МААМ-картинки

Проект коррекционно-развивающей программы «Сотворим чудо» для ребенка 3–4 лет с синдромом Дауна

Aлена Пушкарева
Проект коррекционно-развивающей программы «Сотворим чудо» для ребенка 3–4 лет с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы

Проект коррекционно — развивающей программы «Сотворим чудо»

для ребенка 3-4 лет с синдромом Дауна

Пояснительная записка

Публикация «Проект коррекционно-развивающей программы „Сотворим чудо“ для ребенка 3–4 лет с синдромом Дауна» размещена в разделах

Проект коррекционно-развивающей программы «Сотворим чудо» составлен на базе программы Центра Даун синдром университета Маккуэри, программы «Маленькие ступеньки» и методического пособия «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна», - авторы специальные педагоги – Жиянова П. М., Гимадеева М. Ф., сотрудники Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд АП».

Проанализировав результаты обследования всеми специалистами было сделано заключение: ребенок с синдромом Дауна с легкой степенью умственной отсталости, принимается в детский сад общего типа до семилетнего возраста (желание матери). Поскольку детей с синдромом Дауна в детском саду никогда не было, появилась необходимость создать индивидуальный проект для работы с данным ребенком, с учетом того, что возможности коррекционного обучения и восприятия у детей с легкой степенью умственной отсталости у всех разные.

На начальный период, взяв за основу результаты обследования ребенка специалистами, и проведя первичное тестирование по двух бальной системе, стало ясно, как и над чем надо работать с ребенком. Проект программы «Сотворим чудо» составлен с учетом специфических особенностей моторно - двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно. Данный проект дает надежду вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и определяет процесс интеграции его в общество здоровых детей. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна предполагает активное взаимодействие всех выше перечисленных специалистов. Синдром Дауна - самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью, которая получила название «монголизм». Такое определение впервые дал в 1866 году Джон Лэнгдон. Синдром Дауна встречается во всех странах мира довольно часто, особенно замечено в бедных слоях населения. Исходя из общего населения земли, которое составляет семь миллиардов человек, синдром Дауна встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола. Учитывая общее население нашей страны России, а оно составляет 143347059 человек, можно вычислить количество детей с синдромом Дауна, исходя из того, что ежемесячно рождаются 25000 тысяч детей с синдромом Дауна. Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась, так как дети с синдромом Дауна, а в нашем случае, с легкой степенью умственной отсталости, могут находиться не только в детских садах общего типа, но и учиться в общеобразовательных школах с слегка откорректированными программами, особенно по физике и химии. Это говорит о том. что данная категория детей обучаема. В целях изменить сложившееся годами мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, Российская Федерация и правительственные органы приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в выживании, лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чем раньше родители таких детей и не мечтали. Конечная цель проекта «Сотворим чудо» заключается в нейтрализации действий первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка, на интеграцию его в детские сады общего типа и в общеобразовательные школы, на социализацию и адаптацию таких детей в общество здоровых людей.

Организация коррекционно- развивающей работы

Ребенок 3-х лет с синдромом Дауна посещает 2-ю младшую группу в детском саду общего типа вместе с мамой. Посещает все запланированные занятия специалистов:

1. Индивидуальные занятия учителя - логопеда—2 занятия. Продолжительностью 10-15 мин. (вместе с мамой). 2. Индивидуальные занятия педагога – психолога - 1 занятие продолжительностью 10-15 мин. (мама- ребенок) .

3. Индивидуальное занятие инструктора по физвоспитанию, 10-15 мин. (согласно сетке занятий). 4. Индивидуальное занятие с инструктором по плаванию в бассейне- 10 мин.

5. Присутствие на музыкальных занятиях (с мамой) со всеми детьми вместе,

выполняя по возможности доступное.

Работа, по активизации компенсаторных возможностей у ребенка с синдромом Дауна, опирается на сильные стороны его развития:

-относительная сохранность эмоций;

-сохранность зрительно-двигательного восприятия;

-сохранность тактильной чувствительности.

Двигательно-зрительные ощущения дают самый высокий уровень запоминания.

Не исключением является привлечение в работу родителей - матери, что способствует повышению ее компетентности в воспитании и обучении своего ребенка. Поскольку ребенок с синдромом Дауна в детском саду один, то контакт, например, учителя- логопеда и матери и других специалистов происходит ежедневно путем определенных бесед и консультаций, объяснений, рекомендаций, что в данной работе немаловажно и стимулирует выполнение определенных заданий дома.

Коррекционная работа по проекту «Сотворим чудо» предполагает два периода обучения:

1. период- сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

2. период- январь, февраль, март, апрель, май.

В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояние речи ребенка.

В октябре начинаются индивидуальные занятия с ребенком с синдромом Дауна.

Коррекционная работа с ребенком строится на материале лексических тем:

Игрушки, части лица и тела, одежда, семья, домашние животные, посуда, дикие животные.

Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, необходимо оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий. Все, что необходимо иметь в логопедическом кабинете по ГОСТУ, все приемлемо для работы с ребенком с синдромом Дауна. Кроме того, в логопедическом кабинете должны иметься игры-помощники для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Необходимо создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирование представлений о цвете, форме предметов.

Задачи коррекционно-развивающего проекта «Сотворим чудо».

Проект предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих. Основной задачей в диагностическом блоке является комплексное изучение особенностей развития ребенка 3-х лет с синдромом Дауна на начало и конец года.

Блок развивающих задач предусматривает развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии. Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения и развития компенсаторных возможностей становления психики;

-на предупреждение вторичных отклонений познавательной сферы, поведения;

-формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, зрительная ориентировка, которые служат средством для становления

у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков.

Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребенком. Реализация задач блоков зависит от тяжести умственной отсталости. Динамика изменений сформированности интегративных качеств ребенка с синдромом Дауна за весь учебный год, определяется путем сравнения результатов тестирования. Тестирование проводится по знакомым ребенку навыкам и умениям. В проекте выделены следующие разделы:

-социально-эмоциональное развитие;

-формирование общения, развитие речи;

-навыки общей моторики;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-развитие навыков самообслуживания; пребывания

-восприятие речи.

Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна в течение первых трех лет пребывания в дошкольном учреждении.

На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов - представлений.

Содержание коррекционно - развивающей работы с ребенком 3-х лет с синдромом Дауна.

Общие цели:

-стимулировать общее развитие ребенка;

-повысить уровень самостоятельности ребенка;

-развивать общую и мелкую моторику ребенка;

-обеспечивать психологическую и педагогическую поддержку родителей.

Социально-эмоциональное развитие

-формировать представления о частях собственного тела;

-формировать общение взрослого с ребенком, их сотрудничество;

-формировать адекватное поведение;

-формировать у ребенка интерес к игрушкам, предметам.

Примерный перечень игр

«Где же наши ручки», «Курочка моя», «Бабушка, купи курочку»,

Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок»,

«Курочка ряба», «Кошка и котята», «В гостях у ежика» и др.

Формирование общения, развитие речи.

-формирование общения «взрослый-ребенок»;

-расширение объема понимания обращенной речи;

Использование в общении вербальных и невербальных средств: сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, использование жестов и звуков.

-развитие правильных движений органов речи;

-поэтапная работа по вызыванию звуков.

Примерный перечень игр

«Буренушка», «У Аленки в гостях», «Травка-муравка», «Валенки»,

«Как у нашего кота», «Едем, едем на лошадке» и др.

Моторное развитие

-стимулировать двигательную активность детей;

-развивать ориентировку в пространстве;

-обогащать двигательный опыт;

-развивать основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.

Примерный перечень игр

«Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Лошадки», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише» и др.

Развитие мелкой моторики

-совершенствование ладонного захвата, захват щепотью,

-координация «рука- глаз»;

-развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья.

Виды работ

Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, разминать пластилин в ладони,

делать колбаски, конфетки, блинчики, тарелочки, колобок, ягодки, мячик и др.

Развитие навыков самообслуживания

- культурно – гигиенические навыки;

- мытье и вытирание рук;

- умение раздеваться и одеваться.

Восприятие речи

- учить реагировать на слуховые раздражители;

- дифференцировать звукоподражание;

- воспроизводить в отраженной речи знакомые свойства и качество предметов (большой – маленький, кубик-шарик).

Примерный перечень игр и оборудования

«Дай мячик», «Возьми чашку», «Покажи, где такой кубик», «Покажи, где ту-ту (паровоз, «Дай, что катится», «Спрячь шарик», «Кто в домике живет»? Ленточки, мячи, шары, разноцветные флажки, матрешки, предметные и сюжетные игрушки, неваляшки разного размера и т. д.

Перспективный план индивидуальной работы с ребенком с синдромом Дауна

Социально-эмоциональное развитие:

-знакомство с пространственной средой группы;

-знакомство с воспитателем, помощником воспитателя;

-знакомство со сверстниками;

-рассматривание игрушек;

наблюдение за поведением детей, их общением между собой;

-вхождение в контакт с детьми с помощью воспитателя, мамы.

Формирование общения, развитие речи:

-зрительно-слуховой, эмоциональный контакт со сверстниками;

-введение ребенка в общество сверстников, совместное выполнение действий.

Воспитание речевого дыхания:

-упражнения «фокус», «надуваем шарик», «пускаем пузыри», дуем в баночку с водой через трубочку, дуем на листочки сказочного дерева, «дуем на занавески в окна необычного домика, «играем в футбол», «дуем на снежинки», вдох носом-выдох ртом, вдох ртом- выдох ртом, вдох носом-выдох носом, вдох ртом-выдох носом.

Упражнения для развития органов артикуляционного аппарата

Упражнения для губ:

«улыбка»-растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны верхние и нижние резцы;

«трубочка»(хоботок у слона) –вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты) ;

-попеременное выполнение»улыбки» и «трубочки»;

-поднимание нижней губы, закрывая ей верхнюю губу;

-вытягивание вниз верхней губы, закрывая ей нижнюю губу;

-отставление губ от зубов –«рупор»;

-втягивание нижней губы внутрь рта.

Упражнения для развития мышц языка

-«болтушка»-движения языком вперед-назад;

-«часики»-движения языком вправо-влево;

-«качели»-движения языком вверх-вниз;

-«лошадка»-щелкание язычком;

-«блинчик»-(лопатка) -расслабленный язычок лежит на нижней губе (10 сек.)

-«вкусное варенье»-круговые движения язычком (облизывание варенья, в правую, затем в левую сторону.

-«желобок» (трубочка) -высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх.

-«присоси конфетку»-присасывающие действия язычком к небу.

-«грибок»-присосать язычок к небу и держать 5 сек.

«чашечка» -широкий язык поднят кверху:

а) к верхней губе;

б) к верхним зубам;

в) к верхним альвеолам

«накажем непослушный язычок»-слегка покусываем кончик языка, затем

середину языка (массаж язычка) .

Упражнения для развития челюстей

«бегемотики»-широко открываем и закрываем рот.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я,

А потом закроем ротик-

Отдыхает бегемотик.

«Гармошка»-развиваем нижнюю челюсть и одновременно растягиваем уздечку, опускаем нижнюю челюсть вниз со словами:

На гармошечке играю

Раз и два, раз и два.

И косички заплетаю

Раз и два, раз и два.

Одновременно перебираем пальчики-движения пальцев вверх-вниз (развитие мелкой моторики)

Работа по вызыванию звуков

Побуждение ребенка с синдромом Дауна к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

-повторение ребенком имеющихся у него звуков;

-побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на картинку;

-использование усвоенных звуков в речи;

-включение звуков в слоги и слова;

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

-называние по подражанию (использование предметных, сюжетных картинок с использованием звукоподражания, жеста, слова).

Звукопроизношение

Постановка звуков - свистящих, шипящих, соноров, но не обязательно в данной последовательности, а так, как ребенку дается легче, и совершенствовать произношение тех звуков, которые произносит с нарушением артикуляции.

Навыки общей моторики

-выполнение движений по подражанию, наблюдение за сверстниками и повторение простых движений;

-прыжки со скамейки, лесенки (с помощью мамы) ;

- легкий бег (держа ребенка за обе руки) ;

-повороты вправо, влево;

Наклониться, подняться;

Присесть, встать.

Самомассаж кистей и рук

-грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп;

-растирание ладоней движениями вверх-вниз;

-разминание кисти правой руки пальчиками левой и наоборот, затем поочередное растирание;

-растирание ладоней карандашом, катаем карандаш вперед-назад.

Развитие мелкой моторики

-свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно;

-свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой рукой поочередно; -имитация игры на пианино;

-разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе) ;

-«бегают человечки»- указательный и средний пальцы правой руки, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.

-«Щелчки» пальчиками 3-4 раза.

-«Фонарики» -поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два»; «моем ручки» -ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук;

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

-Флажки»-одновременно опускать и поднимать ладони сгибая их в запястье;

Я в руках флажки держу

И ребятам всем машу.

-«стол»-левую руку сжать в кулак-это ножка стола, сверху накрыть «ножку» ладонью правой руки-это «крышка» стола.

Кулачок-это толстая ножка.

Сверху крышка-наша ладошка.

Маленький столик. Время идет…

Вместе с ладошкой и стол подрастет.

Заключение

Сравнивая диагностические данные на начало учебного 2011 года и на конец 2012 учебного года, наблюдается, что умения и навыки ребенка с синдромом Дауна при поступлении в детский сад были на нулевом уровне. По окончанию учебного года, благодаря систематическим индивидуальным занятиям специалистов и выполнение рекомендаций мамой, заметна некоторая динамика развития умений и навыков по шести проверочным таблицам. В таблице по развитию навыков самообслуживания по известным причинам, улучшений пока нет. В остальных таблицах при диагностике по двух бальной системе показатель по всем шести таблицам составляет в основном единицу. Но работа с ребенком с синдромом Дауна-это длительный процесс и нужно приложить максимум усилий, чтобы добиться положительных результатов.

Список использованной литературы

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. -Спб. :Издательство «Союз», 2001.

2. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. –Москва. 2002.

3. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М. : Ассоциация Даун Синдром, 2001.

4. Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. – Москва, 2008.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Хотелось бы.

Формирование представлений у родителей об интеграции ребёнка с синдромом Дауна в общеобразовательную среду Формирование представлений у родителей об интеграции ребёнка с синдромом Дауна в общеобразовательную среду Пребывание ребёнка в детском.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми с синдромом Дауна «Прогулка в осенний лес» Задачи: Образовательные: - Закреплять знания об осенних явлениях в природе. -Учить подражательно и произвольно воспроизводить заданное эмоциональное.

Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ «В парке есть такое чудо» В. В. Колесова учитель-логопед ГБДОУ № 42 Пушкинского района Санкт-Петербурга, 2015 г. Цель: закрепление правильного произношения звука.

Конспект урока по математике с ребёнком с синдромом Дауна на тему «Сутки»Конспект урока по математике с ребёнком с синдромом Дауна на тему «Сутки» Конспект урока по математике на тему «Сутки» с ребёнком с синдромом Дауна, обучающимся в школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина.

Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна. Тема : «Колобок катиться по дорожке»Цель:.

Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 17" г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ТЮРИНОЙ Л. К. Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка.

Основные задачи коррекционно-развивающей среды. 1. Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным.

Программа речевого развития детей с синдромом Дауна Пояснительная записка Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с синдромом Дауна разработана с учетом возрастных, личностных.

Консультация «Социализация ребенка с Синдромом Дауна» Cоциализация ребенка с Синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида В. Н. Шкарупа, Педагог-психолог МКДОУ д/с «Ёлочка с. Покосное Распространение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект коррекционно-развивающей программы «Сотворим чудо» для ребенка 3–4 лет с синдромом Дауна
Опубликовано: 25 марта 2016 в 11:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект коррекционно-развивающей программы «Сотворим чудо» для ребенка 3–4 лет с синдромом Дауна» (включая файлы) размещена пользователем Aлена Пушкарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД