Трофимова Ольга
Проект «Использование элементов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников 4–7 лет с ОНР»
Актуальность проекта
Дошкольникам с общим недоразвитие речи сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёма-ми и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Связная речь состоят из фрагментов, логически не связанных между собой; высказывания короткие, содержит низкий уровень информативности.
Публикация «Проект „Использование элементов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников 4–7 лет с ОНР“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поэтому перед нами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Вид проекта :
• по числу участников: индивидуальный.
• по времени проведения: 3 года.
Цель проекта :
• развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР элементами мнемотехники.
Задачи:
• совершенствовать предметно - развивающую среду, способствующую формированию речевого развития воспитанников средствами мнемотехники;
• формировать речевые умения составлять рассказы о предметах, по картинам, из личного опыта с помощью графических аналогий;
• повысить уровень компетентности родителей и педагогов ДОУ в во-просах развития связной речи дошкольников.
Участники проекта :
• учитель – логопед;
• воспитанники ДОУ;
• воспитатели;
• родители,
Ожидаемые результаты:
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды наглядным материалом (картотека мнемотаблиц по лексическим темам);
• формирование речевых умений составлять рассказы о предметах, по картинам, из личного опыта с помощью графических аналогий;
• организация совместной работы учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей по выработке единых подходов в вопросах развития речи с использованием элементов мнемотехники.
Этапы проекта :
I этап - подготовительный (сентябрь - декабрь 2019г.)
II этап - основной (январь 2020-апрель 2022г.)
III этап - заключительный (май 2022г.)
Механизм реализации проекта
№/№ Название этапов Повышение собственной профессиональной ком-петентности Просветительская работа с родителя-ми Работа с педаго-гами
1 Организацион-ный • вводный мониторинг, обработка результа-тов;
• изучение научной и методической лите-ратуры по теме про-екта, опыта работы коллег в сети Интер-нет по теме исследо-вания;
• разработка плана взаимодействия с участниками проекта;
• подготовка матери-альной и методиче-ской базы: изготов-ление мнемотаблиц по лексическим те-мам, совершенство-вание зоны речевого развития.
• анкетирование, привлечение
родителей и воспитателей к
работе над проектом.
Механизм реализации проекта
№/№ Название эта-пов Совместная творче-ская деятельность ло-гопеда и воспитанни-ка Просветительская ра-бота с родителями Работа с педаго-гами
2 Основной • знакомство с сим-волами и с тем, что на них изоб-ражено, работа с мнемоквадратами;
• обучение детей умению кодиро-вать информацию, т. е преобразовы-вать символы в образы;
• работа с мнемодо-рожками;
• знакомство и обу-чение детей со-ставлению расска-за с опорой на символы (образы);
• работа с мнемо-таблицами (со-ставление расска-зов по лексиче-ским темам). • консультации: «Возрастные осо-бенности развития речи дошкольни-ков 4-5 лет», «Что такое мнемотех-ника?», «Разучи-вание стихотворе-ний с помощью мнемотехники» «Использование загадок, как сред-ство формирова-ния выразительно-сти речи».
• выпуск буклетов: «Чудо – мнемо-техника!», «В по-мощь родителям».
«Путешествие в мир сказок». • консультации:
«Возрастные особенности развития речи дошкольников 4-5 лет», «Что такое мнемо-техника?», «Послушный ветерок», : «Учимся иг-рая»;
• консультация-практикум:
«Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольни-ка»,
• оформление стендовой информации.
Механизм реализации проекта
№/№ Название эта-пов Совместная деятель-ность логопеда и вос-питанника Просветительская ра-бота с родителями Работа с педаго-гами
3 Заключитель-ный • проведение итого-вого мониторинга.
• сравнительный анализ показате-лей результатов вводного и итого-вого мониторинга связной речи вос-питанников.
• определение даль-нейших перспек-тив работы.
• анкетирование.
• повышение компе-тентности родите-лей в вопросах эко-логического воспи-тания детей.
• размещение резуль-татов проекта на сайте учреждения.
• проведение мультиме-дийной пре-зентации проекта на педагогиче-ском совете учреждения, с целью по-вышения уровня педа-гогических знаний и умений.
Использованные источники
1. Глухов, В. П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи / В. П. Глухов. М. : «Спутник+», 2010. 371 с.
2. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16
3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.
4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
5. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.
6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.
7. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С. 59-62.