Ирина Жилиховская
Консультация «К здоровью через экологию»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, тихий пруд с зелеными берегами, золотистое поле пшеницы. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни.
Дошкольное детство- начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической.
Публикация «Консультация „К здоровью через экологию“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот, поэтому, наш детский сад уделяет большое внимание экологическому воспитанию.
Природа, которая окружает наш детский сад, позволяет воспитателям организовать систематические наблюдения за растительным и животным миром, воспитывать у детей навыки гуманного отношения ко всему живому. Для работы по экологическому воспитанию детей в каждой группе созданы уголки природы.
На территории детского сада проложена экологическая тропинка, выполняющая познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.
Она представлена садом, где дети наблюдают за цветением деревьев, образованием плодов яблони, вишни, смородины, клубники, малины.
Для того чтобы не только познакомить детей с овощными культурами, но и привить им простейшие навыки по уходу за ними - создан огород, на котором растут различные овощные культуры. Приятно наблюдать, как зеленеет укроп, цветут кабачки, вытягивается лучок. Овощи, которые дети вырастили своими руками, используются для приготовления блюд и меню детского сада.
Весной, как только тает снег, на клумбах появляются первые цветы. Мы, воспитатели, вместе с детьми ежегодно сажаем астры, бархатцы, георгины, анютины глазки. Эти замечательные цветы радуют глаз и украшают территорию круглый год. На участке растут берёза, рябина, осина, клён, ясень, сирень, липа, ель – эти деревья устойчивы к загрязнению городской среды.
В детском саду, в этом году расположился метеорологический центр, в котором расположились солнечные часы, барометр, термометр, осадкометр, ловец облаков и конечно же знания о направлении и силе ветра, наблюдают за флюгером. Кроме того, в план введены эколого-оздоровительные прогулки и экскурсии: «Экскурсия в огород», «Экскурсия на клумбу с цветами», «Экскурсия в парк», «Экскурсия на поляну». Для того, чтобы дети имели возможность последовательно и систематически изучать сезонные явления природы, мы совершаем экскурсии на водоём. Наблюдения, которые организуются в ходе занятий, являются основой и составляющей частью всей работы, т. к. целенаправленные наблюдения за живой и неживой природой в разное время года дают возможность сравнивать наблюдаемые объекты, определить влияние природы на изменение этих объектов.
С большим интересом проходят занятия, содержащие демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования при ознакомлении со свойствами воды, воздуха, песка и т. д. В процессе занятий дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
В нашем детском саду практикуются детские исследовательские эксперименты, развивающие исследовательские занятия. Осенью проводили выставку «Дары природы», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
-Углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;
-Развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;
-Воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.
Дети научились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектно - исследовательской деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.
Во время проектной деятельности я наблюдала отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей. А так как наши проекты были, в основном, экологического содержания, то я решила расширить познавательные интересы детей, познакомив их с исследовательской деятельностью, которая помогла бы им выявить взаимосвязи, существующие в природе. Именно сознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребенку в настоящем, а главное, в будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе, при взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путем получают неоценимые по своей важности знания.
В процессе работы я применяла несколько видов исследований для выявления уровня развития дошкольников: наблюдение, игровые задания, тестирование, которые позволили уточнить недостаточно изученные темы и наметить путь устранения данных пробелов.
Для работы над устранением пробелов в развитии дошкольников я использовала:
- Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности
- Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
- Метод демонстрации
- Метод объяснения нового материала
- Рассказ воспитателя
- Рассказ ребенка
- Чтение литературы
- Метод детского исследования,
- Метод проектов
- Метод моделирования проблемных ситуаций
- Метод рассуждения
- Метод решения проблемных задач, ситуаций.
На данном возрастном этапе дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом.
Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры, придуманы подвижные игры, при помощи которых, закреплялись и углублялись знания дошкольников.
Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.
Вместе с детьми и родителями была проведена экологическая акция «Огород на окне», проведены выставки рисунков и поделок «Берегите первоцвет», «Эти прекрасные животные», создан фотоальбом «И это все о космонавтах», изданы листовки «Мои цветы».
В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, творческие гостиные, мастер-класс, которые подводили итог нашей совместной деятельности.