Светлана Мыслева
Проект «Космическое путешествие на Марс»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Космическое путешествие на Марс»
Подготовила: воспитатель МБДОУ №3 «Звездочка» г. Ногинск Мыслева Светлана Андреевна
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: недолгосрочный (1 неделя)
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников, специалисты
По доминирующему методу: информационно-практико-ориентированный.
По содержанию: открытый, детско-взрослый, внутри группы; фронтальный, краткосрочный.
Время проекта: 10.04.2017г. – 17.04.2017г.
Актуальность проекта:
Темочки:
«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
К. Циолковский
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
При реализации проекта «Космическое путешествие на Марс» были использованы следующие подходы:
- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
- реализуя игровой проект, участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;
- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т. д.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Практический этап:
Решение поставленных задач с детьми:
Нод: аппликация и нетрадиционное рисование в технике мелки + акварель «Звезды и кометы».
Задачи: Учить детей вырезать пятилучевые звезды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы (более острые или более тупые). Вызвать интерес к созданию образа кометы, состоящей из «головы» - звезды, вырезанной по схеме, и «хвоста», составленного из полос рваной, мятой и скрученной бумаги.
Нод: рисование в технике пальчиковое рисование косметическими тенями «Дорога к звёздам».
Задачи: Познакомить с нетрадиционным материалом и способом изображения – косметическими тенями и пальчиковым рисованием, развивать пространственную ориентацию, развивать творческие способности, фантазию, образное мышление.
Нод: развитие речи «Профессия - космонавт».
Задачи: Дать детям представление о космосе и космонавтах, учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь детей, воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей.
Чтение документального рассказа «Первый в космосе» В. Бороздин. Чтение энциклопедической информации, посвящённой полётам в космос, космической технике, космическим телам (Занимательный атлас: наука и открытия, изобретения;
Энциклопедия дошкольника)
Беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!».
Беседа – общение «Герои космоса!».
Организация выставки рисунков детей: «Разноцветный мир космоса!»
Решение поставленных задач с родителями:
Организация выставки совместных с детьми рисунков «Наш космос»
План мероприятий
Образовательная область Мероприятие Задачи
Физическая культура Подвижные игры, тематическое физкультурное занятие «Тренировка будущих космонавтов» Развлечение «Дорога в космос». Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Здоровье Беседа
«Кого принимают в космонавты?» Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
Безопасность Занятие «Поможем жителям грустной планеты»
Беседа «Что случится с нашей планетой, если…» Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы.
Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.
Социализация Сюжетно-ролевые игры,
коммуникативные игры
интеллектуальная игра «Путешествие к далеким планетам» Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий
Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.
Труд Конструирование «Космические корабли» Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами «Конструкторов».
Познание Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”.
Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние;
эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь»
Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии.
Познакомить детей с понятием “планета”. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях.
Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли.
Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом
Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках
Развитие речи
Занятие «Встреча с Марсиком»,
заучивание стихов о космосе,
отгадывание загадок,
сочинение рассказов на тему «Космические истории» Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.
Осуществлять словарную работу, Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать умение связно, последовательно составлять рассказы по мнемотаблицам. Развивать память, мышление, воображение.
Чтение художественной литературы А. Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Художественное творчество Рисование «Инопланетяне, какие они?», «Космонавты», «Тренировка космонавтов», «Северное сияние», «Космическое путешествие на Марс»
Аппликация «Звездное небо», «Ракета»
Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка.
Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках
Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.
Закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Музыка Праздник «Незнайка летит в космос» слушание музыкальных произведений,
разучивание танца «Инопланетяне» танца «Звезды» Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку и движение
Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке
Развивать пластику и выразительность движений
Работа с родителями Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Конкурс семейных рисунков «Наш космос»
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Совместная деятельность взрослого и ребенка в режимных моментах:
1. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
2. Рассматривание иллюстраций «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
3. Разговор «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
4. Наблюдение «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о строении и назначении солнца.
5. Д/И «Летает, плавает, ездит», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Космос».
6. Подвижные игры «Догони мою планету», «Летим на луну», «Невесомость», «Космические салки».
7. Утренняя гимнастика – «космическая зарядка».
8. Чтение художественной литературы:
Загадки о космосе, энциклопедическая информация.
Заучивание стихотворения А. Хайт «По порядку все планеты…», Р. Алдонина «Комета».
9. Сюжетно-ролевые игры:
«Полет в космос»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Достигнутые результаты:
Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе. Обыгрывание в детском саду сюжетно–ролевой игры «Полёт в космос». Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
-подборка художественной литературы;
-иллюстративный материал;
-фотоматериалы;
-компьютерные презентации о космосе;
-ноутбук.
Заключительный этап: подготовка и проведение досуга «Космическое путешествие на Марс».
Непосредственно-образовательная деятельность по художественному творчеству.
Рисование.
Тема: «Космическое путешествие на Марс».Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, художественное творчество, физическая культура.
Цель: Расширять и углублять знания детей о космосе. Продолжать знакомить детей с Российским праздником – Днем Космонавтики и героями космоса. Учить детей гордиться тем, что первый космонавт был российским человеком. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина как доброта, настойчивость, бесстрашие, которые помогли ему стать знаменитым человеком. Воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умения работать в команде, согласовывать свои действия. Активизировать в речи прилагательные в превосходной степени.
Воспитывать уважение к профессии космонавта и гордость за свою страну и за людей, прославивших Россию: К. Э. Циолковский, С. П. Королев, Ю. А. Гагарин.
Учить детей придумывать композицию и содержание рисунка, передавать в рисунке характерные особенности предметов (космических кораблей, инопланетян, звезд, метеоритов, комет и т. д.); располагать изображение по плоскости всего листа. Определение теплых и холодных оттенков цветов. Развивать коммуникативные навыки при общении с взрослыми и детьми; связную речь. Побуждать детей к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками.
Ход занятия.
12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. Почему именно в этот день отмечается в Росси такой праздник? дело в том, что именно 12 апреля 1961 года космонавт Юрий Гагарин совершил первый в мире космический полет.
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первый на планете
Подняться к звездам смог
Поет об этом песни
Весенняя капель
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Люди смотрели на небо и мечтали летать. Сначала люди поднимались в небо на воздушных шарах, на дирижаблях. Затем на самолетах и вертолетах. А потом люди стали думать о космосе, но для того, чтобы осуществилась мечта человека, надо было изобрести летательные аппараты, которые могли бы выйти в космос. Ученый Циолковский был первым, кто заговорил о полетах в космос. Он придумал космический корабль, но люди смеялись над ним и говорили, что летать в космос невозможно. А конструктор Сергей Королев взял и построил такой корабль. Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда был запущен первый советский искусственный спутник Земли. Первыми в космос и обратно слетали две собаки – Белка и Стрелка. Но они не могли рассказать о своем полете, и было решено что в космос должен полететь человек. Это был космонавт Юрий Гагарин. Современные спутники широко используются в народном хозяйстве. Они позволяют уточнить прогноз погоды, помогают морским штурманам определить местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую радио и телевизионную связь.
Вопросы детям:
1. А вы знаете, на каком космическом корабле Гагарин облетел вокруг Земли?
2. Сколько витков было совершено вокруг Земли?
3. А какой позывной был у Юрия Гагарина?
4. А как называется оптический прибор для исследования и изучения космических тел?
Для астронавтов, которые изучают космос телескопы просто необходимы. Мощный телескоп позволяет разглядеть детали планет.
Когда наступает вечер, небо темнеет и на нем появляются самые яркие звезды.
Что такое звезды?
Если спросят вас
Отвечайте смело
Раскаленный газ
И еще добавьте
Что притом всегда
Ядерный реактор
Каждая звезда.
Еще в древние времена люди глядели на небо и представляли себе, что из точек-звезд получаются рисунки. Эти звездные рисунки называются созвездиями.
Дети смотрят на небо в телескопы и видят Большую Медведицу.
Большая Медведица
В небе ночном
Зачем ты большим
Превратилась ковшом
Наверное на ночь
Она из ковша
Поит молоком
Своего малыша
За сливками к млечному
Ходит пути
Ведь малой медведице
Надо расти.
А какие созвездия вы еще знаете (Лев, Орел, Дева, Кит, Лебедь, Стрелец).
Солнечная система включает несколько планет. Центр солнечной системы – Солнце. Все планеты вращаются против часовой стрелки. Дети берут планеты и встают вокруг солнца.
По порядку все планеты
Назовет любой из вас
1- Меркурий
2 - Венера
3 – Земли
4- Марс
5- Юпитер
6 – Сатурн
7 – Уран
8 – Нептун
9 – Плутон
Сегодня мы с вами полетим на планету Марс.
Марс таинственная планета
Она по размерам чуть больше Луны
Из-за кровавого-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Перед тем, как отправится в космос, космонавты много тренируются. Сейчас мы тоже проведем разминку.
А сейчас мы с вами дети
Улетаем на ракете
На носки поднимись
А потом руки вниз
Раз, два, три потянись
Вот летит ракета ввысь
Нас уже ракета ждет
Отправляемся сегодня
Мы в космический полет.
Сели в ракету. Приготовиться к старту. Пристегнуть ремни. Начинаем обратный отчет (5; 4;3;2;1; «Пуск»)
На огромных скоростях
Вдаль летит ракета
Скоро будем мы в гостях
На других планетах.
Как проходит полет? Земля, полет проходит нормально.
Как самочувствие? Самочувствие отличное.
Наша ракета подлетает к планете Марс. Экипаж находится в состоянии невесомости.
Дети садятся за столы. Рисуют. Пока сохнут рисунки, загадываю загадки.
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный ….
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя ….
Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная ….
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая ….
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски «астронавт»,
А по-русски ….
Космонавт сидит в ракете,
Изучая все на свете –
На орбите как назло
Появилось….
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый ….
Гуманойд с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость ….
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает,
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам – тепло, хвосты ….
Все комета облетела,
Все на небе осмотрела.
Видит в космосе нора –
Это черная ….
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный ….
Звездолет – стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Очень здоровенная
Это вся вселенная!
Сегодня мы с вами побывали на планете Марс, но пришло время возвращаться на землю. Но перед тем как лететь обратно, мы нашим марсианам подарим танец (Музыкальная разминка).
Садимся в ракету. Прилетели.
Когда последний закруглен виток
Так хорошо сойти на землю снова
И окунутся после всех тревог
В живую красоту всего земного
Галактика в свеченье звездных трасс
Нам на нее глядеть не наглядеться
Но поднимаясь в небо каждый раз
Своей земле мы оставляем небо.
Есть одна планета сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелетных
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно
Береги свою планету
Ведь другой похожей нету.
Полет закончен. Все мы любим нашу планету. Гордимся нашей страной, гордимся людьми, которые прославили Россию, отдав всю свою жизнь изучению космоса.
Анализ занятия.
1. На какую планету мы совершили космический полет?
2. Что Вам больше всего понравилось в нашем занятии?
3. На какую планету Вы хотели бы полететь?
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
2. Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 1999.
3. Калашников В. О звездах и планетах.
4. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
5. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
6. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
7. Почемучка. Под ред. А. Алексина. - Москва, 1992.
8. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007