Наталья Гуляева
Проект Использование театрализованной деятельности в работе с детьми, с проблемами обучения и поведения.
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Использование театрализованной деятельности в работе с детьми, с проблемами обучения и поведения.
(Интеграция деятельности музыкального руководителя и педагога психолога)
Вера в волшебство и чудеса живёт внутри нашей души, как её потенциальная способность, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.
Публикация «Проект Использование театрализованной деятельности в работе с детьми, с проблемами обучения и поведения,» размещена в разделах
Всё чаще мы встречаем детей агрессивных и гиперактивных, тревожных, с трудом общающихся со сверстниками, нечувствительных к социальным нормам и правилам, не умеющих вести себя на занятиях. Для них характерны конфликтность, эмоциональная неустойчивость, чрез мерная подвижность, застенчивость, робость, снижение интеллектуальных способностей. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. В период психологической адаптации ребёнка в школе у первоклассников могут возникать страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязность и суетливость.
Проблема детей с особым образовательными потребностями становится с каждым днем всё более актуальной. В ФГОС говорится, что реализация Программы должна реализовываться в специфических для детей формах деятельности : познавательной, исследовательской, творческой. Одним из таких способов, средств коррекции проблем дошкольников является театрализованная деятельность, которая относится к современным игровым технологиям и построена на сотворчестве взрослых и детей. Она интересна, любима, наиболее близка и доступна ребёнку, поскольку в основе её лежит игра. И ещё этот вид деятельности является частью коррекционной работы педагога -психолога, в игре происходит коррекция, как отдельных психологических функций, так и формирование личности ребёнка в целом.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого - либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Сегодня всё больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребёнка, т. е. способности ребёнка удивляться и познавать, умения находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового. Включение детей в разнообразные формы театрализованной деятельности способствует более эффективному развитию креативности детей дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность интегративна так как в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.) А учитывая способности психологического развития детей с проблемами развития, музыкальный фольклор - ценный материал для расширения музыкально- образовательных задач и коррекции недостатков познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы, социально- психологической адаптации. Одна из главных задач музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей, одним из средств развития которых является театрализованная деятельность, объединяющая в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной задаче - созданию художественного образа.
Так как театрализованная деятельность является одним из средств коррекции проблем ребёнка в работе педагога психолога и средством развития творческих способностей, можно сказать, что работа педагога - психолога и музыкального руководителя является взаимодополняемой. Поэтому мы решили реализовать совместный проект «Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с проблемами обучения и поведения».
Отбор детей для участия в проекте осуществляется нами из основания результатов диагностик, выявление проблемных зон развития, наблюдений педагогов
Цель проекта : Интеграция работы музыкального руководителя и педагога – психолога в коррекции речевой, познавательной и эмоциональных сфер, развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности.
Содержание театрализованной деятельности :
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
-разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
-импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки;
-Игры – драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли;
-игры – драматизации с пальчиками – атрибуты ребёнок надевает на пальцы, сам действует за персонажа;
- игры – драматизации с куклами – бибабо
Задачи проекта :
-Решение проблем эмоционально - личностного развития детей через вовлечения их в театрализованную деятельность
-Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать
-Формирование речевой деятельности, как средства общения
-Знакомство детей с содержанием художественных произведений
-Развитие сферы чувств, соучастие, сопереживание;
-Формирование интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
-Побуждение детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т. д)
- Развитие у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение свободно и естественно держаться при выступлении на сцене.
Срок реализации проекта : Февраль – декабрь 2016 г
Участники: Дети «группы риска» (2мл. гр. №7№8, средняя группа №№9,4. старшая группа №№3,11, подготовительная к школе группа №№ 12,10.
Презентация проекта : Представление материалов проекта на сайте ДОУ, участие в региональной экспериментальной площадке.
Популяризация проекта : Выступления участников проекта среди групп детского сада, перед родителями
Ожидаемый результат:
- в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
-развиваются психические процессы :внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
-происходит развитие различных анализаторов: зрительного слухового, речедвигательного;
-активируется и совершенствуется словарный запас, выразительность речи;
-совершенствуется моторика, координация, плавность, целенаправленность движений;
-развивается эмоционально –волевая сфера;
-происходит коррекция поведения;
-стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности;
-совершенствуются исполнительские умения умения детей;
-создание положительного фона, эмоционального комфорта;
-формирование способности к импровизации.
Предварительная работа :
-Просмотр кукольных спектаклей, прослушивание мелодий, постановка танцев, игры на музыкальных инструментах и т. д – музыкальный руководитель….
-Психокоррекционные этюды (содержание соответствует одной из патологических доминант – страх, застенчивость, агрессивность) : игры (снятие психоэмоционального и телесного напряжения, отработка механизмов саморегуляции, развитие воображения, развитие коммуникативных навыков); пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики); педагог психолог
-Чтение художественной литературы, рассматривание книжных иллюстраций, творчество ребёнка в речевой, игровой, изодеятельности – воспитатель.