Виктория Колесова
Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ «В парке есть такое чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
В. В. Колесова
учитель-логопед
ГБДОУ № 42
Пушкинского района Санкт-Петербурга,
2015 г.
Цель: закрепление правильного произношения звука [р] в слогах, словах, фразах, стихах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию правильного физиологического дыхания;
- способствовать нормализации мышечного тонуса с помощью проведения самомассажа и артикуляционной гимнастики;
- обеспечить развитие интонационной выразительности речи;
- обеспечить развитие слухового внимания и восприятия;
- совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза;
Публикация «Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ „В парке есть такое чудо“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- обеспечить развитие зрительно-пространственного и буквенного гнозиса;
- способствовать развитию общей и мелкой моторики, координации движений.
Образовательные:
- расширять, уточнять лексику по темам «Весна», «Перелётные птицы», «Наш город»;
- совершенствовать навыки суффиксального словообразования существительных
- способствовать закреплению умения составлять описательный рассказ.
Воспитательные:
- побуждать к активности, вызывать интерес к совместной деятельности;
- воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задания, согласно инструкции;
- пробудить интерес к достопримечательностям родного города, к творчеству А. С. Пушкина.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технологии личностно-ориентированного взаимодействия.
Материал: зеркало-«ручеёк»; пёрышки из плотной бумаги с заданиями (5 шт., пёрышки из тонкой бумаги; пластиковые прищепки «Птички»; массажные коврики; макет-план фрагмента Екатерининского парка; фотографии павильона Адмиралтейства, разрезанные на части; фотографии пяти мраморных мостов на листах бумаги ; схема описательного рассказа о Камероновой галерее (презентация); контейнеры с фасолью; пластиковые буквы на магнитах; мяч; цветные карандаши; фотографии для выставления на макете парка (Адмиралтейство, Мраморный мост, Камеронова галерея, Грот); CD-проигрыватель, записи на CD, ноутбук, проектор.
Предварительная работа: беседа о Екатерининском парке, рассматривание фотографий достопримечательностей парка, составление описательного рассказа о Камероновой галерее по схеме; чтение сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане».
Ход НОД
I. Организационный этап.
Звучит музыка («Форель», Штраус). Дети входят в зал.
Логопед:
Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна …
(А. Блок)
Звучит запись «Ручей».
Логопед: Что вы сейчас услышали?
Дети: Шум ручья (журчание ручейка).
II. Основной этап.
1. Самомассаж (элементы массажа Ауглина).
Логопед: Ребята, посмотрите, какой прозрачный ручей. В нём можно увидеть своё отражение.
Дети садятся перед зеркалом, логопед произносит стихотворный текст, дети выполняют соответствующие движения.
Логопед:
Пальцы-лучики проснулись,
К нашим ушкам прикоснулись.
(Тянут мочки ушей вниз)
Солнышко проснулось,
К щёчкам прикоснулось.
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
(Указательными и средними пальцами «рисуют» круги по контуру щёк)
Солнышко проснулось,
К нашим глазкам прикоснулось.
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
(Указательными и средними пальцами «рисуют» круги вокруг глаз)
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось.
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
(Указательными и средними пальцами «рисуют» круги по контуру лба и на подбородке)
Первые капели в полдень зазвенели,
Стал мороз весною слаб.
Снегу жарко: кап, кап, кап, кап.
(Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимают на точки: 1 – на переносице, 2 – на середине носовой кости, 3 – у края носовой кости, 4 – под ноздрями).
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
- Улыбнёмся солнышку (улыбаются, показывая сомкнутые зубы).
- Покажем, какой длинный клюв у журавля (вытягивают губы вперёд трубочкой).
- Снег растаял, и образовались большие лужи (открывают рот, показывают широкий язык на нижней губе).
- Капель стучит по крыше (поднимают кончик языка за верхние зубы и произносят «т-д, т-д, т-д).
- Лопаются почки на деревьях («цокают» языком).
3. Самомассаж пальцев рук.
Звучит запись «Звуки леса».
Логопед: Что вы сейчас слышали?
Дети: Пение птиц.
Логопед: Правильно. А первыми весной прилетают грачи (раздаёт детям пластиковые прищепки-птички).
Грачи на веточках сидят,
И друг с другом говорят.
Дети: Кра-кро-кру-кры? (на каждый слог прищепкой поочерёдно «кусают» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу на правой руке).
Кры-кру-кро-кра! (на каждый слог прищепкой поочерёдно «кусают» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу на левой руке).
4. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Ребята, смотрите, какая-то птичка потеряла пёрышко. Оно плывёт по нашему ручейку (берёт пёрышко). Оно не простое, на нём что-то написано:
В этом парке чудо есть,
Что нельзя и глаз отвесть:
Там тенистые аллеи,
И из камня галереи.
Павильоны и мосты,
И зеркальные пруды.
Вдоль аллей скульптуры в ряд –
Посетить сей парк велят!
Чтобы к парку путь найти,
Ты за пёрышком иди!
Логопед раздаёт детям пёрышки из тонкой бумаги:
Вы подуйте на перо –
В парк укажет путь оно!
Дети сдувают пёрышки с ладошек.
Летите, пёрышки, летите,
Нам дорогу покажите!
5. Координация речи с движением, массаж ступней.
Логопед: А вот и дорожка. Но какие большие лужи! Чтобы ножки нам не замочить, мы пойдём босиком по камешкам.
Дети разуваются и проходят по массажным коврикам, произнося стихотворный текст:
Мы по камешкам пройдём,
В парк мы быстро попадём.
6. Развитие зрительно-пространственного гнозиса.
Звучит запись «Утренние птицы».
Логопед: Вот мы и пришли в парк. Посмотрите, здесь указан наш маршрут (дети рассматривают план парка, на котором стрелками указан путь движения, лежат пёрышки с заданиями). Мы должны собрать все пёрышки. Вперёд!
Логопед читает задание на втором пёрышке:
Кирпичный красный павильон,
Похож на старый замок он.
Сложи картинку из частей –
Узнай название скорей!
Логопед раздаёт детям конверты с фотографиями павильона Адмиралтейства, разрезанными на части. Дети собирают картинки из частей, называют павильон.
Логопед ставит на план парка фотографию Адмиралтейства, вместо пёрышка.
7. Развитие грамматического строя речи, фонематических процессов, графо-моторных навыков.
1) Словообразование относительных прилагательных.
Логопед читает задание на третьем пёрышке:
Этот мост красив и строен,
Его видно издали.
Из чего же он построен?
Ты скорее назови!
Логопед: Давайте с вами подумаем, из чего может быть сделан мост?
Игра с мячом «Что из чего?»:
Мост из кирпича – кирпичный мост
Мост из бронзы – бронзовый мост
Мост из мрамора – мраморный мост
Мост из гранита – гранитный мост
2) Умение выделять звук на фоне слова.
Логопед: Какой звук повторяется во всех этих словах – кирпичный, бронзовый, мраморный, гранитный?
Дети: Звук [р].
Логопед: В нашем парке стоит тот мост, в названии которого два звука [р]. Какой это мост?
Дети: Мраморный.
3) Согласование существительного и прилагательного с числительным.
Игра «1,2,3,4,5»
Логопед: В мире много мраморных мостов. Давайте их посчитаем (раздаёт детям листы бумаги, на которых изображены пять разных мостов).
Дети: Один мраморный мост, два мраморных моста, три мраморных моста, четыре мраморных моста, пять мраморных мостов.
4) Работа с карандашом.
Логопед: Какой же мостик стоит в нашем парке? Возьмите карандаши и обведите нужный мраморный мост.
Дети выполняют задание. Логопед ставит на план парка фотографию Мраморного моста, вместо пёрышка.
8. Составление описательного рассказа.
Логопед читает загадку на четвёртом пёрышке:
В парк старинный гости будут
Приезжать со всех сторон.
Галерею для прогулок
Подарил нам …
Дети: Камерон.
Логопед: А в честь архитектора галерея называется?
Дети: Камеронова галерея.
Логопед: Мы с вами составляли рассказ о Камероновой галерее. Давайте посмотрим на план рассказа. Он поможет вспомнить, о чём нужно рассказывать.
На экране появляется фотография галереи и схема описательного рассказа. Дети по очереди рассказывают о галерее:
- Это Камеронова галерея.
- Лестница здания украшена огромными бронзовыми статуями.
- Слева расположена статуя Геркулеса.
- Справа расположена статуя Флоры.
Логопед ставит на план парка фотографию Камероновй галереи, вместо пёрышка.
9. Развитие кинестетических ощущений, языкового синтеза.
Логопед читает задание на пятом пёрышке:
Стою на берегу пруда,
И с трёх сторон моих вода.
На мне дельфины, Посейдон –
Морской красивый павильон.
Ребята, буквы вы найдите,
Моё название сложите!
Логопед раздаёт детям контейнеры с фасолью, в каждом из которых дети находят по одной букве (Г, Р, О, Т). Из букв дети составляют и читают название павильона Грот.
Логопед ставит на план парка фотографию Грота, вместо пёрышка.
Итог.
Логопед: Вот и закончился наш путь.
Звучит фрагмент произведения «Лебедь» Сен-Санса. В зале появляется царевна-лебедь:
Молодцы, все пёрышки мои собрали!
А из какой я сказки, вы узнали?
Дети: Из «Сказки о царе Салтане».
Царевна-лебедь: Правильно. А кто я такая?
Дети: Царевна-лебедь.
Царевна-лебедь: Да. А кто написал про меня сказку?
Дети: Александр Сергеевич Пушкин.
Царевна-лебедь: Правильно (вручает детям книги):
Сказки Пушкина читайте,
и меня вы вспоминайте!
Звучит музыка. Дети благодарят царевну-лебедь и выходят из зала.