Надежда Цыдыпылова
Основы формирования игровых умений детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
Сухомлинский Василий Александрович
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Для ребенка игра — это жизнь.
Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе».
Все естественные потребности у ребенка: познавательная, художественная, музыкальная, могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности. В игре у ребенка развивается способность к преобразованию действительности в образе.
Игра в жизни ребёнка должна усложняться и постепенно переходить в другой вид деятельности. Если ребёнок в дошкольном возрасте наигрался, дальше ему будет интересно учиться, то есть ставить себе задачу, придумывать способ решения и таким образом развиваться.
Какие же функции несёт в себе игра? Во первых, функцию самореализации, где игра является областью применения и проверки опыта, полученного от других детей. Так же игра несёт в себе коммуникативную, обучающую и развлекательную функции, которые помогают максимально проявлять себя в игре, и дают возможность преодолевать различные трудности в поведении, получать новые, яркие эмоции.
К сожалению, игра утратила свою роль в жизни ребёнка. Современные дети играют в основном в компьютерные игры, мало гуляют и общаются друг с другом. А взрослые мало времени и внимания уделяют своим детям. Отсюда можно сделать вывод, что у детей возникают проблемы со здоровьем, плохо развивается воображение, мышление, память. Они не интересуются процессом игры. Все привычные игры утратили для них значение, так, как на первом месте сейчас, игра в телефонах, где они хотят быстро достичь результата.
Данная тема актуальна, так как значение игр для детей любого возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка.
Для успешного овладения игровой деятельностью у детей должны быть
сформированы игровые умения – преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы. На основе исследований установлено, что в младшем дошкольном возрасте ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником.
Чтобы освоить игровые умения, ребенок должен владеть языком игры – игровым действием в его разнообразных формах. Для этого в детском саду проводится систематическая и последовательная работа по формированию игровых умений детей младшего дошкольного возраста. Где от педагога требуется методически грамотное включение разных видов игр и в качестве самостоятельной деятельности детей, и как средство организации познавательной, творческой активности и развития показателей физического роста. С помощью игр воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Но, воспитателю нужно научиться наблюдать за играющими и анализировать их игры. Так же, учитывая индивидуальные особенности детей, руководить развитием игры каждого ребенка, формировать умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Таким образом, все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми.
Ведущими видами игр, имеющими большое значение для развития детей младшего дошкольного возраста являются:
- Подвижные игры, развивающие как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Укрепляют разные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, улучшают осанку, снимают утомление и повышают работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений развивая в них рефлексию и волю.
- Ролевые игры, которые являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие персонажу. Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных ситуаций. Для ребенка очень важно распределение ролей. Чем старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя. Ребенок, как правило, берет на себя роли, соответствующие его полу.
- Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания. Родители тоже могут использовать этот вид игр в своей родительской практике. Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.
Немаловажна организация предметно-развивающей среды в ДОУ, так как она создает условия для творческой деятельности детей, побуждает их к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса. Поэтому важно, чтобы все пространство, было эстетичным. В соответствии с примерной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования развивающая предметно-игровая среда должна соответствовать следующим требованиям:
1) Насыщенность среды,
2) Трансформируемость пространства,
3) Полифункциональность материалов
4)Вариативность среды
5) Доступность среды
6) Безопасность предметно-пространственной среды,
В формировании игровых умений у детей младшего дошкольного возраста большую роль играют родители. Важно не просто взаимодействовать и сотрудничать с родителями, но и развивать педагогическую компетентность по формированию игровых умений у детей младшего дошкольного возраста. Ряд современных ученых трактуют педагогическую компетентность родителей как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Т. В. Бахуташвили, Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гладкова, Т. В. Кротова, Т. А. Куликова и др.);
Таким образом, чтобы сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение осуществлять разнообразные условные игровые действия, должны быть созданы педагогические условия, которые способствуют эффективному формированию игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
К ним относятся: использование сюжетно-ролевых игр, повышение педагогической компетентности родителей в формировании игровых умений детей, создание предметно-игровой среды.