Лучший педагог года

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через традиции и обычаи алтайского народа

Лариса Мандаева
Познавательное развитие детей дошкольного возраста через традиции и обычаи алтайского народа
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ АЛТАЙСКОГО НАРОДА

Л. И. Мандаева, старший воспитатель

филиала

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Куладинская средняя общеобразовательная

школа» детский сад «Кайынаш»

Публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через традиции и обычаи алтайского народа» размещена в разделах

Народные традиции и обычаи являются важнейшим фактором, обеспечивающим развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста. Они же создают особую психологическую ауру, которая позволяет самоутвердиться растущему человеку. Это происходит в процессе усвоения, присвоения образцов деятельности и поведения, заложенных в народной культуре, традициях и обычаях, детьми дошкольного возраста, когда растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Он готов и мотивационно стремится к освоению общественных ценностей. Вместе с тем, дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения из-за определенных ограниченных условий, которые предоставляет им социальная среда и воспитание. Народные же традиции и обычаи выступают реальным, веками проверенным и отточенным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека.

Наиболее естественно это происходит в детском возрасте, и чем раньше, тем органичнее и необратимее. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Кроме того, логика развития сознания и психики ребенка и логика исторического развития народа сходны в целом ряде общих признаков, что делает естественным воспроизведение в детской среде особенностей культуры прошлого.

Важным элементом народной культуры алтайского народа являются обрядовые праздники, как Чага байрам, Дилгайак. По моему мнению обрядовые праздники способствуют развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

«Обряд» - слово русское и происходит от слова «ряд», рядить или обряжать, договориться о чем-либо, установить то или иное житейское правило, провести праздник.

В широком смысле слова - это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины, трудовых коллективов. С помощью обряда определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались самобытные песни и танцы, художественные символы и орнаменты. Возникая на основе производственной деятельности, обряды стали средством общения и средством выражения коллективных эмоций и духовного здоровья. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Народная обрядность явилась плодом единения и творчества простых людей. И важным средством в развитии познавательного интереса.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Несомненно, приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития интеллекта и духовности. Обращение к народному творчеству и традициям, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре.

Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентирами алтайского народа.

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности и определенному этносу, формируется у человека в первые годы жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящего от социального окружения.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении, развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующим поколениями.

Содержание этнокультурной составляющей опирается на общие подходы в традиционном воспитании народов, населяющих нашу республику, и исследования психологов и педагогов современной дошкольной педагогики.

Наши дети живут и воспитываются в Республике Алтай и являются носителями своеобразной культуры. Основным стержнем, характеризующим этнос, являются его традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

В нашем детском саду большое внимание уделяется знакомству детей с обычаями и традициями нашего народа. Проводятся различные занятия, праздники, экскурсии, выставки, беседы, игры и т. д. Планируем создать проект мини-музея, цель, которой: формирование первоначальных знаний о прошлом и настоящем нашего села, о его народных традициях, творчестве, воспитание чувства уважения к национальной культуре, жизни и деятельности соотечественников. Ознакомление детей с традициями и обычаями происходит через следующие темы :

-Понятие Алтай, столица город Горно-Алтайск;

-Природа Алтая, его флора и фауна;

-Достопримечательности села и его история;

-Знаменитые люди нашего села, Республики Алтай

-Национальные праздники;

-Нацинальная одежда, еда;

-Символика Республики Алтай и Российской Федерации.

Эти темы являются частью познавательного блока. Для большей эффективности восприятия материала мы используем интегрированный подход.

Еще одним любимым местом стал краеведческий музей. Эта экскурсия дала детям много новых знаний и впечатлений. Самобытная обстановка и атмосфера, окружение настоящих старинных вещей, радушное гостеприимство хозяйки подталкивает нас к поиску нового, неизвестного, к новым встречам и наблюдениям. Детям все было интересно, они с увлечением рассматривали, как выглядел алтайский аил в прошлом и настоящем, различные орудия труда, старинная одежда, кожаная посуда из вымени коровы и многое другое. Экскурсия в музей открыла для детей новую неизвестную страницу, с которой педагогам предстояло их познакомить.

Таким образом, роль приобщения дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей Родине для успешного социально-личностного развития трудно переоценить. Однако добиться положительных результатов возможно только в том случае, если работу начинать с младшего возраста, вести её регулярно и целенаправленно.

У каждого народа имеются своеобразные, сложившиеся в течение многих тысячелетий цельная воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни, своя народная педагогика, которая в течение длительного времени, совершенствуясь и улучшаясь, передается от старшего поколения к младшему, становится в последствии достоянием молодых родителей и даёт положительные воспитательные результаты в нравственном становлении личности. Именно в семье складывались и сохранялись народные традиции и поддерживались коллективным мнением. Семья имеет свой уклад, авторитет свои традиции, обычая, праздники, с помощью которых народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, характер. При встрече с родителями наших воспитанников мы узнаем много интересного и поучительного о своем удивительном крае.

В классификации Н. М. Ахмеровой, Р. Г. Кузеева, А. И. Харисова основным служит принцип отношения человека к рукотворному и природному миру, к другим людям и самому себе:

• семейно-обрядовые (знание родственных связей, уважительное отношение к старшим, гостеприимство)

• торжественно-праздничные (праздники народного календаря и др.)

• повседневные (трудовые, социальные, воспитательные и др.)

Общими педагогическими условиями использования разнообразных традиций являются :

учет триадности этнокультурного образования: формирование у детей представлений, понятий, суждений о традициях народной культуры; воспитание эмоционально-ценностного отношения, предполагающего развитие эмоциональной сферы дошкольников (эмоция удивления, догадки, радости познания и др.); развитие действенно-практической направленности поведения школьников.

• поэтапная реализация содержания народных традиций.

1 этап - отбор содержания и формы подачи знаний о традициях народов Горного Алтая; адаптация содержания народных традиций к психологическим особенностям детей.

2 этап - анализ усвоения детьми содержательной стороны традиции народов Горного Алтая; определение динамики формирование детской образованности.

Для диагностики использовалось методическое обеспечение к основной образовательной программе детского сада. Критерии и показатели воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста формируется на идеях и средствах народной педагогики :

• задействование принципа тематического планирования приобщения дошкольников к истории, культуре, природе Горного Алтая

• организация закрепления познавательного материала о народных традициях

• стимулирование субъектной позиции детей в разнообразных видах деятельности (музыкальной, игровой, театрализованной, изобразительной и т. п.)

• интеграция этнографических средств в приобщении детей к народным традициям (фольклор, народные игры, атрибуты народного быта, народный календарь, музыка, танцы)

• совместное проектирование и оформление с детьми предметно-развивающей среды, отражающей содержание различных видов, традиций

• задействование разнообразных форм приобщения дошкольников к народным традициям : кружки, культурно-исторические центры, музеи народной культуры, народные декоративно-прикладные мастерские и т. д.

• организация взаимодействия с родителями и полноправное участие семьи в этнокультурном образовании дошкольников (консультации, оформление стендов, консультации, выпуск газет и журналов) .

Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Алтай - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, историю и культуру как свои собственные.

Делая выводы о своей работе по ознакомлению детей с традициями и обычаями коренного населения республики Алтай, могу сказать следующее. Использование в работе различных методов и приемов дало свои результаты: дети получили знания о жизни и основных занятиях, о традициях и одежде, еде и нравственных устоях этого народа.

Работу по ознакомлению с обычаями и традициями алтайцев мне необходимо продолжить. Я наметила в следующем году шире раскрыть тему о народно-прикладном искусстве (изготовление мягкой игрушки, резьба по дереву). Раздел по физическому здоровью дополнить подвижными играми силового характера, которые бы способствовали развитию нравственно-волевых качеств.

В заключение отмечу, что положительный результат по формированию у детей представлений о людях разных национальностей, понимания того, что у народов есть свои культурные традиции, обычаи, речь дает систематичная и планомерная работа. Она воспитывает чувство дружбы, уважения, симпатии, что оказывает влияние на формирование личности в целом.

Обобщая мое теоретическое и практическое исследование можно предположить, что оно имеет перспективы дальнейшего развития.

Список литературы:

1. Акунова Г. Н, Корхунова В. Н. Приобщение детей дошкольного возраста к трапдиционной культуре алтайцев/ Г. Н. Акунова, В. Н. Корхунова. г. Горно-Алтайск, 2002г. -с. 30-31

2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. / Л. Ф. Обухова М. : 2000.- 245с.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования // Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -4-е изд., перераб. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

4. Тобоева Е. Н. Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО/ Е. Н. Тобоева г. Горно-Алтайск, 2015г-с. 8-9

5. Укачина К. Е. Алтайдын Чолмоны/ К. Е. Укачина №21-23, 2013г. с. 4

Публикации по теме:

Конспект развлечения «Традиции и обычаи белорусского народа» Конспект развлечения на тему : «Традиции и обычаи Белорусского народа»Программное содержание: 1. Расширять знания о том, что наша страна.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Традиции, обычаи, быт бурятского народа» Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа. Задачи: 1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского.

Конспект занятия «Традиции и обычаи бурятского и русского народа» Тема: «Традиции и обычаи русского и бурятского народа» Цель: Приобщение детей к истокам русской и бурятской культуры. Задачи: 1. Обогатить.

Презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа» Презентацию сделала: музыкальный руководитель МБДОУ «Белочка» Горлова Наталья Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить.

Материал для папки-передвижки «Традиции и обычаи русского народа» Папка-передвижка «Традиции и обычаи русского народа». Цель: Прививать детям любовь к традициям народов России, национальным богатством,.

Презентационный материал к конспекту занятия «Традиции, обычаи, быт бурятского народа» Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа. Задачи: 1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского.

Сценарий развлечения в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа» Развлечение в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа» Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать.

Конспект занятия «Традиции и обычаи народа Ханты» Тема: Традиции и обычаи народа Ханты Звучит музыка народов ханты. Дети заходят в зал. Давайте поздороваемся с нашими гостями и родителями.

Тематическая неделя «Традиции и обычаи нашего народа» (старшая группа) Тематическая неделя «Традиции и обычаи нашего народа» (старшая группа) Цель: Расширять представления о народной культуре и национальных.

Традиции и обычаи мордовского народа Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие детей дошкольного возраста через традиции и обычаи алтайского народа
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 09:07
+49Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через традиции и обычаи алтайского народа» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Мандаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД