ольга Анатольевна пименова
Проект «Куклы из бабушкиного сундучка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
«Кто в куклы не играл, тот и детства не видал»
(народная мудрость)
Тема: «Куклы из бабушкиного сундучка»
Участники проекта : дети группы подготовительной группы «Сказка», воспитатели, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „Куклы из бабушкиного сундучка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Из поколения в поколение в семье дети играют куклами. Рукотворная кукла из лыка, лоскута, ниток, бересты - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Кукла помогала и оберегала, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую куклу вкладывали определенный смысл. Вот почему часто игрушка могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям. Поэтому в настоящее время тема работы является актуальной
Мы живё м в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Но природа детства остаётся прежней, как и 50-100 лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Большой современный поток информации, затеняет интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Современных детей окружает изобилие игрушек, которые не несут художественного смысла и выражения. И отношение к ним у ребё нка: поиграл, бросил и забыл. Не многие родители интересуются своей историей, не знают своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.
Цель: Приобщение детей к истории русской культуры народной традиционной куклы.
Задачи для детей:
Воспитывать у детей интерес к русской культуре;
Знакомить детей с особенностями народного быта, изготовлением традиционной куклы;
Активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память;
Формировать представление детей о взаимозависимости человека и природы, знакомить с отражением природных явлений в фольклоре;
Проблема: Как появилась кукла?
Вид проекта : Информационно-творческий.
Состав участников: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Срок реализации: среднесрочный 2 месяца (апрель-май)
Планируемый результат: изготовление куклы из ниток, создание мини-музея народной куклы.
Адресат: дети подготовительной группы «Сказка»
Ресурсы: информационный (энциклопедии, сказки, былины, потешки, человеческий (приглашение родителей в мастерскую по изготовлению куклы из ниток и мерного лоскута, мастер класс «Кукла оберег» с воспитателем Пименовой О. А, технический (презентации и мультфильмы, мультимедиа).
Этапы работы.
I этап Постановка проблемы (мотивация)
Содержание деятельности
Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагога
Дети ставят проблему совместно с воспитателем - «Как появилась кукла?». Предполагают, каким образом будут получать знания. Расскажут родители, прочитать в книжке.
Знакомятся с темой проекта, целью, поставленной детьми,
Предлагают помощь в пополнении информации по теме, приобретении материалов для создания куклы, помощь в организации развлечения. Оповещение родителей о начале детско – родительского проекта,
Беседы с родителями о проекте.
Сбор информации по теме: подбор бесед, иллюстраций, сказок, кукол из домашних коллекций.
Предложили выучить стихи с детьми на тему народных кукол.
Предложить принести кукол для мини - музея
Планирование Ежедневно – утренняя гимнастика «Куклы дружно встали на зарядку»
I I этап Проектирование
Беседы: «Откуда пришла кукла»; «Знакомство с русской народной куклой»; «Виды тряпичных кукол: обереговые, обрядовые, игровые».
Презентация: «В горнице»
Рассматривание тематических альбомов: «Народные промыслы», «Русская народная кукла»,
создание мини – музея «Народные куклы»,
ЧХЛ «Матушкина куколка», «Василиса Премудрая» и стихотворений про кукол (Е. Благинина «Малышок-голышок», Г. Заславская «Кукла» ,
М. А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Какие бывают виды тканей»; «Из чего легче сделать куклу».
Д/ игры: «Одень куклу в национальный костюм»; «Народные промыслы».
Сюжетно – ролевые игры: «Дом»; «В гостях у бабушки».
Рассматривание альбомов «Куклы в народных играх и обрядах».
Чтение русской сказки «Василиса прекрасная», заучивание Е. Благинина «Малышок-голышок»,
Участие в создании мини-музея «Народные куклы».
Приобретение материала для изготовления кукол (мочало и мерный лоскут)
Разработка дидактических игр по теме «Одень куклу», «Подбери наряд», «Составь орнамент»
«Что лишнее?»
Ежедневно – утренняя гимнастика «Куклы дружно встали на зарядку»
Восприятие художественной литературы «Матушкина куколка», «Василиса Премудрая» и стихотворений про кукол (Е. Благинина «Малышок-голышок», Г. Заславская «Кукла» ,
М. А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков.
Подвижные игры «Ручеек»; «Карусель»;
«Гори, гори, ясно».
Беседа «Как русская кукла оберегала здоровье»
I I I этап Подготовка продукта
Рисование одежды для кукол, вырезание и разукрашивание цветными карандашами, фломастерами, малками.
Наматывание ниток на картон, для изготовления кисточки для украшения куклы. Сбор народных кукол для мини-музея. Раскрашивание картинок кукол различными способами: карандаши, мелки, фломастеры, краски) совместно.
Изготовление куклы «Петрушки» Мастер класс по изготовлению куклы из мочала.
Мастер класс по изготовлению куклы оберега из ниток и мерного лоскута Мастер класс по изготовлению куклы оберега из ниток и мерного лоскута Мастер класс по изготовлению куклы оберега из ниток и мерного лоскута
IV этап Представление продукта (результата проектной деятельности)
Кукла из мочала и мерного лоскута. Представление мини-музея «Народные куклы» Выставка и фотосесия с куклой из мочала
V этап
Оценка и анализ проектной деятельности
Узнали, от куда, появилась кукла, изготовили своими руками куклу из мочала и мерного лоскута. Пополнили коллекцию кукол в мини музей «Народная кукла», приняли участие в мастер классе по изготовлению куклы оберега, сделали куклу Петрушка. (Пименова О. А) Формирование представлений о происхождении русской народной куклы.
Вывод: Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут в игре. Дети открыли мир «тряпичной» куклы, проявили интерес, изготовлению кукол своими руками. Познакомились с игрушками, традициями использования кукол в различных видах деятельности. Приобрели элементарные знания об истории и культуре своих предков.