Татьяна Сальникова
Проект «К здоровью через традиции»
▼ Скачать
Тема: «К здоровью через народные традиции»
Вид проекта: познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Актуальность:
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья через народные традиции, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя". Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России.
Публикация «Проект „К здоровью через традиции“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.
К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась
в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети
быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор. сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей. основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Цель проекта: формирование у детей старшего возраста мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья.
Задачи проекта:
Образовательные: Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций; учить сохранять и укреплять здоровье детей старшего возраста через народные традиции; приобщать к ценностям ЗОЖ путем сохранения национальных истоков, семейных и иных традиций в оздоровление детей; повысить уровень компетентности педагогов, родителей по формированию здорового образа жизни; укрепить связи взаимодействия и сотрудничества "детский сад - семья - школа - городские службы по формированию здорового образа жизни".
Развивающие: Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность; развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками; развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения; содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения.
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
Гипотеза проекта: применение здоровье сберегающих технологий, этнопедагогики, национальных духовных традиций в реализации проекта обеспечит формирование социально - значимой здоровой личности.
Прогнозируемый результат:
• Постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста;
• Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях;
• Совершенствование диагностики и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.
План реализации проекта
Социально – коммуникативное развитие
Беседы: «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Что Вы знаете о народных праздниках».
Составление рассказа из опыта детей «Традиции нашей семьи».
Дидактические игры: «Кувшин доброты».
Сюжетно – ролевые игры: «Маленькие помощники», «Родной дом»,
«Семья – У нас праздник».
Познавательное развитие
Беседы: «В гостях у Василисы Премудрой», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Что Вы знаете о народных праздниках».
Рассказ воспитателя «По одёжке встречают», «Наши предки – славяне», «Умей в гости звать и умей угощать».
Викторины: «А знаем ли мы?», «Народный фольклор»
Презентация «Игры наших бабушек и дедушек»
Дидактические игры: «Подари семье радость», «Вспомни пословицу о семье»
Рассматривание русского народного костюма
ООД «Русская народная культура», «Предметы из бабушкиного сундука» (составление описательных рассказов)
Речевое развитие
Разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок.
Чтение художественной литературы:
И. И. Соковни-Семёновой"Основы зож и первая медицинская помощь",
Русский фольклор: «Николенька-гусачок.», «Как у бабушки козёл.», «Ранним-рано поутру.», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка.», «Дождик, дождик, веселей.», «По дубочку постучишь».
Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Филипп и пташка», «Палочка – выручалочка», «Заря», «Горелки», «Пчёлка и ласточка», «Молчанка», «Кто быстрее соберёт игрушки», «Карусель», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Ручеёк».
Игровые упражнения: «Перетягивание каната», «Попади в цель».
Русские народные игры: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Пугало», «Весёлый бубен».
Хороводная игра: «Шла коза по лесу»
Художественно – эстетическое развитие
Ярмарка "Осени щедрые дары".
ООД «Знакомство с русским народным костюмом», «Декоративная посуда»
Попевки: русские народные песни, прибаутки; «Частушки»
Слушание:
П. И. Чайковский «Танец пастушков»
Музыкальные игры: игры с деревянными ложками.
Пение: Заклички, приговорки, прибаутки.
Р. н. песни: «Ах, улица», обр. Е. Туманян; «По зелёной роще», «Солнышко, покажись».
Общение с родителями
Консультация «Приобщаем детей к народным традициям»;
Наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках;
Выставка детских работ «Здоровье и семья»;
Фотовыставка «Семейные увлечения»;
Традиционные спортивные мероприятия: «Осенняя спартакиада", "День здоровья".
Стратегия реализации проекта:
1 этап: Разработка проекта.
Цели: 1. Создание безопасной оздоровительной среды.
2. Первичная диагностика развития ребенка.
3. Анкетирование родителей: получение информации о развитии ребенка.
4. Организация работы систем дополнительного образования.
5. Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы.
2 этап: Основной.
Цели: 1. Расширить у детей представлений о здоровом образе жизни.
2. Познакомить с литературными произведениями по теме проекта.
3. Планировать работу с родителями.
4. Развивать творческое воображение.
5. Развитие двигательной активности
3 этап: Заключительный.
Цели: 1. Организация работы по повышению уровня компетентности педагогов и родителей.
2. Работа инициативной, творческой группы по составлению модели выпускника.
3. Выпуск газеты детского сада "Традиции и наше здоровье".
Ожидаемые результаты:
1. Снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста.
2. Укрепление психического здоровья.
3. Формирование образа выпускника - социально значимой здоровой личности.
4. Овладение навыками самооздоровления своей жизни на основе духовных ценностей, национальной культуры.
5. Формирование здорового образа жизни, обогащение идеями этнопедагогики в семье.