татьяна пестерникова
Проект «Я сам» трудовое воспитание детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».
Пояснительная записка
«Трудолюбие - это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат собственной честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя - свои усилия, свое имя. Радость труда - могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива».
Публикация «Проект „Я сам“ трудовое воспитание детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Актуальность
Актуальность значения труда нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского,А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого,П. П. Блонского и других.
Трудовая деятельность и способности к ней формируются ещё в раннем детстве. Немаловажную роль в этом процессе играет семья. Уже в этом возрасте родители должны давать малышу посильные задачки, такие как сборка игрушек в ящик, протирание предметов от пыли, мытье лица и рук, сохранение порядка в одежде. Ранний возраст — это начальный период трудового воспитания детей. Именно в это время закладываются предпосылки для трудовой деятельности. Малыш уже может понять связь между совершенным действием и полученным результатом. В раннем детстве развиваются произвольные движения и орудийные действия. Малыш уже способен выполнять продуктивную деятельность. Более того, в нём заложено стремление решать простенькие задачки без помощи взрослых. Развитие орудийных действий позволяет малышу пользоваться ложкой, чашкой, лопаткой и другими подобными предметами. Позже ребенок научается снимать носки, расстегивать пуговицы и т. п. За счёт овладения простыми действиями у ребенка вырабатываются двигательные умения и навыки и интерес к трудовой деятельности. На втором году жизни закладывается развитие самообслуживания. Сначала малыши учатся чему-то, затем закрепляют полученные умения. К трем годам самообслуживание начинает усложняться. Дети непросто моют руки или снимают штанишки, а делают это осознанно, в определенном порядке. Естественно, что малышам пока ещё не обойтись без помощи родителей. Обучение трудовым действиям должно происходить индивидуально, в процессе ухода за ребенком и общения с ним. Взрослый должен объяснить и показать малышу, как совершить то или иное действие. Самообслуживание формируется в игре. Можно предложить малышу раздеть и одеть куклу. В этой игре ребенок учится расстегивать и застегивать одежду.
«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Цель проекта :
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей навыки самообслуживания.
2. Познакомить с основными трудовыми действиями помощника воспитателя.
3. Развивать навыки хозяйственно-бытового труда.
4. Приобщать воспитанников к труду в природе.
5. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков
личной гигиены дома.
Участники проекта :
воспитатели, дети ясельной группы, родители.
(24.04.2023-24.05.2023, информационный, игровой.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
1. Определение темы проекта.
2. Формулировка цели и определение задач.
3. Подбор материалов по теме проекта.
Виды труда дошкольников :
• Самообслуживание
• Хозяйственно-бытовой труд
• Труд в природе
• Наблюдение за трудом взрослого.
Формы работы с детьми:
Беседы, наблюдения, рассказы взрослых о труде младшего воспитателя, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы;
Папка передвижка «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Помощь родителей в создании Алгоритмов «мытья рук»; «Одевание на прогулку. сезонные».
Планируемые результаты
результат проекта для детей :
Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста :
Дети при небольшой помощи взрослого одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых).
Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
В присутствии взрослых выполняют простейшие трудовые поручения, оказывают посильную помощь к труду в природе.
результат проекта для родителей :
Взаимодействие детского сада и семьи.
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании у детей младшего возраста культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания, в выполнении детьми простейших трудовых поручений, оказание посильной помощи. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
Этапы реализации и содержание проекта
I этап – подготовительный
1. Изучение научно-методической литературы. информации в вопросах трудового воспитания детей раннего возраста. Цель: получение информации о данной проблеме.
2. Использование потешек в режимных моментах. Цель: использование потешек в режимных моментах в воспитании, обучении детей раннего возраста.
Работа с детьми
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
1. Пр/упр. «Послушная ложка». Чт. потешки «Вот ложка, вот чашка». Цель: формировать у детей КГН, познакомить с правилами поведения за столом, учить правильно держать ложку
2. С/игра «Напоем кукол чаем». Цель: учить детей сервировать стол для «Чайной посуды (чашка, блюдце, ложка, чайник, изделия к чаю).
3. Пр/упр. «За столом» Цель: учить детей кушать самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой.
4. Волшебное слово – спасибо Цель: формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.
Умывание
1. Рассматривание «алгоритма Мытья рук» Цель: формировать у детей представления о процессе умывания. Развивать образное мышление, учить по картинке понимать цепь взаимосвязанных и последовательных действий.
2. П/упр. «Моем руки» Чт. стих. Н. Найденвой «Наши полотенца. Цель: формировать у детей КГН учить тщательно мыть руки, пользоваться индивидуальным полотенцем.
3. С/игра «Купание куклы Кати». Цель: Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода; показывать малышам как интересно можно играть с куклой.
4. Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.
5. И/упр. «Зайка умывается» Цель: формировать навыки умывания умение закатывать рукава, правильно намыливать руки, вытирать насухо.
6. Рассматривание картинки «Мама моет дочку». Цель: формировать у детей последовательность действий в процессе умывания.
Одевание (раздевание)
1. С/игра «Кукла Маша проснулась». Цель: учить детей одеваться в определенной последовательности.
2. Д/упр. «Туфельки поссорились-подружились» Цель: учить детей правильно одевать туфельки
3. Рассматривание «Алгоритм одевания «Весна» Цель: формировать у детей последовательность действий в процессе одевания.
4. П/упр. «Одевай-ка». Цель: учить детей правильно надевать различные предметы одежды, при необходимости обращаться за помощью взрослых.
5. Беседа «Как мы одеваемся весной». Цель: побуждать детей называть предметы одежды, которые надевают весной.
СОВМЕСТНЫЙ ТРУД СО ВЗРОСЛЫМИ
1. Сбор игрушек и уборка их на место в конце прогулки Цель: развивать желание выполнять необходимую работу, развивать выносливость силу.
2. Сбор веток сломанных ветром. Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада.
3. Трудовое поручение «Чистим веранду на участке детского сада». Цель: познакомить детей, для чего надо чистить веранду, развивать выносливость.
1. Наблюдение за трудом мл. воспитателя Цель : дать представление о труде мл. воспитателя- кормит детей, моет посуду, моет пол.
2. Чтение стихотворения А. Благинина «Не мешайте мне трудиться». Цель: познакомить детей с орудиями труда : лейка, грабли, ведёрко.
3. Труд. пор. «Расстановка хлебниц и салфетниц перед обедом. Цель: оказание детьми посильной помощи помощнику воспитателя.
4. Игра-поручение «Моем игрушки». Цель: побуждать приносить в мойку игрушки для мытья
РАБОТА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ
1. Полив комнатных растений Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Д/И «большие и маленькие» Цель: закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида. Закрепить понятие «большие-маленькие». Найти растения с большими и маленькими листочками.
3. Наблюдение за цветущими растениями Цель: привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями, изменениям в их развитии.
4. Труд. пор Помыть листья растений Цель: познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте. Воспитывать бережное отношение к растениям и уходу за ними.
Взаимодействие с родителями
1.«Особенности формирования культурно-гигиенических навыков». Папка-передвижка.
2. «Как одевать ребенка в весенний период». Консультация.
3. Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки». Консультация
Заключение
Формирование трудовой деятельности у детей раннего возраста связано с тем, что увеличивается количество осваиваемых трудовых процессов, происходит освоение правильной последовательности действий. Маленькие дети способны при помощи контроле взрослого выполнять отдельные процессы при самообслуживании, в хозяйственно-бытовом труде, и в труде в природе. Но нужно помнить, что в раннем возрасте главная задача – это формирование первоначальных знаний, умений, и навыков, а не их развитие
Список литературы
1. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М. : Мозаика - Синтез, 2007 г.
2. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1999.
3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика - Синтез», 2006 г.
4. Сергеева Д. В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.
5. https://multiurok.ru/files/konspiekt-zaniatiia-trud-niani.html