Анна Смолярова
Детский исследовательский проект «Как пьют растения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 16 города Белореченска
муниципального образования Белореченский район
Проект
«Как пьют растения?»
Автор проекта :
Пантюшин Сергей
воспитанник старшей группы № 4
Руководитель проекта :
Воспитатель: Смолярова Анна Викторовна
2023 год
1. Введение
Актуальность проекта.
Публикация «Детский исследовательский проект „Как пьют растения“ в старшей группе» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
Как растения пьют воду? Что значит "пьют"? Ведь у цветов и деревьев нет рта? Вместо рта у них корни. Но как вода всасывается корнем? Как поднимается по стволам и стеблям? Ведь она вверх сама собой не потечет? Нужен какой-то насос, как в водопроводе, чтобы закачать воду на верхние этажи. Если растение «пьет» воду, то нельзя ли это увидеть? Но как же тогда пьют срезанные растения? Ведь у них нет корня - основного органа поглощения воды, а срезанный букет цветов, может радовать нас не один день.
Однажды моей маме подарили много живых цветов, она поставила их в вазу с водой. Через два дня я заметил, что воды почти не осталось. Мне стало интересно, как же растения пьют воду?
Чтобы узнать это, я решил почитать в книгах, поискал информацию в интернете, и обнаружил много полезного. Я узнал, как растения пьют воду, и разобрался в этом процессе сам. И все же главным вопросом для меня остается вопрос: «Как вода движется по стеблям растения, и можно ли увидеть, как вода поднимается по стеблям?».
Цель проекта :
Узнать, как растения пьют воду и как это свойство можно использовать в практической жизни
Задачи проекта.
Изучить литературу о питании растений, о свойствах воды в природе.
Провести опыты по изучению как растения пьют воду и изменения цвета растения.
Показать: что возможно создать необычный цвет, не характерный для данного растения.
Узнать: как можно использовать результаты эксперимента в практической жизни.
2. Теоретическая часть.
Как пьют растения? Используя энциклопедии и интернет, я узнал строение растений на примере цветов. А так же узнал, что вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и с помощью трубочек – сосудов, идущих вдоль стебля, поднимается от корней к листьям. Это возможно благодаря испарению воды растением с помощью листьев. В результате потери воды в клетках листьев возрастает сосущая сила, которая обеспечивает непрерывный ток воды из корня к надземным органам (листьям, цветкам, плодам).
У растений есть два типа сосудов: сосуды-трубочки, которые передают воду и питательные вещества снизу вверх от корней к листьям и другие, которые несут питательные вещества сверху вниз к корням.
На листьях растений мы часто видим жилки. По листу вода двигается по жилкам, они имеют ветвистую систему. Чем больше жилок имеется на листе, тем легче вода двигается по направлению к клеткам растения.
Сосущая сила позволяет передвигаться воде от одной клетки к другой. Устройство этой системы одинаково у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Таким образом, вода в живом, несрезанном и несорванном растении, движется под силой корневого давления.
Могут ли пить срезанные растения?
Но как же, тогда пьют воду срезанные растения? Ведь у них уже нет корня, жилки тоже ранены из - за среза цветка. Получается, что вода не может поступать в растение. Но это вовсе не так. У растений есть необычное свойство. Даже если у цветка нет корня, то в его стебельках остаются трубочки – сосуды, о которых мы говорили ранее. Так вот эти трубочки - сосуды начинают сосать воду как насос вверх и продолжают её как бы «толкать» по жилкам листьев и срезанным стебелькам. Это спасает растение от перегрева и засухи, а растение продолжает «пить» воду.
Благодаря этой способности растений, цветок, поставленный в воду, живёт и еще какое-то время радует нас своей красотой.
3. Практическая часть
Проводя исследования и эксперименты, я получил ответ на вопрос:
«Как пьют растения?»
Изучение строения. Прежде чем узнать, как пьют растения, я сначала рассмотрел подробно строение цветка. Много цветов растет на участке детского сада. Я заметил, что после дождя они растут еще больше. А без полива они вянут.
Эксперимент № 1
В стаканы с водой, окрашенной пищевыми красителями разных цветов, я поместил листья пекинской капусты. Окрашенная вода стала подниматься по листьям и через 2 часа листочки стали постепенно окрашиваться. Через день белые листья капусты стали разноцветными!
Вывод: 1. Окрашенная вода поднялась по жилкам растения и окрасила ее. Капиллярный эффект работает!
Эксперимент № 2
Я наполнил стаканы водой, добавил в каждый из их пищевой краситель и поместил в стаканы цветы хризантемы белого цвета. Через день окрашенная вода поднялась по стебелькам вверх и окрасила края хризантемы.
Вывод: 1. Окрашенная вода поднялась по стеблю и окрасила цветок. Флористы действительно пользуются капиллярным эффектом, чтобы создавать цветы необычной окраски.
1. Заключение.
Вывод: В результате проведённых экспериментов я пришёл к выводу, что окрашенная вода, благодаря капиллярному эффекту поднимается вверх по стеблю по трубочкам-сосудам.
Я узнал, что капиллярный эффект заключается в том, что жидкость способна подниматься вверх по тончайшим трубочкам. Стебли большинства растений имеют капилляры, по которым вода поднимается от корней вверх к листьям. Значит, пьют воду растения одинаково. Моя гипотеза подтвердилась. Растения действительно обладают уникальным свойством пить воду, даже после того, как их срезали.
Я понял, что повреждение сосудов может погубить растение. Оно не сможет получать воду и питательные вещества. Именно поэтому нельзя портить кору, обрывать ветки и листья деревьев! Берегите растения, не ломайте ветки, особенно весной, когда под корой начинается сильное сокодвижение от корней к веткам и почкам.
Используемая литература
1. Большая энциклопедия дошкольника, ООО Издательство «Владис», 2020г. 344с.
2. Большая энциклопедия знаний, ООО Издательство «Эксмо», 2014- 344 с.
3. Детская энциклопедия «Мир леса»; Москва «Махаон»,2006- 126 с.
4. Интернет ресурсы.
5. Большая детская энциклопедия. Растения - М. ; 2009г.
6. Детская энциклопедия «Хочу всё знать»- М. ; 1999г.
7. Занимательные опыты и эксперименты /(Ф. Ола и др.) – М. ;2007г.
8. «Сделай сам! Сто самых интересных самостоятельных научных проектов» / Глен Веччионе - М. ; 2010 г
2. Приложение.
Теоретическая часть: рассматривание растений, поиск информации в энциклопедиях и интернете.
Практическая часть: изучал строение цветов, проводил опыты и эксперименты, наблюдал за цветами во время прогулки.