Наталья Самарина
Проект «Я — финансист»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный; групповой; краткосрочный.
Участники проекта : Дети, воспитатели, родители подготовительной группы.
Сроки реализации: 01.02.2021г-26.02.2021г.
Актуальность:
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Публикация «Проект „Я — финансист“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.
Новизна проекта
Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.
Цель:разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Обучающая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе;
Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий,
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Воспитательные задачи: воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- приобретение новые знаний социально-экономического характера,
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.
Для родителей:
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам.
Для педагогов:
Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Сроки реализации:
I этап - подготовительный:
1. Составление поэтапного плана работы проекта;
2. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
3. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
II этап – основной:
1. Реализация проекта.
2. Провести занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.
3. Спланировать и провести экскурсию в магазин, музей, библиотеку, почту.
4. Организовать и провести сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Банк», «Кафе».
5. Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции.
6. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.
7. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; поисковая деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег; оформление «папки – передвижки».
8. Систематизировать накопленный материал.
III этап – заключительный:
1. Осуществить анализ работы по проекту.
2. итоговое мероприятие: «Аукцион детских работ».
План мероприятий
Дата
Содержание Задачи
Сентябрь
1. Игра - беседа на тему:
«Что такое экономика»
«Семейная экономика»
1. Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников».
2. Создание карты города на тему «Карта путешествий»
3. Просмотр фотоальбома «Достопримечательности г. Чебоксары», «природа г. Чебоксары»
4. Просмотр мульти презентации: «Люди каких профессий трудятся в г. Чебоксары»
5. Аппликация на тему: Друзья Гнома Эконома
- Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве);
- Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики.
- Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.
- Учить детей слушать и понимать, чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей.
- Создать карту путешествий по городу Чебоксары.
Октябрь «Бюджет семьи»
1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница».
2. Работа с родителями. Создание поделки на тему «Расходы семьи».
3. Изготовление атрибутов для игр.
4. Дидактическая игра «Какие бывают доходы»
- Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)
- Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.
- Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.
Ноябрь «Собираемся путешествовать»
1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».
1. Дидактическая игра «Наши потребности»
- Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека.
- Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных)
- Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей.
- Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения
- Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности.
Декабрь «А что такое деньги?»
1. Занятие на тему «Что такое деньги»; «История возникновения денег»
2. Сюжетно-ролевая игра «Банк», «Сберкасса»
3. Экскурсия в сберегательный банк города.
4. Дидактическая игра «Путешествие денежки»
5. Настольная игра «Коммерсант»
6. Просмотр видеофильма «Деньги разных стран»
- Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.
- Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран.
- Продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр, банк как место их хранения; производство денежных знаков.
- Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых.
- Закрепить знания детей о деньгах разных стран.
Январь «Это что за магазин?»
1. Экскурсия в продуктовый магазин «Маленькие покупки»
2. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Рынок», «Супермаркет»
3. Проблемная ситуация «Удачная покупка»
- Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки.
- Продолжать учить считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.
Февраль - апрель «Кто же нам поможет?»
1. Экскурсия на кухню, в прачечную, в швейную комнату.
2. Беседа с инспектором ДПС, с пожарным.
3. Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть»
4. Работа с родителями. Изготовление альбома «Кем я хочу быть»
5. Создание дерева «Профессии»
6. Занятие на тему «Труд пчеловода»
- Продолжать знакомить детей с экономической категорией – труд.
- Расширить знакомство с видами труда сельскохозяйственный, ремесленный, домашний.
- Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение.
- Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт- деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества.
- Формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость
- Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.
«Зоопарк нашей мечты»
1. Составление карты «Потребности животных»,
2. Составление карты «Потребности растений»
3. Дидактическая игра «Накорми животных зоопарка»
4. Игра в лабиринт «Дом для зайчика»
- Закрепить знания детей о потребностях животных и растений; воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них.
- Закреплять представления детей о животных – обитателях зоопарка.
- Развивать речь, внимание.
- Воспитывать желание накормить обитателей зоопарка, правильно подобрав корм.
- Развивать внимание детей при прохождении по лабиринту, помочь зайчику подобрать себе жилье.
Октябрь - Май «Площадь мастеров»
• Утренник – развлечение «Осенняя ярмарка»
• Игра – занятие «Мир рекламы»
• Создание рекламного альбома из газетных, журнальных вырезок.
• Изготовление рекламной папки
• «В мире рекламы» (рисование детьми)
Работа с родителями.
• КВН с родителями на тему «Путешествие в мир экономики»
• Изготовление товара – мороженого и его реклама
• Создание рекламы на товар (выпуск стенгазеты)
• Встреча с увлеченным человеком (Игнатьева З. И. -)
• Игра-занятие «Ярмарка»
• Награждение детей дипломами
• «Настоящий экономист»
- Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей;
развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов; воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью;
закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т. д. ;
дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены.
- Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда
(товары, услуги).
- Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).
- Развивать творческие способности.
- Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду;
- Убедить родителей в важности экономического воспитания;
- Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями.
- Побуждать к деловой активности.
- Формировать представления детей об увлечениях взрослых людей и их способах реализации, познакомить с народной игрушкой – куклой самоделкой, способами изготовления куклы.
- Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность.
- Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.
- Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.
- Формировать устойчивый интерес детей к народным промыслам;
- Способствовать развитию памяти, интонационной выразительности речи;
- Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности.
Выводы:
1. Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
2. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
3. осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
4. Видят красоту человеческого творения;
5. Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
6. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
7. Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Дальнейшие планы проекта :
1. Продолжить работу по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников.
2. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.
Список литературы
1. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001. - №4, с. 24-26
2. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16
3. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75