Валентина Шкарупа
Консультация «Социализация ребенка с Синдромом Дауна»
▼ Скачать + Заказать документы
Cоциализация ребенка с Синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида
В. Н. Шкарупа,
Педагог-психолог МКДОУ д/с «Ёлочка с. Покосное
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.
Публикация «Консультация „Социализация ребенка с Синдромом Дауна“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Наше дошкольное учреждение является детским садом общеразвивающего вида. В связи с поступлением в детский сад ребенка с синдромом Дауна, в учреждении начала функционировать инклюзивная дошкольная группа, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и ребенка с ОВЗ. В массовой дошкольной группе (средняя группа для детей 4-5 лет) в форме инклюзии обучается один ребенок с синдромом Дауна. Ребенок был зачислен в детский сад на основании заявления родителей в возрасте трех лет. В индивидуальной программе реабилитации ребенку рекомендовано обучение в специализированном дошкольном учреждении для детей с ЗПР.
Позиция родителей ребенка с синдромом Дауна
Из бесед с родителями воспитанника с ОВЗ, выяснили, что основной причиной, по которой они отдают ребенка в детский сад, является его социализация в коллективе сверстников, чтобы ребенок научился общаться (взаимодействовать) с детьми. Первые ожидания родителей – благополучная адаптация ребенка к условиям дошкольной организации.
Опыт свидетельствует о том, что дети с синдромом Дауна подвержены тем же благоприятным и неблагоприятным факторам окружающей среды, что и обычные дети. На их развитие влияют не только состояние здоровья и качество ухода со стороны родителей, но, в большей степени, и их положение в семье, качество обучения, социальный статус родителей.
Отношение педагогов
Организация инклюзии в нашем детском саду, как и во многих других детских садах находится на этапе зарождения, специалисты учатся координировать работу по инклюзивному образованию, изучают специальную литературу. Конечно, большая часть работы с данным ребенком ложится на плечи воспитателей группы. Поддержку воспитателей обеспечивает педагог-психолог и старший воспитатель ДОУ.
Главная цель педагога-психолога состояла в подготовке всех участников образовательного процесса массовой группы к включению в нее ребенка с ОВЗ.
Основная проблема, на наш взгляд, заключалась в отсутствии опыта работы в условиях инклюзии. Однако педагоги показали достаточный уровень психологической готовности к взаимодействию с детьми, имеющими синдром Дауна. С воспитателями была проведена консультативная и разъясняющая работа по изучению научных исследований детей с синдромом Дауна, оказывается методическая и психологическая помощь.
Работа консилиума
В учреждении действует ПМП консилиум. Все основные задачи и функции по организации инклюзии решаются в рамках его деятельности.
Основные задачи:
- определение тактики и технологий коррекционно-развивающей работы специалистов, включая режимные моменты, а также мероприятий по социализации включенного ребенка;
- реализация и динамическая оценка эффективности мероприятий в направлении оценки степени включения;
- экспертные задачи по изменению образовательной траектории (образовательного маршрута);
- координация взаимодействия специалистов, а также всех участников образовательного процесса;
- анализ ресурсов.
Важно отметить, что в организации инклюзии необходимо соблюдение всех нормативных документов, в том числе обязательным является заявление на согласие родителей о психолого – медико – педагогическом обследовании и сопровождении ребенка.
В рамках работы консилиума определены : возможности инклюзии конкретного ребенка, условия и формы интеграции, инклюзии; осуществлено психолого – медико – педагогическое обследование ребенка; разработан совместно с педагогами индивидуальный образовательный маршрут на основе программы индивидуального сопровождения.
Позиция родителей нормально развивающихся детей
Успешность инклюзивного образования невозможна без изменения отношения общества к проблеме инвалидности, особенно детской; без формирования положительного информационного пространства, способствующего развитию понимающего и принимающего отношения общества к детям с нарушениями в развитии и инвалидностью; без создания условий, способных изменить отношение общества к инвалидности и помочь в преодолении стереотипов.
Освещая проблему, предварительно, перед определением (поступлением) ребенка с ОВЗ в группу сверстников, провели работу с родителями, нормально развивающихся детей. Организовали родительское собрание, в ходе которого осветили основные аспекты инклюзивного образования, включая нормативную (законодательную) базу и поясняя преимущества совместного обучения и воспитания, нормально развивающихся детей и ребенка с синдромом Дауна.
Разъяснили родителям, что общение, которое происходит между детьми идет на пользу и тем и другим. Дети с синдромом Дауна получают бесценное развитие и общение, а обычные дети с детства понимают, что не все одинаковые и есть детки более слабые, к которым нужен другой подход. Обычные дети получат разнообразный опыт общения и самопознания.
Все взаимодействие с родителями, направлено на решение задач:
- формирование у родителей восприятия ребенка таким, какой он есть, «не больным», а отличающимся от других;
- повышение активности родителей, помощь в понимании проблемы интегрированного (инклюзивного) образования и включение в него своих детей;
- установление эмоционально положительных, доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Условия в группе
Для успешной социализации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, приеме пищи и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п.) в новой среде и новыми средствами.
В работу по социализации данного ребенка включены все специалисты нашего ДОУ: воспитатели группы, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Специалисты разработали индивидуальный образовательный маршрут для ребенка. При разработке содержания маршрута мы исходили из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние эмоционального срыва при переходе на следующую возрастную ступень. Ведь с начало нового учебного года ребенок переходит в новую незнакомую ему группу, но группа детей остается прежней, знакомится с новыми воспитателями. Поэтому работа по маршруту строится с учетом адаптационных ресурсов ребенка. Все факторы объединены в три проблемы, соответствующие этапам:
- новая организация взаимодействия с взрослыми;
- новая организация среды;
- необходимость взаимодействия с ровесниками.
На всех этапах социализации, учитываются особенности взаимодействия с ребенком с синдромом Дауна :
- обязательную организацию взаимодействия,
- общение со стороны взрослого и сверстников по отношению к данному ребенку,
- предъявление адекватных требований,
- использование приёмов дополнительной коммуникации,
- ориентирование ребёнка в распорядке дня.
Индивидуальная работа
Согласно разработанному нами индивидуальному образовательному маршруту ребенок занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но т. к. на фронтальных занятиях ребенок чаще всего не справляется с заданиями без помощи взрослого, специалисты дополнительно индивидуально прорабатывают программные задачи с данным ребенком. Дополнительно с ребенком организует работу и педагог-психолог, используя в работе технологии АРТ-терапии (игры с песком, рисование пальчиками, настольный кукольный театр и др.)
Наши первые результаты
Несмотря на объективные возрастные особенности ребенка, его поведение, привычки и первые интересы зависят от среды и, главным образом, характера непосредственных влияний на ребенка окружающих его взрослых, воспитания и обучения.
Совместная работа педагогов, родителей и данная технология способствуют успешной социализации ребенка с синдромом Дауна к новым условиям в детском саду.
В результате, ребенок способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).
Ребенок адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
Имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить (любит сервировать стол). Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.
Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
Успешная социализация ребенка с ОВЗ в условиях детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка с ОВЗ в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.