Cветлана Воронина
Методическая разработка «Через музыку к здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Через музыку к здоровью»
Составитель:
Воронина Светлана Витальевна
музыкальный руководитель
1-я квалификационная категория
г. Коломна
Сейчас, в условиях современной жизни, оздоровление детей - одна из самых важных задач всех ДОУ. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Ведь здоровье ребенка - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Публикация «Методическая разработка „Через музыку к здоровью“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Педагогам необходимо находить новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создавать благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результаты диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Занимаясь музыкальным воспитанием детей, вовлекаю их в мир музыки, раскрывая творческий потенциал, основой для которого является здоровьесбережение.
Я с удовольствием использую современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме, стараюсь разнообразить привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность детей, с пользой для здоровья. Каждое занятие я начинаю с валеологической песни - распевки, которая даёт позитивный настрой ребятам на весь день.
Валеологическая распевка 1
(на мелодию русской народной песни «Ах вы сени»)
С добрым утром, просыпайтесь, - поворачиваются друг к другу
Просыпайтесь поскорей! - разводят руки в стороны
Солнце в небе засияет - покачивают руками вверху
Станет деткам веселей! - хлопки в ладоши
Мы погладим нежно лобик - движения по тексту.
Щечки, носик разотрем
Подрастаем как цветочки - вращают кисти рук
Хорошеем с каждым днём! - движение «пружинка»
Руки мы вперед потянем - движения по тексту.
И похлопаем слегка
Улыбаемся друг другу - повороты друг к другу
Будь здорова, детвора!! (улыбаясь) - хлопки в ладоши над головой.
Раcпевка 2
(На мелодию русской народной песни «Во саду ли в огороде»)
На полянке между кочек - дети сидят на корточках,
От травы зеленых, сжавшись в комочек
Потянулся вверх цветочек - медленно поднимаются
Хрупкий, несмышленый.
Задрожал цветок от ветра - «дрожат»
И листочки верх поднял - покачивают руками вверху
А потом росой умылся - «умываются»
Еще ярче засверкал. - разводят руки в стороны
Здравствуй, солнышко лесное! - хлопают
Здравствуй-здравствуй детвора! - гладят по голове
Подрастаем как цветочки, - вращают кисти рук
Крикнем солнышку-Ура! - хлопают над головой.
Слушание музыки и разучивание текстов песен стараюсь сочетать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Например игровой массаж «Зайка», который использую на музыкальных занятиях в сочетании со слушанием музыки (см. ниже) .
Приемы такого массажа чрезвычайно полезны детям. Делая самомассаж, определенной части тела, ребенок воздействует таким образом на весь организм в целом, а полная уверенность, что он делает что-то прекрасное, развивает позитивное отношение к собственному телу. А самое важное -повышает защитные свойства всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.
Игровой массаж для тела «Зайка»
Зайка белый прибежал - дети легко постукивают пальцами
И по снегу прыгать стал. по ступням ног
Прыг-скок, прыг-скок!
Непоседа наш дружок.
В барабанчик заиграл - дети шлепают по коленям
Бум-бум, бам- бам! ладошками
А в лесу такой мороз - хлопают по плечам
Зайка наш совсем замёрз.
Лапками- хлоп, хлоп, - хлопают в ладоши
Ножками- топ, топ - топают
Носик трёт, трёт, трёт - поглаживают крылья носа
Ушки мнёт, мнёт, мнёт - пощипывают ушки
Выше, выше прыгай зайка - выполняют легкие прыжки
Смелый зайка- попрыгайка!
Перед пением песен на музыкальных занятиях, я занимаюсь дыхательной, артикуляционной гимнастикой, а также фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Что очень важно для профилактики простудных заболеваний. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и лечебное воздействие. Поскольку способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.
Основные задачи при использовании дыхательных упражнений:
• укреплять физиологическое дыхание детей (без речи)
• формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох-длинный выдох)
• тренировать силу вдоха и выдоха, развивать продолжительный вдох.
Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»
Сильный мороз - вдох через нос, шумный выдох в ладошку,
Заморозил наш нос. которой прикрыто лицо
Носик погреем,
Подышим скорее.
Отогрели нос, - глубокий вдох через нос,
А подбородок замерз. втянуть нижнюю губу под верхнюю,
длительно бесшумно подуть вниз на подбородок.
Ладошки погреем - выдох на ладошке, произнося слог «фа».
Дышим веселее!
Чтоб не мерзли ножки - дети выполняют приседания с выдохом,
Попляшем немножко! - произнося слог «ух».
Артикуляционная гимнастика «Котик-рыжик»
Котик рыжик стал скучать - дети зевают
Не с кем дома поиграть.
Рыжик лапки причесал, - «протаскивают» язык между зубами вперед-назад
Язычком их облизал, - облизывают рот по часовой стрелке.
Влево-вправо потянулся - сильно высовывают язык то вправо, то влево
И, конечно, улыбнулся. - улыбютаюся.
К хомячку он подбежал - надувают щёки
Со слоненком поиграл, - вытягивают губы «трубочкой»
На лошадке прокатился - цокают языком
Вот как рыжик веселился! - хлопают в ладоши
Артикуляционная гимнастика «Лягушка»
Лягушка с солнцем встала,
Сладко-сладко позевала. - дети зевают.
Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения, глотание
Да водички поглотала.
Ротик растянула - широко растягивают губы в улыбке
Солнцу улыбнулась
Губки потянула - вытягивают губы «трубочкой»
Снова улыбнулась - растягивают губы в улыбке
Широко открыла рот - широко открывают рот
Песню звонко запоет!
Ква-ква-ква! - произносят звуки отрывисто и громко
В сочетании с музыкально-ритмическими движениями успешно применяю речевые игры. Использование речевых игр позволяет детям с самого раннего возраста овладеть всем комплексом выразительных средств музыки.
Речевые игры и упражнения могут сопровождаться движением, звучащими жестами. Также можно использовать детские музыкальные инструменты.
Часто мною используется ритмодекламация. Это ритмичное произношение текста на фоне звучащей музыки. Подбираю музыку в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка и содержанием текста. Понятно, что образу медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков.
Речевые игры со звучащими жестами.
Игра 2. Листопад
Осень, осень! Листопад! - ритмичные хлопки
Лес осенний конопат. - щелчки пальцами
Листья рыжие шуршат - трут ладошкой о ладошку
И летят, летят, летят! - качают руками
Игра 1. Дождь
Дождь, дождь, дождь с утра - хлопки чередуются со шлепками по коленям
Веселится детвора! - легкие прыжки на месте
Шлеп по лужам, шлёп-шлёп. - притопы
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. - хлопки
Дождик, нас не поливай, - грозят пальцем
А скорее догоняй! - «убегают от дождика»
В своей деятельности успешно использую музыкотерапию. На музыкальных занятиях стараюсь сочетать ее с танцевальной импровизацией. Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Использую как активную так и пассивную форму. В активной форме дети осуществляют двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словестный комментарий. В пассивной- дети прослушивают музыку специально. Рекомендую всем педагогам уделить внимание не только использованию музыкотерапии в НОД, но и рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна.
Для этого лучше использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Небольшая композиция должна быть постоянной в течении 3-4 недель, чтобы у малышей выработался рефлекс просыпания. Кроме того, можно использовать комплексы упражнений, не поднимая с кровати детей.
Упражнение для пробуждения «Просыпайтесь глазки!»
Просыпайтесь, глазки! - дети лежат на спине,
Глазки все проснулись? - легко поглаживают закрытые глаза.
Просыпайтесь, ушки - растирают уши ладошками
Ушки все проснулись? .
Просыпайтесь, ручки - растирают руки
Ручки все проснулись? - от кисти до плеча.
Просыпайтесь, ножки - стучат пяточками по кровати
Ножки все проснулись?
Просыпайтесь, ребятки - поглаживают животик
Потянитесь в кроватке! - потягиваются
Надеюсь, что данные упражнения станут полезными в педагогической деятельности коллег. Благодаря здоровьесберегающим технологиям, мы можем повышать адаптивные возможности детского организма, укреплять здоровье детей. Ведь наша задача- создать условия для сохранения и укрепления здоровья, обеспечивающее эмоциональное благополучие каждого ребенка. Бесспорно, что музыкально-оздоровительная работа в ДОУ должна быть направлена на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Так давайте дадим возможность нашим детям, оздоравливаясь, познать мир музыки. Пусть музыка и здоровью шагают вместе, крепко держась за руки!