрее», «Попади в цель». Предлагаю также разнообразить игру с колечком и мячиком следующим упражнением: поднимаем мячик высоко и бросаем его в колечко – у кого попадет!
«Брызгалки»
Очень весело играть с водяными пистолетами и брызгалками! На дерево или на стену прикрепляем изображение слона, дельфина и предлагаем детям с помощью брызгалки попасть в «мишень», искупать слоника. В очень жаркий денек играем в брызгалку друг с другом.
Консультация для родителей «Игры с камешками на улице и дома»
Игры на прогулке:
1) Определим цвета и формы: обратите внимание малыша на то, что камешки бывают разные. Поищите камни необычной формы, пофантазируйте, на что похож камешек.
2) Определим размеры:
* Поищите на улице огромные камни, на которые можно встать или даже присесть.
* Просейте через сито песочек и обратите внимание малыша на совсем малюсенькие камешки.
* Разложите несколько разных камешков и предложите малышу найти самый большой и самый маленький. В зависимости от возраста ребеночка придумайте свои задания на сравнения (например, в 2 года малыш должен находить самый большой и самый маленький из 4 предметов, можно познакомить с понятием «средний»).
3) Определим характер поверхности: найдите 2 камня: один гладкий, другой шершавый, дайте малышу погладить ручкой, обратите внимания на ощущения.
4) Рассмотрим камни через лупу: чтобы еще лучше увидеть поверхность камней, можно воспользоваться лупой, вы увидите крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.
Игры с камешками дома:
Не ругайте малышей, если они тащат камешки домой, ведь и дома можно замечательно поиграть, заняться творчеством и сделать свои игры из собранных "сокровищ" :
1) Раскрасьте камешки гуашью или акриловыми красками.
2) Сделайте наборы букв и цифр.
3) Из цветных камешков можно сделать мозаику или каменные пазлы.
4) Сделайте украшения для интерьера.
5) а во дворе можно выстроить целый каменный городок!
Литература
1. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995 г.
2. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
3. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
4. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
5. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
6. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
7. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997 .
8. Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О. М, Филиппенко А. А. - Волгоград: Учитель,2011 г.