Anna Vladimirova
Мастер-класс «Кукла из бабушкиного сундучка»
▼ Скачать +Заказ
Участники мастер-класса: воспитатели детского сада.
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников и их родителей при изготовлении народной куклы.
Задачи:
- знакомить с основными техническими приемами изготовления традиционной народной куклы «Кувадки»
- активизировать использование народных лоскутных кукол в совместном творчестве взрослых и детей;
Публикация «Мастер-класс „Кукла из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2018
- вызывать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности;
- создавать эмоционально положительную атмосферу, вызывать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Планируемые результаты:
- изготовление куклы «Кувадки» из лоскутов;
- повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности детей и их родителей по созданию изделия;
- проявление интереса педагогов к изготовлению традиционной народной куклы.
Оборудование:
проектор, экран, компьютер, музыкальная подборка р. н. мелодий, презентация «Куклы наших бабушек», сундук с куклами-оберегами,, лоскуты ткани, вата, нитки, ленточки, красные, синие, желтые ленточки.
Ход мастер-класса.
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» – гласит народная поговорка.
Педагог. Здравствуйте, гости дорогие, доброго вам дня! Проходите, присаживайтесь поудобнее! Сегодня мы собрались, как раньше в давние времена собирались на посиделки наши бабушки и прабабушки – рукодельничали, разговоры вели, да делились друг с другом секретами своего мастерства.
Давайте сядем все рядком, да поговорим ладком. А о чем будет наша беседа – угадайте.
В сундук я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (кукла)
(достаю тряпичных кукол сделанных своими руками)
«Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.
Куколка тряпичная, очень симпатичная!»
И сегодня, я хочу поделиться с вами секретами изготовления народной куклы. Но для начала предлагаю вам высказать свое мнение: какую роль кукла играет в воспитании ребёнка?Во что играют современные дети?
(Педагоги высказывают свои мнения)
Педагог. Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки.
Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности.
Детей чаще привлекают игры агрессивного характера.
Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, мультиков, забывая о реальном мире. Я считаю,что это сейчас самая актуальная проблема нашего времени.
В наш век куклы потеряли такие качества,как доброта,нежность,хозяйственность.
А ведь кукла для ребенка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. В играх с куклой дети учатся общаться, фантазировать, творить.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наша сегодняшняя задача узнать, какой же была народная игрушка, как играли с куклой и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Для изготовления кукол использовались разные материалы:
глина, солома, ветки деревьев, шишки, веревки, нитки, ткань.
В старину существовали народные куклы трех видов: -игровые, -обрядовые, -обережные.
Первой куклой в жизни ребёнка, участница таинства его рождения – «Кувадка». Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит кукла “Кувадка’’, то она отгоняет злую силу. Считалось, что во время рождения ребёнка отец должен взять в руки такую куколку и ходить вокруг дома, чтобы отвлечь злых духов от матери с ребёнком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного.
Итак, тема тряпичной народной куклы в современном мире востребована и актуальна!
И задача педагогов, донести её до родителей, привлекая их к совместным творческим мероприятиям в группе. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. Вы научите родителей, а они обязательно научат своих детей.
Правильно и интересно организованное сотрудничество с семьями воспитанников, обязательно будет побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.
А подвести итог нашего мастер-класса мне хотелось бы притчей.
Притча «О мудреце и хитреце».
Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.
- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?
- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.
- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.
Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:
- Всё в твоих руках.
Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились. Эти куклы останутся у вас и пусть хранят и оберегают вас. Спасибо вам за внимание и доброжелательное отношение.
ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.