Ермолова Екатерина
Экспериментально-исследовательский проект «Умные растения» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы проекта
Процесс формирования экологического сознания начинается с детства и продолжается всю жизнь. В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, то есть понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человечку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Публикация «Экспериментально-исследовательский проект „Умные растения“ (средняя группа)» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Проблема взаимосвязи природы и человека не нова, она имела место всегда. Однако сейчас проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человечества на окружающую среду стала острой экологической проблемой и приняла мировые масштабы. Природу может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания ее законов, учет многочисленных связей в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.
Дети 4 – 5 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием. Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Необходимо расширять знания и представления дошкольников о природном мире, воспитывать осознанно-бережное отношение к природным объектам. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира. Во время прогулки дети все чаще замечают интересные растения, которые окружают их. Все чаще они задают вопросы: Как? Почему? В этом возрасте они хотят знать все больше и быть похожими на взрослых. Проект позволяет не только помочь детям познать окружающую их действительность, но и привить им чувство ответственности.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, в том числе и человека экологически грамотного.
Цель проекта
Основной целью проекта является:
создание условий для развития любознательности и познавательной мотивации детей.
Задачи проекта
I. В проекте реализуются следующие задачи:
1. В области социально-коммуникативного развития:
Создание условий для формирования уверенности в своих возможностях в процессе исследовательской деятельности.
Формирование навыков безопасного поведения при проведении экспериментов.
Формирование социально приемлемых норм и правил поведения при проведении бесед, игр, занятий.
Формирование готовности к совместной деятельности, к сотрудничеству в ходе экспериментов.
Формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других людей.
Формирование умения делать общие выводы в процессе обсуждения, выбирать общее решение для поставленных задач.
Развитие ценностного отношения к окружающему миру, к природе, к другим людям.
Развитие умения взаимодействовать с детьми с разными возможностями и особенностями развития.
Формирование навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков при выполнении проектной деятельности.
2. В области познавательного развития:
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в определенных видах деятельности.
Развитие у детей элементарных знаний о строении растений, о факторах, необходимых для их жизни и роста; расширение кругозора детей в данной области.
Развитие умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Развитие мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы.
Развитие логического мышления (умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта.
Создание условий для обогащения ребенка новыми впечатлениями.
Развитие тактильного восприятия, сенсорного опыта при взаимодействии с природными материалами.
3. В области речевого развития:
Знакомство детей с литературными произведениями по тематике.
Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них, просить о помощи.
Формирование навыков диалога и монолога.
Развитие умения использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, общения.
4. В области художественно-эстетического развития:
Развитие эстетического отношения к окружающему миру.
Формирование элементарных представлений о видах искусства.
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора (понимания смысла произведений).
Знакомство с музыкальными произведениями по теме проекта.
Закрепление навыков создания аппликаций.
Закрепление навыков конструирования из различного материала.
5. В области физического развития:
Развитие двигательной активности.
Развитие мелкой моторики обеих рук при взаимодействии с природными материалами.
Развитие крупной моторики, моторной ловкости.
Формирование умения владеть основными произвольными движениями.
Формирование способности контролировать свои движения и управлять ими.
II. В проекте реализуются следующие задачи для родителей детей:
Привлечение родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей по проекту.
Развитие практических навыков совместной деятельности родителя и ребенка при реализации проекта.
Развитие сотрудничества с родителями в рамках совместной деятельности по проекту.
III. В проекте реализуются следующие задачи для воспитателей/ педагогических работников:
Создание мотивирующей образовательной среды (пространственно-временные, социальные, материально-технические и др. условия, доступная среда).
Расширение развивающей предметно-пространственной среды в рамках проектной деятельности.
Формирование профессиональной компетентности педагога.
Обеспечение специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в рамках проектной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта
1. Ребенок обладает элементарными представлениями о строении растений, о факторах, необходимых для их жизни и роста.
2. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым по изучаемой тематике, пытается самостоятельно придумывать объяснения, представленным явлениям природы, интересуется причинно-следственными связями.
3. Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать.
4. С ребенком можно договариваться, сотрудничать.
5. Ребенок соблюдает социальные правила и нормы поведения в свободной деятельности и в режимных моментах.
6. Ребенок знаком с произведениями детской литературы по изучаемой тематике.
7. У ребенка развито чувство собственного достоинства, общности детей в группе и навыки сотрудничества.
8. Родители включены в совместные мероприятия по данной тематике, помогают детям в выполнении заданий по проекту.
9. Повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам проектной деятельности.
Этапы проекта
Подготовительный. Определение цели и задач проекта. Составление плана детской экспериментальной деятельности в рамках проекта. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
Основной. Выдвижение предположений, отбор способов проверки предположений, экспериментирование.
При планировании проекта нами были выдвинуты следующие гипотезы:
– растения размножаются при помощи семян;
– между составными частями растения и его функциями есть взаимосвязь;
– для жизни и роста растений необходимо наличие определенных факторов (вода, свет, тепло).
Заключительный. Анализ полученных в ходе проверки результатов и формирование выводов.
План деятельности по достижению цели
1. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
2. Пополнение развивающей предметно-образовательной среды:
подбор иллюстраций;
составление картотеки опытов;
подготовка оборудования для опытов с растениями;
подбор литературы, по теме (использование интернет – ресурсов).
3. Разработка цикла мероприятий по теме проекта.
Планирование деятельности при разработке и выполнении проекта
Подготовительный этап
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Побор методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, материала и оборудования, для проведения опытов и экспериментов.
4. Разработка опытов и экспериментов с растениями.
5. Разработка рекомендаций для воспитателей.
6. Разработка рекомендаций для родителей.
Основной этап
1. Чтение художественной литературы по теме (рассказы Н. М. Павловой «Живая бусинка», «Травка-пупавка», «Крылатка-неудачница» и др.).
2. Экспериментальная деятельность (эксперимент № 1 «У кого какие детки?», эксперимент № 2 «Выращиваем и наблюдаем», эксперимент № 3 «Лабиринт для растений», эксперимент № 4 «Тепло-холодно», эксперимент № 5 «Как растения пьют воду?», эксперимент № 6 «Почему деревья не растут до самого неба?»
3. Дидактические игры «У кого какие детки?», «Собери растение», «Что где растет», «Вершки и корешки».
4. Просмотр с детьми слайдовых презентаций «Деревья», «Истории про зернышки».
5. Беседы с детьми:
- о способах распространения семян растений;
- о факторах, необходимых для роста растений;
- о простейших связях между строением растения и его функциями;
- об употреблении человеком в пищу семян различных растений.
6. Домашние задания для детей и родителей:
- на совместной прогулке рассмотреть сохранившиеся соцветия трав и сорняков, произрастающих в городе (полынь, пижма, тысячелистник, подорожник и пр., а также плоды деревьев и кустов, которые остались на деревьях зимой (ясеня, клена, сирени, чубушника, рябины, шишки сосны и ели). Вместе с ребенком повторить информацию о способах распространения растений);
- выучить стихи об овощах, фруктах, ягодах, злаках.
7. Самостоятельная посадка детьми различных видов культурных растений.
8. Игры на развитие общей моторики и пальчиковые упражнения.
9. Просмотр мультфильма «Веселый огород»;
10. Проведение НОД:
- развитие речи «Веселый огород»;
- конструирование «Заборчик для огорода»;
- аппликация «Росток».
11. Прослушивание музыкальных произведений по теме.
Заключительный этап
1. Анализ полученных в ходе проверки результатов и формирование выводов.
2. Оформление выставки «Огород на подоконнике» из растений, выращенных совместно детьми и воспитателями (с последующей высадкой их в открытой грунт на грядке группы).
3. Заслушивание разученных детьми стихов по теме.
4. Формирование картотеки проведенных экспериментов и дидактических игр.
5. Оформление презентации проекта.
Заключение
Для успешного и более глубокого усвоения знаний по формированию элементарных экологических представлений и практического их применения ребенком в уходе за растениями нами был выбран метод проектов.
Особая педагогическая значимость проекта «Умные растения» заключается в следующем: он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности, обогатился и расширился словарный запас.
Проанализировав наши наблюдения в ходе экспериментов и изучив дополнительные материалы по теме проекта, были сделаны следующие выводы:
1) Растения появляются из семян.
2) Строение растения непосредственно связано с его функциями.
3) Для жизни и роста растениям необходимы следующие факторы:
– Растению нужна вода. В каждом семени есть запас питательных веществ. Но семена могут использовать только растворенные в воде питательные вещества.
– Растению необходимо тепло. Холод не дает семени прорастать. Без тепла растение погружается в спячку и даже может погибнуть.
– Растению нужен свет. Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются питательные вещества.
Список литературы:
1) Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2) Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3) Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. :Линка-Пресс, 1997 .
Интернет ресурсы.